Нахождение корней уравнения методом деления отрезка пополам
Хорошим упражнением по работе с Excel является программирование на рабочем листе алгоритма нахождения корня уравнения F(x)=0 методом деления отрезка пополам. Пусть непрерывная функция F(x) имеет значения разных знаков на концах отрезка [a;b], т.е.
F(a)F(b)<0.
Тогда уравнение F(x)=0 имеет корень внутри этого отрезка. Отрезок [a;b] называется отрезком локализации корня.
Пусть с=(a+b)/2 – середина отрезка [a;b]. Если F(a)F(c)£0, то корень находится на отрезке [a;c]; если F(a)F(c)>0, то за новый отрезок локализации берём [c;b].
Отметим, что новый отрезок локализации корня в два раза меньше первоначального. Процесс деления отрезка для локализации корня продолжаем до сих пор, пока его длина не станет меньше e, точности нахождения корня. В этом случае любая точка отрезка локализации отличается от корня не более чем на e/2.
На рис. 4.3 приведены результаты нахождения корня с точностью до 0,001 методом деления отрезка пополам уравнения х2 – 2 = 0. За первоначальный отрезок локализации корня выбран [0;2].
Рис. 4.3. Нахождение корня уравнения методом деления отрезка пополам
Для реализации этого метода необходимо ввести в ячейки рабочего листа формулы либо значения, приведенные в табл. 4.1.
Таблица 4.1 – Формулы для нахождения корней уравнения
Ячейка | Формула либо значение |
A6 | |
B6 | |
C6 | =(A6 + B6)/2 |
D6 | =(A6^2 – 2)*(C6^2 – 2) |
E6 | =C6^2 – 2 |
F6 | =ЕСЛИ(В6 – А6<$C$3; “Корень найден и равен” &Текст(С6; “0,0000”); ““) |
A7 | =ЕСЛИ(D6<=0;A6;C6) |
B7 | =ЕСЛИ(D6<=0;C6;B6) |
C7 | =(A7+B7)/2 |
D7 | =(A7^2-2)*(C7^2 – 2) |
E7 | =C7^2 – 2 |
F7 | =ЕСЛИ(В7 – А7<$C$3; “Корень найден и равен” &ТЕКСТ(С7; “0,0000”);””) |
Замечание. Функция ТЕКСТ – это функция из категории функций по работе с текстом. Она преобразует значение в текст в заданном числовом формате:
ТЕКСТ (значение; формат)
- значение – это числовое значение или ссылка на ячейку;
- формат – это числовой формат с вкладки Число диалогового окна Формат ячеек.
Далее следует выделить диапазон ячеек А7:F7 и с помощью маркера автозаполнения протащить его вниз до тех пор, пока в столбце F не появится сообщение о том, что корень уравнения найден.
Примеры выполнения заданий
Построить графики функции y = x2, используя внедренные диаграммы типа "График" и "Точечная диаграмма". Результаты сравнить.
Порядок выполнения задания:
· Составить таблицу значений функции:
Значение аргумента | Значение функции |
-6 | |
-5 | |
-4 | |
-3 | |
-2 | |
-1 | |
· Выделить второй столбец таблицы.
· Вызвать Мастер диаграмм.
· В первом диалоговом окне выбрать тип диаграммы График,подтип График с маркерами, помечающими точки данных.
· Во втором диалоговом окне включить опцию Ряды в столбцах. На вкладке Ряд в качестве подписи меток по оси категорий задать значения первого столбца данных, выделив их в таблице.
· На третьем шаге работы Мастера диаграмм ввести название диаграммы "Квадратичная функция", ввести название оси категорий "Значение аргумента", ввести название оси значений "Значение функции".
· На четвертом шаге задать способ помещения диаграммы на листе, выбрав опцию имеющемся.
· Щелкнуть по кнопке Готово.
График будет иметь следующий вид:
· Вновь выделить второй столбец таблицы.
· Вызвать Мастер диаграмм.
· В первом диалоговом окне выбрать тип диаграммы Точечная диаграмма,подтип Точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров.
· Во втором диалоговом окне включить опцию Ряды в столбцах. На вкладке Ряд в качестве подписи меток по оси категорий задать значения первого столбца данных, выделив их в таблице.
· На третьем шаге работы Мастера диаграмм ввести название диаграммы "Функция x^2", ввести название оси категорий "Значение аргумента", ввести название оси значений "Значение функции".
· На четвертом шаге задать способ помещения диаграммы на листе, выбрав опцию имеющемся.
· Щелкнуть по кнопке Готово.
График будет иметь следующий вид: