Тема 12. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ
1. Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск: отношение субъектов к риску, способы смягчения последствий риска.
2. Асимметричность информации. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.
3. Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент».
4. Деятельность государства по регулированию асимметричности информации.
Ключевые понятия и термины
Агент(agent) – лицо, принимающие экономические решения и действующее по поручению принципала. К агентам в рамках фирмы относятся менеджеры, рабочие.
Асимметрия информации (information asymmetry) – ситуация, возникающая в процессе заключения договоров или сделок, при которой одни участники рыночной сделки располагают важной информацией, которой не обладают другие участники сделки.
Аукцион (auction) – форма организации купли-продажи, где ставки могут изменяться до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной (английский аукцион) или минимальной (голландский аукцион) из предложенных цен.
Диверсификация (diversification) – метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.
Информация(information) – сведения, данные, значения, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений.
Моральный риск (moral hazard) – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией.
Неблагоприятный отбор (adverse selection) – вытеснение с рынка качественного товара.
Нейтральный к риску (risk neutrality) человек – тот, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.
Неопределенность (uncertainty) – недостаток информации о вероятностных будущих событиях.
Объединение риска (risk pooling) – это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования.
Отрицательный отбор – вытеснение с рынка высококачественных товаров низкокачественными в результате асимметричности информации.
Принципал (principal) – лицо, по поручению которого действует агент. В рамках фирмы принципалом выступает ее собственник.
Противник риска (risk aversion) – человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов.
Распределение риска (risk spreading) – метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.
Риск (hazard) – это оцененная субъектом вероятность потерь.
Рыночные сигналы – сигналы, которые продавцы подают покупателям для информирования последних о качестве товаров.
Склонным к риску (risk preference) считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату.
Спекуляция (speculation) – деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи его на том же рынке по более высокой цене через какой-то промежуток времени.
Фьючерс (futures) – срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по существующей ныне цене.
Хеджирование (hedging) – страхование от неблагоприятного изменения цен в момент планируемой покупки или продажи актива, характеризующегося неопределенностью цены.
Литература: [4, с. 330–353; 5, с. 386–419; 6, с. 531–558; 9, с. 671–677; 10, с. 548–598; 11, с. 322–341; 12, с. 316–350; 13, с. 185–210; 16, с. 419–420].
Тесты и задачи
1. «Несовершенство» информации проявляется в:
а) неизвестности информации для участников рынка;
б) рациональном поведении экономических субъектов;
в) наличии сведений о ценах, инфляции, доходах и т. д.;
г) отсутствии ее.
2. Асимметричная информация – это информация, где:
а) имеются недостоверные данные;
б) содержатся различные сведения в представленном источнике;
в) не проявляются причинно-следственные связи;
г) одни участники обладают большим объемом информации по сравнению с другими.
3. Последствиями асимметричности информации являются:
а) отрицательный и положительный внешние эффекты;
б) рост цен на качественные товары;
в) отрицательный (неблагоприятный) отбор и моральный риск;
г) рост цен на качественные товары и снижение на менее качественные.
4. Диверсификация – это:
а) действия, направленные на снижение риска;
б) процедура определения стоимости портфеля ценных бумаг;
в) процедура расчетов между операторами фондового рынка;
г) правильных ответов нет.
5. Неопределенность в экономике порождается:
а) желанием участников рынка передать полную информацию;
б) желанием участников рынка передать недостоверную, ложную информацию;
в) желанием участников рынка скрыть информацию в целях получения собственной выгоды;
г) оценкой участниками рынка только того, что нравится им самим.
6. Страхование является прибыльной деятельностью, так как:
а) предотвращает риск;
б) объединяет риск большого числа клиентов;
в) суммарные взносы по страховым полисам значительны;
г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.
Ответы: 1. а); 2. г); 3. в); 4. а); 5. в); 6. г).
Задача. Владелец автомобиля ценой 25 тыс. у.е. застраховал его от угона на всю сумму. Вероятность угона оценивалась страховой компанией в 5 %. Затем у владельца появилось желание поменять автомобиль. Продажа автомобиля и покупка нового стоит дополнительных затрат, а халатные действия по эксплуатации автомобиля увеличивали бы вероятность угона до 60 %. Оцените ущерб страховой компании в случае морального риска и предложите меры по его снижению.
Решение.Ожидаемый ущерб от угона автомобиля равен 25 × 0,05 = = 1,25 тыс. у.е. Предполагается, что владелец автомобиля предпримет элементарные действия по его сохранности. В противном случае ожидаемый ущерб составит: 25 × 0,6 = 15 тыс. у.е. Ущерб страховой компании составит: 15 – 1,25 = 13,75 тыс. у.е. Страхование на всю сумму в 25 тыс. рублей было ошибкой страховой компании.
Ответ:13,75 тыс. у.е.
Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
1. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Смешанные блага.
2. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.
3. Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ. Предложение общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.
Ключевые понятия и термины
Исключаемые общественные блага (excludable public goods) – блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей низкие.
Коллективный выбор (collective choice) – экономические решения, применяемые через избранные политические органы.
Неизбирательность в потреблении (nonrivality in consumption) – свойство товара, которое предполагает, что для данного количества товара потребление его одним потребителем не снижает доступности его для другого потребителя.
Неисключаемость при потреблении (nonexclusivity in consumption) – свойство товара, предполагающее, что от его потребления не могут быть отключены те, кто не платит за этот товар.
Перегружаемые общественные блага (congestible public goods) – блага, которые не возбуждают конкуренции за их потребление только до определенного объема их использования.
Политические институты (political institutions) – правила и процедуры, которые выработались в обществе для трансформирования индивидуальных устремлений в действиях правительства.
Политическое равновесие (political equilibrium) – соглашение по поводу количества общественных услуг, предлагаемых правительством при данном распределении доходов, правилах коллективного выбора и стоимости продукта.
Проблема «безбилетника»(free – rider problem) – возникает, когда потребители занижают оценку стоимости и свою оплату общественного блага в надежде получить выгоду за счет усилий и вкладов в его оплату со стороны других потребителей, заплатив цену, меньшую, чем получаемый ими предельный выигрыш.
Точка перегрузки (point of conqestion) – число потребителей, при котором предельные издержки предоставления блага новым потребителям выше нуля.
Чистое общественное благо (pure public good) – товар или услуга, единицы производства которых потребляются коллективно всеми потребителями независимо от того, платили они за них или нет.
Чистое частное благо (pure private good) – товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что принесет полезность лишь исключительно данному покупателю.
Литература:[4, с. 354–368; 5, с. 420–447; 6, с. 587–601, 613–614; 9, с. 655–659; 11, с. 310–321; 12, с. 351–379; 13, с. 211–227; 14, с. 267–285; 16, с. 415–417; 17, с. 232–239, 245–246].
Тесты и задачи
1. Чисто общественные блага – это блага:
а) частные блага, производимые государством;
б) которые потребляются людьми независимо от того, платили они за них или нет;
в) исключаемые в потреблении блага;
г) производство и потребление которых не связано с криминальной деятельностью.
2. Что из нижеследующего относится к чисто общественным товарам?
а) коммерческое телевидение;
б) честность;
в) теннисный клуб;
г) фонарь на улице.
3. Определите тип такого блага, как дорога:
а) чисто общественное благо;
б) исключаемое общественное благо;
в) перегружаемое общественное благо;
г) чисто частное благо.
4. В чем разница между кривыми спроса на чисто общественное и чисто частное благо?
а) потребители чисто частного блага не могут влиять на объем спроса;
б) потребители чисто частного блага могут влиять на объем спроса;
в) потребители чисто общественного блага могут влиять на объем спроса;
г) разницы между ними нет.
5. Какое утверждение верно?
а) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;
б) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;
в) чисто частное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;
г) чисто частное благо в силу исключаемости и делимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому.
6. Графически кривая совокупного спроса на чистое общественное благо получается:
а) путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса;
б) путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса;
в) путем горизонтального суммирования кривых предложения;
г) нет правильных ответов.
7. Точка перегрузки – это:
а) точка, начиная с которой происходит перепроизводство блага;
б) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю становятся положительными;
в) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю равны нулю;
г) точка, начиная с которой общественные блага перестают потреблять.
8. Кто может производить чисто общественные блага?
а) частные фирмы;
б) правительство;
в) клубы, ассоциации;
г) все вышеперечисленные.
9. Проблема «безбилетника» приводит к тому, что:
а) общественные блага предлагаются в объеме меньшем, чем эффективный;
б) общественные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный;
в) общественные блага предлагаются в объеме, равном эффективному;
г) частные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный.
Ответы: 1. б); 2. г); 3. в); 4. б); 5. а); 6. б); 7. б); 8. б); 9. а).
Задача. В таблице показаны общие выгоды и общие издержки от четырех социальных программ. Какую из этих программ следует осуществить?
Программа | Общие издержки | Общие выгоды |
Создание столовых для малоимущих | ||
Создание системы общественных работ | ||
Создание рабочих мест для инвалидов | ||
Приобретение нового оборудования для поликлиники |
Решение. Для выбора конкретной программы необходимо сравнить общие затраты и общие выгоды, следует реализовать в нашем примере программу по созданию рабочих мест.