Тема 6. Функциональная и территориальная структура региона
Регион (лат.Regio — «страна», «область») — определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов.Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением. В военном деле зарубежных государств оперативно-стратегическая единица, включающая от 1 000 000 до 3 000 000 человек.
Существует несколько трактовок определения «регион». Причём регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства. В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами. Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой. Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т.д.
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Основными элементами экономической системы являются:
• социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
• организационные формы хозяйственной деятельности;
• хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
• конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная.
В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:
• системообразующая база;
• системообслуживающий комплекс;
• экологическое состояние территории;
• население;
• инфраструктура рынка.
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.
Экономическое пространство России характеризуется высокой внутренней неоднородностью. Это касается не только разнообразия природно-ресурсного потенциала, но и достигнутого уровня экономического развития отдельных регионов. В последние годы особенно серьезной проблемой становится увеличение количества экономически проблемных, дотационных регионов. Так, только за 2007–2008 гг. количество дотационных регионов увеличилось с 67 до 72, а на их поддержание из федерального бюджета выделяются все более значительные финансовые средства. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с каждым годом увеличиваются, что создает серьезную проблему для финансового равновесия экономики страны в целом. Становится все более очевидной необходимость постепенного сокращения объемов финансовой поддержки, оказываемой федеральным правительством проблемным регионам, и их переориентация на поиск и использование внутренних источников экономического роста. И в этом отношении важно использовать природно-ресурсное разнообразие регионов, максимально реализовывать те особые «сравнительные преимущества», которыми обладает каждый регион, поддержать процессы повышения их конкурентоспособности на основе формирования «конкурентных преимуществ» и использования накопленного в регионах интеллектуального потенциала.
Поэтому усиление акцента на использовании внутренних источников экономического роста, сдерживающих влияние внешних эффектов на развитие регионов, может обеспечить России поддержание устойчивости в самых сложных глобальных ситуациях. В связи с этим своевременно поставлена стратегическая задача для нашей страны – переход к инновационному развитию. Это не только позволит диверсифицировать экономику и значительно сократить ее зависимость от добычи и экспорта природных ресурсов, но и окажет положительное влияние на стабилизацию кредитно-денежной ситуации в стране, а также повысит ее устойчивость к периодически возникающим проблемам в мировой экономике. В решении данной задачи могут быть реализованы два подхода: отраслевой и территориально-пространственный. В рамках реализации парадигмы инновационного развития отраслевой подход предполагает выделение определенных, приоритетных промышленных сегментов, которым оказывается государственная финансовая, техническая, законодательная, институциональная и прочие виды поддержки. В рамках территориально пространственного подхода инновационный процесс должен формироваться первоначально в отдельных, прежде всего, экономически проблемных регионах. Исчерпание источников для продолжения экономического развития в рамках сложившейся модели хозяйствования, невозможность увеличения финансовой поддержки со стороны федерального правительства должны стать сильным побуждением для данных регионов к началу поиска, внедрения принципиально новых подходов к стимулированию экономического роста. Это, в свою очередь, предполагает изменение региональной технологической системы, сворачивание технологически отсталых отраслей и развитие технологически более передовых, менее затратных и более конкурентоспособных отраслей промышленного производства, локализованных в пределах конкретной территории. Успехи, достигнутые отдельными проблемными регионами в направлении преодоления их дотационности, на основе формирования новой региональной технологической системы могут стать моделью для выбора траектории экономического развития и в других российских регионах. Учитывая то, что каждый российский регион обладает особенными «сравнительными преимуществами», на всем экономическом пространстве могут быть реализованы различные по содержанию варианты инновационного развития, но при одновременном усилении конвергенции между регионами, то есть выравнивании уровней экономического развития. Технологическое разнообразие региональных экономических стратегий при одновременном повышении экономического развития дотационных регионов до уровня регионов-доноров может стать реальной и мощной основой для укрепления экономического и политического пространства на всей территории России. В настоящее время центр тяжести в формировании и реализации направлений социально-экономического развития страны смещается в регионы. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы управления несут главную ответственность перед населением и центром за положение в регионе. Наиболее часто встречающимися терминами являются «регион», «район» и «территория». Исследование закономерностей и особенностей социально-экономической политики регионов требует методологического единства в определении этих понятий, позволяющего четко обозначить объект настоящего исследования.
Н.Н. Некрасов, известный автор работ в области региональной экономики в советский период, дает следующее определение региона: «… под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и равным образом характерной направленностью производительных сил на основе сочетания комплексов природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурой. А.Б. Алаев рассматривает район как территорию, отличающуюся по совокупности насыщающих ее элементов от других территорий, а также обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью. Целостность рассматривается в данном случае как объективное условие и закономерный результат развития территории, термины «регион», «район» рассматриваются как тождественные. Н.И. Дорогов, используя элементы системного подхода, определяет регион следующим образом: «регион в широком смысле можно рассматривать как всеобъемлющую систему в разрезе «природа-население», то есть как единую территориально-социальную организацию. В рамках такой сложноорганизованной системы четко выделяются три ее аспекта: природно-экологический; хозяйственно-экономический; социальный. Одним из принципов определения региона является также конституционная закрепленность, подтверждающая статус региона как самостоятельного субъекта хозяйствования. В. Лексин и А. Швецов трактуют территорию как «определенную часть социального (в первую очередь населения), природного, в том числе природно-ресурсного и экологического, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и, наконец, собственно-пространственного потенциала государства, которая находится в юрисдикции субфедеральных или муниципальных органов власти». Данный принцип позволяет разграничить понятия «территория» и «регион», рассматривая в качестве последнего только территориальное образование, имеющее конституционный статус субъекта Российской Федерации. По представлению некоторых ученых понятие «регион» не имеет строго фиксируемого пространственного представления.
Развитие региона как социально-экономической системы, по мнению Р. Халбронера, определяет уровень жизни людей в зависимости не только от эффективности функционирования региональной экономики, но и от социальной сферы, которая включает уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, условия окружающей среды, социальный комфорт. При этом структурообразующими элементами социально-экономической системы являются:
– совокупность производственных отношений;
– организационные формы хозяйственной деятельности и экономические институты;
– взаимосвязь и совокупность отраслей и регионов, образующих народнохозяйственный комплекс;
– управление региональной деятельностью с учетом ее форм и методов.
Однако любая экономическая система имеет хозяйственную деятельность с присущим ей типом собственности, суть которой заключается в рациональной экономии ограниченных ресурсов с целью более полного удовлетворения потребностей людей. С другой стороны, экономическая система должна обеспечивать высокий уровень и качество жизни населения. Исходя из этого, целесообразно предположить, что социально-экономическая система представляет собой отношение связей производственной и социальной сфер, которые взаимозависимы и взаимообусловлены между собой. Следовательно, социально-экономическую систему можно представить как систему с поступающими в нее ресурсами, результатом деятельности которой являются материальные, социальные и духовные блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей.
В широком смысле под социально-экономическим развитием региона понимаются: уровень и рост благосостояния населения региона, рост доходов и объемов производства в регионе. В краткосрочном периоде это развитие может осуществляться за счет дополнительной загрузки или повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей, в долгосрочном периоде - рост производства за счет инвестиций. Поэтому представляется важным рассмотрение регионов с точки зрения эффективности капиталовложений, т.е. получения дохода на вложенные инвестиции.
Региональная структура – разделение экономических объектов по региональным признакам. Рассматривая типологические особенности регионов, отметим, что этой проблеме уделяют большое внимание специалисты различных научных институтов России. Так, различные типологии регионов в свое время были разработаны Институтом экономики РАН, Советом по изучению производительных сил, Минэкономразвития РФ, а также независимыми исследователями.
Сотрудниками Института экономики РАН была предложена типология регионов по критерию лидирующего комплекса в структуре промышленного производства. Оценка проводилась по наибольшей доле отрасли в объеме промышленной продукции, исчисленной в сопоставимых ценах. В соответствии с предложенным подходом авторы выделяют шесть основных типов регионов, в зависимости от преобладания:
1. топливно-энергетического комплекса (5 регионов);
2. металлургического комплекса (8 регионов);
3. лесохимического производства (7 регионов);
4. машиностроения и металлообработки (29 регионов);
5. легкой промышленности (9 регионов).
6. пищевой промышленности (19 регионов).
Однако данную типологию нельзя считать объективной, поскольку ей присущ ряд весомых недостатков. Во-первых, само доминирование какого-либо комплекса в структуре производств нельзя считать очевидным для всех регионов. Поэтому правильнее было бы сначала разделить регионы на обладающие и не обладающие специализацией. Во-вторых, приведенная типология построена на основе данных о структуре производства промышленной продукции и никак не отражает сельскохозяйственную ориентацию, характерную для некоторых российских регионов. В-третьих, вывод о специализации того или иного региона правильнее было бы делать не только на основании данных об отраслевой структуре промышленного производства, но еще и на основании данных об отраслевой структуре занятости.
Тем не менее, разделение регионов по специализации имеет определенный смысл, поскольку позволяет учитывать при прогнозировании и разработке стратегии развития экономики региона факторы, оказывающие влияние на определенные отрасли, а кроме того, позволяет прогнозировать показатели развития регионов в зависимости от целей и приоритетов государственной политики в развитии тех или иных отраслей. Кроме того, специализация региона позволяет косвенно характеризовать имеющиеся в регионе производственные мощности и их технологический уровень.
Также можно предложить разделять регионы не столько по признаку доминирования конкретных отраслей промышленности, сколько по уровню и степени переработки сырья, характерной для большинства производственных предприятий региона.
С учетом вышесказанного типология регионов по специализации может выглядеть следующим образом:
1. регионы, не обладающие специализацией:
а) с преимущественным развитием производств продукции низкой степени переработки;
б) с преимущественным развитием производств продукции высокой степени переработки;
в) с преимущественным развитием производств интеллектуальноемкой высокотехнологичной продукции;
2. регионы, обладающие специализацией:
а) сельскохозяйственные регионы;
б) промышленные, с преимущественным развитием сырьевого и топливно-энергетического сектора;
в) промышленные, с преимущественным развитием машиностроения:
- с производством продукции производственного назначения;
- с производством конечной продукции;
г) промышленные, с преимущественным развитием отраслей производящих конечную продукцию: низкой степени переработки
- высокой степени переработки интеллектуальноемкую высокотехнологичную конечную продукцию.
Кроме Института экономики РАН, различные типологии регионов России были предложены научно-благотворительным фондом «Экспертный институт». В рамках исследования, проведенного этой организацией в России регионы были классифицированы:
1. по уровню жизни населения (интегральная типология российских регионов по реальным, т.е. соотнесенным с прожиточным минимумом доходам населения и степени имущественного расслоения населения);
2. по демографической ситуации (оценка динамики численности населения; оценка естественного движения населения; оценка миграционного движения населения);
3. по динамике производства (динамике физических объемов промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции предприятиями и населением);
4. по состоянию рынка труда (по уровню и динамике официальной безработицы и скрытой безработицы (неполный рабочий день и вынужденные отпуска);
5. по финансовому положению: то есть большинство налоговых доходов изначально зачисляется в федеральный бюджет, а уже затем распределяется между регионами. При этом федеральные власти в рамках закона о федеральном бюджете ежегодно пересматривают нормативы отчислений от основных налогов в бюджеты регионов.
Так или иначе, такая типология регионов объективно отражает большинство региональных особенностей, но все же характеризует лишь текущее состояние регионов и не позволяет учитывать все факторы регионального развития. Поэтому для разработки стратегии экономического развития регионов разграничение их по названным признакам недостаточно. Так, например, донорский регион с выраженной специализацией в области нефтедобычи и нефтепереработки в условиях резкого падения мировых цен на нефть может одномоментно стать дотационным.
Поэтому для разработки экономической стратегии регионов необходима дополнительная типология регионов с точки зрения их конкурентных преимуществ и экономического потенциала.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие «регион».
2. Назовите основные элементы экономической системы.
3. Регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, что к ним относится? Назовите их.
4. Что относится к структурообразующим элементам социально-экономической системы?
5. Что понимают под социально-экономическим развитием региона?
6. Охарактеризуйте типологию регионов по специализации.
Рекомендуемая литература: [1-11]