Тема 12. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ

1. Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск: отношение субъектов к риску, способы смягчения последствий риска.

2. Асимметричность информации. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.

3. Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент».

4. Деятельность государства по регулированию асимметричности информации.

Ключевые понятия и термины

Агент(agent) – лицо, принимающие экономические решения и действующее по поручению принципала. К агентам в рамках фирмы относятся менеджеры, рабочие.

Асимметрия информации (information asymmetry) – ситуация, возникающая в процессе заключения договоров или сделок, при которой одни участники рыночной сделки располагают важной информацией, которой не обладают другие участники сделки.

Аукцион (auction) – форма организации купли-продажи, где ставки могут изменяться до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной (английский аукцион) или минимальной (голландский аукцион) из предложенных цен.

Диверсификация (diversification) – метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

Информация(information) – сведения, данные, значения, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений.

Моральный риск (moral hazard) – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией.

Неблагоприятный отбор (adverse selection) – вытеснение с рынка качественного товара.

Нейтральный к риску (risk neutrality) человек – тот, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.

Неопределенность (uncertainty) – недостаток информации о вероятностных будущих событиях.

Объединение риска (risk pooling) – это метод, направленный на снижение риска пу­тем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования.

Отрицательный отбор – вытеснение с рынка высококачественных товаров низкокачественными в результате асимметричности информации.

Принципал (principal) – лицо, по поручению которого действует агент. В рамках фирмы принципалом выступает ее собственник.

Противник риска (risk aversion) – человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный резуль­тат ряду неопределенных, рисковых результатов.

Распределение риска (risk spreading) – метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого отно­сительно невелики.

Риск (hazard) – это оцененная субъектом вероятность потерь.

Рыночные сигналы – сигналы, которые продавцы подают покупа­телям для информирования последних о качестве товаров.

Склонным к риску (risk preference) считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату.

Спекуляция (speculation) – деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи его на том же рынке по более высокой цене че­рез какой-то промежуток времени.

Фьючерс (futures) – срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по существующей ныне цене.

Хеджирование (hedging) – страхование от неблагоприятного изме­нения цен в момент планируемой покупки или продажи актива, харак­теризующегося неопределенностью цены.

Литература: [4, с. 330–353; 5, с. 386–419; 6, с. 531–558; 9, с. 671–677; 10, с. 548–598; 11, с. 322–341; 12, с. 316–350; 13, с. 185–210; 16, с. 419–420].

Тесты и задачи

1. «Несовершенство» информации проявляется в:

а) неизвестности информации для участников рынка;

б) рациональном поведении экономических субъектов;

в) наличии сведений о ценах, инфляции, доходах и т. д.;

г) отсутствии ее.

2. Асимметричная информация – это информация, где:

а) имеются недостоверные данные;

б) содержатся различные сведения в представленном источнике;

в) не проявляются причинно-следственные связи;

г) одни участники обладают большим объемом информации по сравнению с другими.

3. Последствиями асимметричности информации являются:

а) отрицательный и положительный внешние эффекты;

б) рост цен на качественные товары;

в) отрицательный (неблагоприятный) отбор и моральный риск;

г) рост цен на качественные товары и снижение на менее качественные.

4. Диверсификация – это:

а) действия, направленные на снижение риска;

б) процедура определения стоимости портфеля ценных бумаг;

в) процедура расчетов между операторами фондового рынка;

г) правильных ответов нет.

5. Неопределенность в экономике порождается:

а) желанием участников рынка передать полную информацию;

б) желанием участников рынка передать недостоверную, ложную информацию;

в) желанием участников рынка скрыть информацию в целях получения собственной выгоды;

г) оценкой участниками рынка только того, что нравится им самим.

6. Страхование является прибыльной деятельностью, так как:

а) предотвращает риск;

б) объединяет риск большого числа клиентов;

в) суммарные взносы по страховым полисам значительны;

г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.

Ответы: 1. а); 2. г); 3. в); 4. а); 5. в); 6. г).

Задача. Владелец автомобиля ценой 25 тыс. у.е. застраховал его от угона на всю сумму. Вероятность угона оценивалась страховой компанией в 5 %. Затем у владельца появилось желание поменять автомобиль. Продажа автомобиля и покупка нового стоит дополнительных затрат, а халатные действия по эксплуатации автомобиля увеличивали бы вероятность угона до 60 %. Оцените ущерб страховой компании в случае морального риска и предложите меры по его снижению.

Решение.Ожидаемый ущерб от угона автомобиля равен 25 × 0,05 = = 1,25 тыс. у.е. Предпола­гается, что владелец автомобиля предпримет элементарные действия по его сохран­ности. В противном случае ожидаемый ущерб составит: 25 × 0,6 = 15 тыс. у.е. Ущерб страховой компании составит: 15 – 1,25 = 13,75 тыс. у.е. Страхование на всю сумму в 25 тыс. рублей было ошибкой страховой компании.

Ответ:13,75 тыс. у.е.

Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

1. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Смешанные блага.

2. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

3. Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ. Предложение общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.

Ключевые понятия и термины

Исключаемые общественные блага (excludable public goods) – блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей низкие.

Коллективный выбор (collective choice) – экономические решения, применяемые через избранные политические органы.

Неизбирательность в потреблении (nonrivality in consumption) – свойство товара, которое предполагает, что для данного количества товара потребление его одним потребителем не снижает доступности его для другого потребителя.

Неисключаемость при потреблении (nonexclusivity in consumption) – свойство товара, предполагающее, что от его потребления не могут быть отключены те, кто не платит за этот товар.

Перегружаемые общественные блага (congestible public goods) – блага, которые не возбуждают конкуренции за их потребление только до определенного объема их использования.

Политические институты (political institutions) – правила и процедуры, которые выработались в обществе для трансформирования индивидуальных устремлений в действиях правительства.

Политическое равновесие (political equilibrium) – соглашение по поводу количества общественных услуг, предлагаемых правительством при данном распределении доходов, правилах коллективного выбора и стоимости продукта.

Проблема «безбилетника»(free – rider problem) – возникает, когда потребители занижают оценку стоимости и свою оплату общественного блага в надежде получить выгоду за счет усилий и вкладов в его оплату со стороны других потребителей, заплатив цену, меньшую, чем получаемый ими предельный выигрыш.

Точка перегрузки (point of conqestion) – число потребителей, при котором предельные издержки предоставления блага новым потребителям выше нуля.

Чистое общественное благо (pure public good) – товар или услуга, единицы производства которых потребляются коллективно всеми потребителями независимо от того, платили они за них или нет.

Чистое частное благо (pure private good) – товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что принесет полезность лишь исключительно данному покупателю.

Литература:[4, с. 354–368; 5, с. 420–447; 6, с. 587–601, 613–614; 9, с. 655–659; 11, с. 310–321; 12, с. 351–379; 13, с. 211–227; 14, с. 267–285; 16, с. 415–417; 17, с. 232–239, 245–246].

Тесты и задачи

1. Чисто общественные блага – это блага:

а) частные блага, производимые государством;

б) которые потребляются людьми независимо от того, платили они за них или нет;

в) исключаемые в потреблении блага;

г) производство и потребление которых не связано с криминальной деятельностью.

2. Что из нижеследующего относится к чисто общественным товарам?

а) коммерческое телевидение;

б) честность;

в) теннисный клуб;

г) фонарь на улице.

3. Определите тип такого блага, как дорога:

а) чисто общественное благо;

б) исключаемое общественное благо;

в) перегружаемое общественное благо;

г) чисто частное благо.

4. В чем разница между кривыми спроса на чисто общественное и чисто частное благо?

а) потребители чисто частного блага не могут влиять на объем спроса;

б) потребители чисто частного блага могут влиять на объем спроса;

в) потребители чисто общественного блага могут влиять на объем спроса;

г) разницы между ними нет.

5. Какое утверждение верно?

а) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;

б) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;

в) чисто частное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;

г) чисто частное благо в силу исключаемости и делимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому.

6. Графически кривая совокупного спроса на чистое общественное благо получается:

а) путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса;

б) путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса;

в) путем горизонтального суммирования кривых предложения;

г) нет правильных ответов.

7. Точка перегрузки – это:

а) точка, начиная с которой происходит перепроизводство блага;

б) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю становятся положительными;

в) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю равны нулю;

г) точка, начиная с которой общественные блага перестают потреблять.

8. Кто может производить чисто общественные блага?

а) частные фирмы;

б) правительство;

в) клубы, ассоциации;

г) все вышеперечисленные.

9. Проблема «безбилетника» приводит к тому, что:

а) общественные блага предлагаются в объеме меньшем, чем эффективный;

б) общественные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный;

в) общественные блага предлагаются в объеме, равном эффективному;

г) частные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный.

Ответы: 1. б); 2. г); 3. в); 4. б); 5. а); 6. б); 7. б); 8. б); 9. а).

Задача. В таблице показаны общие выгоды и общие издержки от четырех социальных программ. Какую из этих программ следует осуществить?

Программа Общие издержки Общие выгоды
Создание столовых для малоимущих    
Создание системы общественных работ    
Создание рабочих мест для инвалидов    
Приобретение нового оборудования для поликлиники        

Решение. Для выбора конкретной программы необходимо сравнить общие затраты и общие выгоды, следует реализовать в нашем примере программу по созданию рабочих мест.

Наши рекомендации