К учебно-исследовательской лабораторной работе
Методические указания
К учебно-исследовательской лабораторной работе
Шум на рабочем месте
Оценка параметров шума и
Исследование методов и средств защиты
для бакалавров технического направления подготовки
Пермь - 2017
УДК 331.4
ББК 65.246
Б 48
Бердышев, О.В.
Б 48 Шум на рабочем месте. Оценка параметров шума и исследование методов и средств обеспечения безопасности: методические указания к выполнению учебно-исследовательской лабораторной работы / О.В.Бердышев. – Пермь, 2017. – 15 с.
Для бакалавров технического направления подготовки
УДК 331.4
ББК 65.246
© ФГБОУ ВО «Пермский национальный
исследовательский политехнический
университет», 2017
Шум – производственный фактор, способствующий снижению производительности труда работника, возникновению у него профессиональных заболеваний, вплоть его до травмирования и гибели. Шум не только снижает слуховую чувствительность, он также поражает центральную нервную, сердечнососудистую, пищеварительную и мочеполовую системы организма работника.
Цель и задачи лабораторной работы
Целью лабораторной работы является исследование шума, как производственного фактора.
Задачи лабораторной работы состоят в формировании знаний, умений и владений, обеспечивающих достижение поставленной цели.
Теоретическая часть
Основные понятия, определяющие шум, как производственный фактор
Согласно [8] шум является неблагоприятным производственным фактором, порождаемым физическими свойствами материальных объектов производственной среды, связанными с акустическими колебаниями.
С физиологической точки зрения, шум – бессистемный набор звуков различной интенсивности и частоты, неблагоприятно воздействующий на организм человека.
Наиболее распространенными источниками шума являются: промышленное оборудование, транспортные средства, санитарно-техническое оборудование и устройства.
Возникновение шума вызвано упругими колебаниями, возникающими по причине механических, аэродинамических, гидродинамических и электрических явлений.
Шумы состоят из звуков, звуки в свою очередь определяются следующими физическими характеристиками.
1. Частота колебаний f (Гц) – число колебаний в секунду.
2. Звуковое давление p (Па) – разность между мгновенным давление в волне и атмосферным.
3. Интенсивность или сила звука I (вт/м2) – поток звуковой энергии, проходящей за секунду через 1 м2 площади.
Связь между силой (интенсивностью) звука и звуковым давлением выражается следующим соотношением:
.
Здесь ρ – плотность среды, с – скорость звука в среде.
По частоте звуковые колебания классифицируются следующим образом:
1) инфразвук (до 16 Гц);
2) слышимый звук (16-20000 Гц);
3) ультразвук (свыше 20000 Гц).
Оценке чаще всего подлежит уровень шума (L), который определяется по фундаментальному закону Вебера-Фехнера следующим образом:
. (1)
Здесь I, p – действующие значения интенсивности и звукового давления, I0, p0 – пороговые значения.
Уровень шума – безразмерная величина, характеризующая меру ощущений человека, которые он испытывает в результате шумового воздействия.
Минимальная величина звукового давления, которую ощущает ухо человека носит название порога слышимости, аналогичная характеристика имеется и для пороговой интерсивности.
Интенсивность I0 и звуковое давление p0 на пороге слышимости:
.
На практике не редко имеется несколько источников шума. Обозначим уровень звукового давления от i-ого источника за Li, общее их количество за N. Тогда общий уровень звукового давления (Lобш) определяется по следующей формуле:
. (2)
Нормирование шума
Предельно допустимый уровень шума – уровень шума, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
Нормирование шума производится на основании Санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562 – 96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Нормативные значения уровней шума могут определяться в соответствии с категориями напряженности и тяжести трудового процесса по табл. 1 указанных Санитарных норм.
Таблица 1. Предельно допустимые уровни звука для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности в дБА.
Категория напряженности трудового процесса | Категория тяжести трудового процесса | ||||
легкая физическая нагрузка | средняя физическая нагрузка | тяжелый труд 1 степени | тяжелый труд 2 степени | тяжелый труд 3 степени | |
Напряженность легкой степени | |||||
Напряженность средней степени | |||||
Напряженный труд 1 степени | - | - | - | ||
Напряженный труд 2 степени | - | - | - |
Выбор категорий осуществляется в соответствии с Руководством 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести, напряженности трудового процесса».
Нормативные значения уровней шума могут определяться в соответствии с видами трудовой деятельности и рабочих мест по табл. 2 тех же Санитарных норм.
В частности, представим выдержку из этого нормативного документа.
Таблица 2. Предельно допустимые уровни звукового давления для некоторых видов трудовой деятельности и рабочих мест в Дб и ДбА.
№ пп | Вид трудовой деятельности. Вид рабочего места | Уровни звукового давления (в дБ), в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц | Уровни звука или эквивалентные уровни звука (в дБА) | ||||||||
31,5 | |||||||||||
Творческая деятельность,…, научная деятельность,…, преподавание и обучение, …. Рабочие места в помещениях дирекции,…, в лабораториях для теоретических работ и обработки данных,… | |||||||||||
Высококвалифицированная работа, …, измерительные и аналитические работы в лаборатории. Рабочие места в помещениях цехового управленческого аппарата, …,в лабораториях |
Данные по безопасности
Следите за том, чтобы жидкие вещества не попали о микрофон и корпус прибора. Не используйте прибор для измерения уровня шума рядом с движущимися частями механизмов. Не используйте прибор во взрывоопасных средах, в условиях повышенной влажности и пыли. Не следует ронять прибор, подвергать его ударам или использовать не по назначению. Прибор не следует хранить в условиях повышенных температур или высокой влажности.
Описание генератора шума
В качестве генератора шума используется функциональный генератор сигналов ФГ-100.
Функциональный генератор сигналов ФГ-100 предназначен для использования в составе учебного демонстрационного и лабораторного оборудования в качестве источника производственного шума.
Генератор сигналов позволяет установить необходимую частоту выходного сигнала (от 0,1 до 100000 Гц), форму сигнала (синусоидальная, треугольная, прямоугольная) и амплитуду в пределах от 0 до 10 В.
Подготовка отчета по лабораторной работе
Отчет по лабораторной работе оформляется на листах формата А4.
Первый лист отчета – титульный лист.
Титульный лист должен содержать следующую информацию:
1) наименование лабораторной работы;
2) список студентов, представляющих отчет.
Второй и последующие листы отчета должны содержать следующую информацию:
1) заполненную таблицу 3;
2) допустимое значение уровня звукового давления;
3) заполненную таблицу 4;
4) заполненную таблицу 5;
5) выводы по работе в соответствии с п. 6.11.
Знать
1) определение шума, как производственного фактора;
2) определение качественных и количественных характеристик (параметров) шума, и связей между ними;
3) воздействие шума на организм человека;
4) устройство и использование лабораторного стенда (п. 5), шумометра (п. 3) и генератора шума (п. 4, п.6) в рамках практических потребностей, выявленных в процессе осуществления лабораторной работы;
5) правила нормирование шума;
6) правила расчета эквивалентного уровня звукового давления;
7) классификацию средств и методов нормализации шума;
8) практическую применяемость средств и методов нормализации шума;
9) принципиальное устройство и функционирование средств нормализации шума;
10) процедуру оценки эффективности методов и средств обеспечения безопасности;
11) математическое обоснование процедуры оценки эффективности методов и средств обеспечения безопасности;
Уметь
1) осуществлять выбор из соответствующих нормативных правовых документов предельно допустимых значений уровней звукового давления в соответствии с существующими условиями выбора;
2) осуществлять измерения уровней звукового давления посредством шумометра ЕМ-2242;
3) осуществлять расчет эквивалентного уровня звукового давления;
4) обосновать выбор использования конкретных методов и средств обеспечения безопасности;
5) оценивать эффективность методов и средств обеспечения безопасности;
Владеть
1) методами нормирования уровней шума;
2) методами использования шумометра ЕМ-2242;
3) методами расчета эквивалентного уровня звукового давления;
4) методами обоснования использования частных методов и средств обеспечения безопасности;
5) методами оценки эффективности методов и средств обеспечения безопасности.
9. Рекомендуемая литература
1. СН 2.2.4/2.8.562 - 96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
2. ГОСТ 12.1.003 - 2014. Шум. Общие требования безопасности.
3. ГОСТ 12.1.029 - 80. Средства и методы защиты от шума. Классификация.
4. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.А. Трефилов, И.М. Башлыков, О.В. Бердышев и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304 с.
5. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, В.А. Девисилов и др.; Под. общ. ред. С.В. Белова. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. – 606 с.
6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): Учебное пособие для вузов /П.П. Кукин, В.Л. Лапин, и др. - М.: Высш. шк., 2007– 335 с.
7. Трофимов Н.А. Защита от вибрации и шума в промышленности: Учебное пособие /Перм. гос. техн.ун-т. - Пермь, 1999. – 144 с.
8. ГОСТ 12.0.003-2015. ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
Методические указания
к учебно-исследовательской лабораторной работе
Шум на рабочем месте
Оценка параметров шума и