Взвешенные агрегатные индексы исчисляемые в торговле
Общий индекс цен (Ip)
В этой формуле индексируемой величиной будут цены p, а весами – количество реализованных товаров в отчетном периоде.
- общий индекс физического объема товарооборота (Iq)
В этой формуле индексируемой величиной будет физический объем q, а весами – цены в отчетном периоде.
- общий агрегатный индекс (индекс стоимости продукции (товарооборота)) (Ipq)
где - товарооборот отчетного (текущего) периода;
- товарооборот прошлого (базисного) периода.
Агрегатные формы индексов взаимосвязаны, что позволяет по двум известным индексам находить третий индекс.
= х
Пример 9.
Продажа продуктов характеризуется следующими показателями.
Продукт | Август | Сентябрь | ||
кол-во | цена за единицу, р. | кол-во | цена за единицу, р. | |
Картофель, кг | ||||
Яйца, десяток |
Вычислить: общие индексы цен, физического объема товарооборота и показать взаимосвязь между ними.
РЕШЕНИЕ
1. Индекс цен:
2. Индекс физического объема товарооборота (индекс количества):
3. Индекс товарооборота через взаимосвязь индексов:
Ipq=Ip*Iq=0,7345*1,13989=1,0275 или 102,75%
Вывод: цены на продукты в сентябре по сравнению с августом сократились на 26,55 % (73,45 - 100). Количество проданных товаров в сентябре по сравнению с августом возрос на 39,89% (139,89-100). В результате чего, товарооборот в анализируемом периоде увеличился на 2,75%.
СРЕДНИЙ АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА представляет собой среднюю арифметическую взвешенную из индивидуальных индексов физического объема, а весами его служит товарооборот (продукция) базисного периода. Его определяют по формуле:
где ∑p0q0 – товарооборот базисного (прошлого) периода;
iq – индивидуальный индекс физического объема. В данной формуле определяется так:
Пример 10.
На основе приведенных данных ниже, вычислить общий индекс физического объема товарооборота.
Товар | Товарооборот базисного периода, тыс. р. | Изменение количества проданных товаров, % | Индивидуальные индексы физического объема, iq |
Холодильники | +15 | ||
Электролампы | -3 |
Следовательно, физический объем товарооборота (количество проданных товаров) в отчетном периоде увеличился на 14,42%.
СРЕДНИЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ ИНДЕКС ЦЕН представляет собой среднюю взвешенную их индивидуальных индексов цен, а весами его служит товарооборот отчетного периода.
где - товарооборот отчетного периода;
- товарооборот отчетного периода в сопоставимых ценах.
Пример 11.
На основе приведенных в таблице данных вычислить общий индекс цен.
Товар | Товарооборот отчетного периода, тыс. р | Изменение цен, % | Индивидуальные индексы цен |
Мужские костюмы | -10 | ||
Мужское пальто | +2 |
Общий индекс цен вычислим по формуле среднего гармонического индекса:
Полученная величина свидетельствует о снижении цен на пальто и костюмы в отчетном периоде в среднем на 2,58% (97,42 – 100) по сравнению с базисным периодом.
ИНДЕКСЫ ИСЧИСЛЯЕМЫЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Индекс себестоимости
где z –себестоимость произведенной продукции;
q – количество произведенной продукции.
Индекс себестоимости показывает, как в среднем изменилась себестоимость в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом.
Индекс объема продукции
Индекс объема продукции показывает, как в среднем изменилось количество произведенной продукции в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом.
Индекс затрат производства
или
Izq=Iz*Iq
Данный индекс показывает, как в среднем изменились затраты производства в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом.
Пример 12.
Имеются сведения о выпуске одноименной продукции и ее себестоимости по организациям.
Номер организации | Производство в периоде, шт. | Себестоимость 1 шт. в периоде, тыс.р. | ||
базисном | отчетном | базисном | отчетном | |
8,0 | 9,5 | |||
9,0 | 10,5 |
Вычислите следующие показатели:1) индекс себестоимости; 2) индекс объема продукции; 3) индекс затрат производства. Сделайте выводы.
РЕШЕНИЕ
1) Определяем индекс себестоимости
2) Определяем индекс объема продукции
3)Определяем индекс затрат производства
Izq=Iz*Iq=1,1754*0,9096=1,0692 или 106,92 %
Вывод: в среднем по организации себестоимость увеличилась на 17,54 %, тогда как объем произведенной продукции снизился на 9,04%. Это привело к увеличению затрат на производство продукции в среднем по организации на 6,92%.
Тема «Статистика продукции»
Продукция промышленности- это прямой полезный результат промышленно-производственной деятельности организаций (производственных объединений), принимающий форму продуктов или производственных услуг.
Процесс производства и обращения продукции находит отражение в системе стоимостных показателей: валовой оборот, валовая, товарная, отгруженная и реализованная продукция.
Валовой оборот- это выраженный в денежной форме объем продукции всех промышленно-производственных цехов организации. Валовой оборот можно также определить как сумму всех произведенных в отчетном периоде готовых изделий и полуфабрикатов. В его состав включают: готовые изделия; полуфабрикаты собственной выработки; работы промышленного характера (продукция/вспомогательных цехов), выполненные на сторону или для своих непромышленных производств; незавершенное производство.
Валовая продукция– общий объем продукции организации в денежном выражении за текущий период.Валовая продукция может быть исчислена на основе валового оборота, за минусом продукции собственного изготовления, использованной на промышленно-производственные нужды в самой организации.
В состав валовой продукции включаются: стоимость готовых изделий, предназначенных к реализации; стоимость полуфабрикатов своей выработки и изделий вспомогательных цехов, отпущенных в текущем периоде за пределы основной деятельности; стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны; изменение стоимости остатков полуфабрикатов собственного производства; изменение стоимости остатков незавершенного производства.
Товарная продукция- это продукция, подготовленная к реализации за пределы основной деятельности. В товарную продукцию включают: стоимость готовых изделий, выработанных в организации и предназначенных для реализации; стоимость полуфабрикатов своей выработки и изделий вспомогательных цехов; стоимость работ по заказам со стороны.
Чистая продукцияопределяется путем исключения из объема валовой продукции всех материальных затрат и амортизации.
Реализованная продукция– это продукция отгруженная потребителям и оплаченная ими.
Пример 13.
Имеются следующие данные по промышленной организации.
1. Выработано продукции основными цехами, всего – 83530 тыс. р., из них отгружено покупателям и оплачено ими – 80210 тыс. р.
2. Выработано полуфабрикатов, всего – 34500 тыс. р., из них потреблено в своём производстве – 21850 тыс. р. и реализовано и оплачено – 11890 тыс. р.
3. Выполнено работ промышленного характера по заказам со стороны (работы оплачены) – 528 тыс. р.
4. Остатки незавершённого производства: на начало периода – 75 тыс. р., на конец периода - 68 тыс. р.
5. Поступили платежи за продукцию, отгруженную в конце предыдущего года – 613 тыс. р.
Определите валовой оборот, валовую, товарную и реализованную продукцию.
РЕШЕНИЕ:
1. Определяем валовый оборот:
83530 + 34500 + 528 + (68 – 75) = 118551 тыс. р.
2. Определяем объем валовой продукции:
83530 + 34500 – 21850 + 528 + (68 – 75) = 96701 тыс. р.
3. Определяем объём товарной продукции:
83530 + 11890 + 528 = 95948 тыс. р.
4. Определяем объём реализованной продукции:
80210 + 11890 + 528 + 613 = 93241 тыс. р.
Тема «Статистика труда»
Основными показателями статистики по труду и заработной плате являются:
- численность и состав работников;
- фонд заработной платы;
- средняя месячная заработная плата;
- производительность труда.
Положения по статистическому учету численности работников, движению работников, использованию календарного фонда времени, фонда заработной платы содержатся в Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь.
К показателям, характеризующим численность работников относят: списочное число, явочное число и число фактически работающих.
Списочная численность - работники, принятые на постоянную, сезонную и временную работу на срок один день и более со дня зачисления их на работу.
В списочный состав включают фактически работающих и временно отсутствующих на работе по следующим причинам: находящихся в служебных командировках; не явившихся на работу по болезни, в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей; выполняющих сельскохозяйственные или другие работы; повышающих квалификацию; студентов вузов и учащихся профтехучилищ, проходящих производственную практику и зачисленных на рабочие места (должности); поступающих или обучающихся в заочных учебных заведениях и находящихся в учебном отпуске; работников, находящихся в отпусках всех видов.
В списочный состав не включают:выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера; принятые на работу по совместительству из других организаций; привлеченные на сельскохозяйственные работы (учащиеся, пенсионеры, работники из других организаций; больные хроническим алкоголизмом, помещенные в лечебно-трудовые профилактории и привлеченные к труду; безработные, привлекаемые на общественные работы; временно направленные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы; направленные организацией на обучение в учебные заведения с отрывом от производства, получающие стипендию за счет средств этих организаций и др.
Явочная численность- численность работников, вышедших па работу. Она меньше списочной численности па число неявок.
Численность фактически работающих– число явившихся и приступивших к работе лиц. Она меньше явочной численности на число целодневных простоев.
Средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) определяется:
· списочная численность работников в среднем за отчетный месяц (среднемесячная численность)
· списочная численность работников в среднем за квартал
· списочная численность работников в среднем за период с начала года по отчётный месяц включительно
· списочная численность работников в среднем за год
Пример 14.Организация начала работу с 1 июля.
Дата | Списочная численность, чел. | Дата | Списочная численность, чел. | Дата | Списочная численность, чел. |
29.06 | 10.07 | 21.07 | вых | ||
30.06 | вых | 11.07 | 22.07 | вых | |
1.07 | вых | 12.07 | 23.07 | ||
2.07 | 13.07 | 24.07 | |||
3.07 | 14.07 | вых | 25.07 | ||
4.07 | 15.07 | вых | 26.07 | ||
5.07 | 16.07 | 27.07 | |||
6.07 | 17.07 | 28.07 | вых | ||
7.07 | вых | 18.07 | 29.07 | вых | |
8.07 | вых | 19.07 | 30.07 | ||
9.07 | 20.07 | 31.07 |
Определить среднесписочную численность работников за июль и с начала года.
РЕШЕНИЕ
1. Определяем среднесписочную численность работников за июль месяц согласно инструкции
2. Определяем среднесписочную численность работников с начала года
113/7=16 чел.
Пример 15.
Определите списочную численность работников в среднем за квартал по организации, работавшей неполный квартал.
Организация вновь создана в марте. Списочная численность работников за март составляла 720 человек.
Следовательно, списочная численность работников за 1 квартал для этой организации составила 240 человек
720 = 240 чел.