Тема 9. Факторы устойчивости доходов фирмы
В условиях рынка, неустойчивости общей конъюнктуры рынка каждая фирма стремится к стабилизации результатов производственной деятельности, закреплению места на рынке, увеличению прибыли. Анализируя западную экономическую литературу, можно сделать вывод, что далеко не каждая фирма стремится к максимизации прибыли. По мнению некоторых исследователей, конечной целью фирмы является закрепление позиций на рынке, увеличение объема продаж.
Г.Саймон за исследование поведения фирмы получил Нобелевскую премию в области экономики. Г.Саймон доказал, что каждая фирма стремится к получению определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать. Эволюционная теория также доказывает, что фирмы не достигают максимально возможного уровня прибыли, так как не могут получить и использовать полную рыночную информацию. В постоянно изменяющихся рыночных условиях и отсутствии анализа сложной рыночной ситуации фирма не может разработать оптимальную стратегию и достичь максимума прибыли, а следовательно, фирма не планирует больший объем производства, который позволил бы максимизировать прибыль. Японские экономисты в последние десятилетия ХХ века, разрабатывая долгосрочную стратегию фирмы, не ставили целью максимизацию прибыли, так как считали, что в усложняющихся условиях общественного производства, в условиях единого всемирного хозяйства, в условиях функционирования переплетающихся мировых рынков важнее сохранить и закрепить место фирмы на рынке.
Важными целями функционирования фирмы в современных условиях являются:
а) завоевать рынок, закрепиться на рынке, расширить долю рынка;
б) удовлетворить общественные потребности и запросы потребителей;
в) получить прибыль.
Прибыль является целью функционирования фирмы, но фирма не стремится к получению максимальной прибыли в краткосрочный период времени, а стремится к получению прибыли в условиях владения расширяющейся долей рынка, завоеванию новых рынков, т.е. стремится к получению оптимальной прибыли в долгосрочный период.
Устойчивость дохода, прибыли фирмы зависит от ряда причин и напрямую связана с качеством, эффективностью стратегических решений.
В разработке стратегии фирмы на рынке необходимо учитывать следующие факторы, определяющие стабильность прибыли, доходности:
- структурные изменения в экономике;
- инфляцию;
- характер конкуренции на рынке и место фирмы на рынке;
- степень государственного регулирования экономики;
- масштабы нововведений на фирме, уровень НТП в отрасли;
- капитальные затраты на освоение новых видов продукции и др.
Все названные экономические явления, которые фирма должна учитывать, повышают степень риска и влияют напрямую на результаты её деятельности.
Важнейшей задачей фирмы является выбор стратегии управления не на текущее время, а на перспективу. Следовательно, фирма должна определить долговременные цели развития и выделить факторы повышения доходности, прибыльности с учетом изменений на рынке.
Фирма должна знать как внешние условия роста доходности, так и потенциальные возможности самой фирмы и определить условия реализации каждого фактора, воздействующего на результаты деятельности, сроки и условия перехода:
- к новой продукции;
- к новой технологии;
- к новой системе управления;
- к новой внутренней политике.
Стратегия фирмы должна постоянно изменяться и быть гибкой.
Следовательно, стратегическое управление фирмой предлагает постоянный анализ внутренних и внешних условий функционирования фирмы и контроль за их изменениями.
Факторами устойчивости доходов фирмы являются:
1. Разработка новых видов продукции. Новая продукция помогает контролировать рынок на перспективу. Здесь важно не просто следовать требованиям рынка, а самой фирме активно формировать новые рынки. При этом возникает часто вопрос: «Если продукция фирмы и так в данный момент пользуется спросом, большим спросом, стоит ли создавать новую продукцию сегодня?»
В данной ситуации целесообразно иметь в виду:
- новая продукция может позволить снизить издержки, а, следовательно, повысить эффективность использования экономических ресурсов фирмы, эффективность производства товаров;
- новая продукция дополняет ассортимент производимых фирмой товаров (старые виды продукции также пользуются спросом, но надоедают покупателям, а новые виды товаров помогают выстоять в конкурентной борьбе);
- те фирмы, которые постоянно работают над обновлением продукции, при неожиданных ситуациях на рынке не будут захвачены врасплох.
2. Борьба за качество продукции - важное средство повышения доходности. Даже новая продукция, но с низким качеством не принесет большого дохода. Фирмы учитывают роль научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР). НИОКР расценивается и как важное условие высокого качества, и как процесс научной и инженерной разработки какого-либо проекта с целью увеличения доходности, обеспечения конкурентоспособности.
Развитие сферы НИОКР рассматривается фирмами как потребность иметь в будущем устойчивый рост доходов. Управление НИОКР становится важнейшей составной частью стратегического управления фирмой, позволяет определить на будущее направления более эффективного использования ресурсов для достижения устойчивого дохода.
3. В современных условиях ключевым моментом, оказывающим влияние на устойчивость дохода фирмы, предприятия, является постоянное совершенствование системы управления: система управления здесь рассматривается как широкое ёмкое понятие, включающее и методы управления фирмой, и структуру фондов, и организацию производства и т.п.
Система управления должна оптимально сочетать элементы централизации и самостоятельности.
4. Важным фактором устойчивости доходов фирмы в современный период является кадровая политика.От качественного состояния персонала зависит осуществление стратегий управления. Каждый работник фирмы – это решающий фактор в обеспечении эффективности производства, повышении качества продукции, сохранении конкурентоспособности. Поэтому главная функция кадровой политики состоит в организации дела таким образом, чтобы работники умели, могли, были заинтересованы сделать больше и лучше для фирмы и повышали свою квалификацию.
Фирма должна формировать кадровую политику, ориентированную на успех, закрепление экономических результатов фирмы. Формируя кадровую политику, каждая фирма может руководствоваться следующими принципами:
- ни одно предложение не должно остаться без внимания;
- каждый работник фирмы может и должен проявлять самостоятельность и инициативу;
- между работниками фирмы не должно быть конкуренции, противопоставления точек зрения;
- разрабатываются условия эффективного использования имеющихся кадров: сотрудничество, обмен опытом и т.п.
Многое в эффективном использовании кадрового потенциала фирмы зависит от продуманности системы: продвижения работников по службе, участия работников в прибылях, стремлении работников к укреплению финансового положения фирмы. Каждый должен быть заинтересован в росте дохода фирмы.
5. Фактором роста доходности и обеспечения устойчивости доходов любой фирмы являетсяфинансовая политика фирмы.
Финансовая политика создаёт движущие силы и стимулы для развития фирмы и укрепления её положения на рынке.
Финансовая политика включает:
а) разработку основных направлений использования денежных средств и получения от них максимальной отдачи как в текущем периоде, так и на долгосрочную перспективу;
б) разумный риск: направления вложения и источники доходов должны быть дифференцированы, т.к. не все вложенные финансовые средства принесут доход;
в) фирма должна стремиться к финансированию разных направлений научных исследований.