Тема 6. Реструктуризация управления компанией.
1. Понятие реструктуризации. Подходы к построению организационных структур.
2. Подходы к реструктуризации управления компанией.
3. Организационный анализ компании.
4. Связь модели стратегии и модели организационной структуры.
Вопросы для обсуждения
1. Какие существуют подходы к построению организационных структур?
2. Обсудите алгоритм разработки «Положения об организационной структуре». На каком этапе могут возникнуть наибольшие трудности в реализации данного алгоритма?
3. Проведите организационный анализ известной Вам компании и создайте вариант «Положения об организационной структуре».
4. Попробуйте смоделировать один из сценариев реструктуризации на основе проведенного организационного анализа.
5. Проанализируйте соответствие рассмотренной Вами организационной структуры существующей стратегии компании.
6. Проведите анализ известной Вам должностной инструкции с точки зрения практической ценности для компании и работника.
Краткое содержание темы
Реструктуризация — это изменение организационной структуры компании. Одна из возможных классификаций типов организационных структур выделяет 5 подходов к разработке структуры организации: функциональный, дивизиональный, матричный, командный и сетевой. Каждый из этих структурных подходов адекватен определенным организационным целям и обладает как достоинствами, так и недостатками.
Проведению изменений и реструктуризации управления компанией предшествует организационный анализ ситуации «как есть». Этапы организационного анализа, или разработки «Положения об организационной структуре компании», включают: 1) составление перечня продуктов и услуг; 2) составление перечня функций и построение функциональных моделей; 3) составление перечня исполнительных звеньев; 4) построение матриц организационных проекций; 5) создание структурной схемы компании.
Продуктовая модель компании одновременно входит составной компонентой как в ее стратегию, так и в ее организационную модель и таким образом является связкой, переходником между ними. Продуктовая и организационная модели могут быть описаны и увязаны друг с другом матрицами проекций «продукты — функции», «функции — звенья».
Проект новой организационной структуры и программы изменений основывается на существующей организационной модели и определяется стратегией компании.
При выборе включаемых в должностную инструкцию разделов ее следует рассматривать в контексте всех организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность персонала компании. Наиболее эффективным методом создания должностных инструкций является метод, идущий от описания бизнес-процессов. Он наиболее точно позволяет выявить все бизнес-операции, реализуемые сотрудниками, связав их при этом с существующим документооборотом.
Тема 7. Реинжиниринг бизнес-процессов.
1. Понятие реинжиниринга и причины его возникновения.
2. Управление с помощью бизнес-процессов (БП).
3. Этапы реинжиниринга БП. Компоненты РБП.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое реинжиниринг бизнес-процессов и чем он отличается от концепции всеобщего управления качеством?
2. Какие задачи решает реинжиниринг бизнес-процессов?
3. Назовите основные последствия проведения реинжиниринга бизнес-процессов.
4. Назовите области применения реинжиниринга бизнес-процессов.
5. Какие существуют условия успеха реинжиниринга бизнес процессов?
6. Назовите основные принципы реинжиниринга бизнес-процессов
Краткое содержание темы
Согласно определению М. Хаммера и Дж.Чампи реинжиниринг бизнес-процессов (BPR — Business Process Reengineering) определяется как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов (БП) для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия: сроках, качестве, затратах и сервисе».
Реинжиниринг по своей сути предусматривает замену старых методов управления новыми, более современными и на этой основе резкое улучшение основных показателей деятельности предприятий.
Целью реинжиниринга бизнес-процессов является системная реструктуризация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.
Цель обучения:
• Изучить подход к управлению предприятием, основываясь на теории реинжиниринга бизнес-процессов.
• Изучить условия и области применения наиболее распространенных методологий реструктуризации предприятия: оптимизации и реинжиниринга бизнес процессов.
• Овладеть средствами оптимизации бизнес процессов и построению карт процессов (ISO, IDEF0).
• Освоить концепцию самостоятельных хозяйствующих субъектов — бизнес — единиц.