Место и роль государства в рыночной экономике
Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и' таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.), оно играло роль «ночного сторожа», охранявшего частную деятельность. В XX веке роль и функции государства существенно изменились.
Все те негативные стороны рыночной экономики, которые были рассмотрены выше, могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий рыночных регуляторов – цель экономической деятельности государства.
Исходя из вышесказанного можно определить основныеэкономические функции государства (правительства):
• обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);
• защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред всему обществу, постольку антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становится функцией государства;
• перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);
• финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
• изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
• контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
• финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование).
Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государственный сектор и государственное предпринимательство. ВXX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п.
Государственный сектор базируется на государственной собственности, которая преобладает в сферах экономики, имеющих большое народнохозяйственное или социальное значение, в капиталоемких, убыточных или малоприбыльных отраслях, не выгодных для частного бизнеса. (Это, в частности, объясняет более низкую эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими.)
Практически государственная собственность представлена преимущественно в следующих сферах и отраслях экономики:
• производственная инфраструктура (энергетика, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.). Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, часто требуют дотаций. Поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности;
• социальная (непроизводственная) инфраструктура – образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.;
• новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу – атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.
В некоторых странах значительна доля государственной собственности в добывающих отраслях промышленности, что обусловлено их высокой капиталоемкостью и малой рентабельностью.
Границы распространения государственной собственности в рыночной экономике подвижны. Доля государственной собственности меняется в зависимости от того, какое ее сочетание с частной собственностью наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, росту социально-экономической эффективности, недопущению отставания от других стран. (В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; в 80-х годах – проводится приватизация и свертывание государственного сектора.) В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции – 22,8%, ФРГ – 14, Италии – 20, Великобритании – 16,7, Австрии – 24%.
Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач.
Государство в рыночной экономике является производителем общественных товаров и услуг (благ). Особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство. Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые характеризуются следующим:
• неисключаемостью – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (если существует армия, то в случае необходимости Вы не можете сказать: «Меня защищать не надо!»);
• неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);
• с увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);
• выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой, а с их производством (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост).
Наряду с непосредственной предпринимательской деятельностью, государство выполняет обширные регулирующие функции, воздействуя на частный сектор в целях достижения тех или иных результатов.
Регулирование экономики государство осуществляет на основе соответствующего законодательства (законов о собственности, о сделках, договорах и обязательствах, о защите потребителей, о труде и социальной защищенности, об охране природы, налогового, антимонопольного и т.п. законодательства).
Все методы воздействия государства на экономику могут быть подразделены на административные и экономические. Административные методы базируются на силе государственной власти ,и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения.
Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капиталовложений, обеспечение занятости, структурной перестройки, экономического проста, борьбы с инфляцией, поощрения экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику.
Налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность – вот основные инструменты государственного воздействия на экономику в условиях рынка. (Подробно методы государственного регулирования экономики будут рассмотрены в III разделе курса «Макроэкономика».)
Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы и направления государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику до допущения его в очень широких масштабах.
В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Модели рыночных экономик
Модели Критерии | Социальное рыночное хозяйство | Смешанная экономика | Корпоративная экономика |
Цель государственных программ | Защита интересов граждан | Создание условий для развития предпринима- тельства | Защита интересов крупного бизнеса |
Принципы регулирования экономики | Долгосрочное программиро- вание | Использование преимущественно тактических методов | Определение основных приоритетов |
Доля государст-венного сектора | Около 30% | Около 10% | Незначительная |
Наиболее типичные страны | Швеция, Германия | США | Япония |
В заключение следует подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования.
Переходная экономика России
В течение 70 лет в России господствовала плановая (командная) экономика. Абсолютное преобладание государственной собственности, непосредственное, прямое регулирование экономики имели своим следствием преодоление в короткие сроки отставания России от индустриально развитых стран, существенные достижения в социальной сфере.
Однако со временем стали все больше проявляться и нарастать отрицательные последствия планового функционирования экономики:
• снижение эффективности производства;
• преобладание экстенсивного типа развития;
• невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса;
• диспропорциональность развития народного хозяйства;
• уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп;
• подрыв трудовой мотивации работников;
• исключение предпринимательской инициативы;
• постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит.
Глубокий кризис, охвативший экономику России в середине 80-х годов, потребовал перехода к другой экономической системе – рыночной (смешанной) экономике. Для формирования эффективного рыночного хозяйства на месте планового необходимо:
• осуществить разгосударствление экономики на основе приватизации, замены прямого директирования планирования экономики государственным регулированием;
• провести либерализацию цен и хозяйственных связей, заменив плановое ценообразование рыночным, а вертикальные хозяйственные связи (министерство–предприятие) горизонтальными (предприятие–предприятие);
• демонополизировать экономику и создать конкурентную среду – необходимое условие повышения эффективности производства;
• осуществить структурную перестройку в пользу отраслей, производящих потребительские товары;
• создать необходимую рыночную инфраструктуру;
• обеспечить социальные гарантии гражданам и поддержку нетрудоспособным и социально уязвимым членам общества;
• добиваться последовательной интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.
Все эти преобразования – условие и предпосылка создания механизма рыночного регулирования в целях повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики.
Отказ от ранее существовавшей экономической системы, ее реформирование привели к возникновению промежуточной экономической системы –переходной экономики, в которой административно-командные методы управления экономикой постепенно заменяются рыночными. Однако в ходе реорганизации плановой экономики неизбежно возникают негативные явления, среди которых наиболее болезненны:
• инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни;
• спад производства, связанный со структурной перестройкой (сокращение военного производства, тяжелой промышленности) и ограничением спроса как следствия роста цен;
• появление в связи с сокращением производства безработицы;
• снижение накоплений и инвестиционной активности предприятий, т.е. инвестиционный кризис;
• ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственной жизни (старые механизмы сломаны, новые еще не созданы или не действуют в полной мере);
• дифференциация доходов и как следствие этого нарастающее социальное расслоение.
Таким образом, в переходной экономике к тем негативным процессам, которые были следствием планового ведения хозяйства добавляются новые отрицательные явления, ухудшая состояние экономики и усложняя те задачи, которые должно решать общество в переходный период.
О состоянии российской экономики можно судить на основании следующих данных (табл. 3.3).
Таблица 3.3