Немецкая модель госрегулирования в условиях фашизма
Экономическая политика фашизма была направлена на общую милитаризацию Германии, которая рассматривалась как главное средство для выхода из кризиса, и подготовку ко Второй мировой войне. Нацистское правительство сделало упор на восстановление важных в военном отношении отраслей тяжелой и топливной промышленности, на создание предприятий, выпускающих военную технику. Это требовало сосредоточения огромных средств в руках государства. Поэтому нацисты создали сложный аппарат управления хозяйством. В июне 1933 г. при министерстве экономики образовали Генеральный совет хозяйства, призванный вырабатывать и направлять экономическую политику государства. Генеральному совету были подчинены хозяйственные группы, которые возглавляли промышленность, торговлю, финансы, а тем, в свою очередь, отраслевые группы, которые охватывали химическую, авиационную и другие отрасли промышленности. В Совет входило 16 человек, девять из которых представляли большой капитал, четыре - крупные банки и двое - крупных аграриев. Решающее слово в нем принадлежало Круппу и Сименсу-крупным промышленникам. Германия не проводила национализации, средства производства оставались преимущественно в частной собственности. Однако предприниматели имели весьма ограниченные возможности распоряжаться своими средствами производства. Промышленные ресурсы распределяли и предоставляли только для выполнения задач централизованного плана. Вопрос объемов производства, его ассортимента, цен на производимую продукцию решали централизованно. Фашистский режим установил жесткий контроль за валютными расчетами, внешней торговлей. Широко применялись методы налогового регулирования, предоставления субсидий, кредитов. Однако основным методом стал прямой административный диктат. Отличительной особенностью государственного регулирования был так называемый фюрер-принцип, закрепленный Законом об органическом построении немецкого хозяйства (1934). Согласно закону, все предпринимательские союзы переходили в подчинение министерства экономики, их возглавлял фюрер немецкого хозяйства, который мог создавать или распускать хозяйственные объединения, назначать их руководителей. В 1933 г. был принят Закон о принудительном синдицировании, согласно которому предприятия обязаны были входить в состав действующих картелей и синдикатов. Прежде всего закон внедрили в металлургической промышленности. Вследствие принудительного синдицирования шесть банков и 70 крупных компаний захватили контроль над 2/3 промышленного потенциала страны, что облегчало государственное регулирование. В 1934 году принят закон «Об организации национального труда», наделявший владельцев предприятий практически неограниченными полномочиями (они могли устанавливать уровень оплаты труда, длину рабочего дня, штрафы и т.д.). В 1938 году была введена всеобщая трудовая повинность.
Значительное место в экономике Германии занимал государственный сектор, доля которого росла. Он расширялся за счет конфискованного имущества лиц неарийского происхождения, репрессированных по разным причинам лиц, за счет захвата собственности демократических организаций, позже - за счет предприятий на оккупированных территориях.
Аграрная политика фашизма была ориентирована на создание продовольственных резервов, что требовало консолидации в этой отрасли и, как и в промышленности, создания бюрократического аппарата для ее регулирования. Все аграрные производители (на основании закона 13 сентября 1933 г.) объединились в«имперское сословие продовольствия», которое тем самым включалось в систему государственных корпораций. Министр продовольствия был вправе регулировать цены, закупки, сбыт продукции. Особый статус закреплялся за т. н. наследственными дворами, образованными по закону 9 сентября 1933 г. К ним относились владения, принадлежащие только крестьянам чисто арийского происхождения. Они пользовались значительными налоговыми льготами, на них ориентировались государственные закупки продовольствия, но их собственность вместе с тем была жестко регламентирована, не подлежала продаже, закон установил строгий порядок родового наследования таких дворов.
Итак, к 1938 г. в Германии сложилась тоталитарная централизованная система управления. Основную структуру такого управления создали на базе действующих синдикатов, которые без каких-либо изменений были преобразованы в органы централизованного управления, а их аппарат наделен общественно-правовыми функциями. В условиях нехватки необходимых инвестиций на широкомасштабные военные мероприятия, без помощи других стран, методы государственного регулирования приобрели ярко выраженных прямых административных форм. Такой вариант вмешательства государства в хозяйственную жизнь оказался эффективным и дал возможность фашистскому режиму в течение 1934 г. покончить с кризисом, прежде всего в тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста.
Вопрос №30