Современные проблемы федерализма

Переход России от авторитарного, планово-регулируемого, централизованного государства к рыночной децентрализованной системе способствовал значительному подъему национального самосознания живущих на ее территории народов, процессу обновления федеративного устройства, изучению, обобщению и осмыслению проблем развития федеративных отношений.

Федерация – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. Федерация – это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеративные единицы имеют собственные конституции, законодательные, судебные и исполнительные органы, наряду с этим образуя единое гражданство, единая денежная единица, принимается федеральная Конституция, имеющая верховенство над региональными.

В России одной из наиболее сложных проблем в демократическом процессе, является, несомненно, проблема федеративного устройства, ибо она наиболее противоречива и разнопланова. В ней четко просматриваются существенные противоречия:

- Между суверенизацией, повышением самостоятельности регионов – субъектов федерации и объективной потребностью сохранения целостности и упрочнения общероссийской государственности в интересах всех народов и национальностей;

- Между стремлением многих народов, этнических групп к национальной консолидации и процессами интеграции российского ощества, имеющими социально-экономическую обусловленность;

- Между специфическими интересами народов, которые четко выявились в ходе развернувшихся реформ, и необходимостью их согласования, взаимного поиска компромиссов при их реализации;

- Между необходимостью согласованного проведения экономических, политических и социальных реформ на всей территории Российской Федерации и наличием значительных различий в уровнях социально-экономического развития регионов, различий в подходах, методах, темпах преобразований, что обуславливается их спецификой (исторической, демографической, этнической и т.д.)

В России предстоит еще немало сделать, чтобы создать такое федеративное устройство государства, которое бы обеспечило эффективную управляемость общества, действительную прочность и незыблемость единства и территориальной целостности страны.

Наиболее сложная, поистине стержневая проблема федерализма как формы государственного устройства и принципа государственного управления – это проблема соединения в одну общую систему сильной федеральной власти и эффективного государственного управления и самостоятельности в принятии государственных решений в пределах своих полномочий субъектами Федерации. Иными словами, это пролема оптимального сочетания федерализма как демократической децентрализации государственной власти и ее централизации.

Сегодня стабильность и эффективность федерализма могут быть обеспечены при условии сильной центральной власти, при наличии обязательной единой вертикали власти и управления на демократической основе. Ранее

Специфика российского федерализма

Первое. Наличие самого большого в мире социально-политического пространства, а также «иссеченность» общества многочисленными линиями существенных различий: региональных, этно-национальных, классовых, политических, наконец, религиозных. Такого рода плюрализм общества объективо предполагает федеративное устройство государства при одновременном сохранении и углублении его единства, общности политического и правового пространства, т.е. единства высшей государственной власти. Сильная централизованная, формируемая и функционирующая на демократических основах и неукоснительно исполняемых правовых законах власть – первейшее условие существования нашего государства как политического объединения многомиллионного многонационального народа, условие эффективного управления страной.

Второе.Любая модель демократических преобразований не исключает реальной возможности авторитаризма или превращения демократии в охлократию (господство «толпы» - от греч. ochlos – толпа, чернь и kratos – власть), либо в инструмент господства националистических и региональных олигархий, если государство не защищено единым для всех его частей законом, гарантирующим реализацию основных принципов государственного строя и управления. Не случайно в развитых странах со «старой» и «новой» демократией, в том числе в федератифных, стабильность государства обеспечивается наличием единого стрежня государственной власти: президентской (США), парламентской (Великобритания), президентско-парламентской (Франция).

Третье.Федерализм в нынешнем его состоянии, как отмечалось, не исключает националистических и сепаратистских поползновений отдельных регионов и республик. Нынешняя переходная историческая ситуация объективно требует органически соединять федерализм с сильной централизующей властью (с элементами унитаризма). Ценрализованная власть в действительном федеральном государсте выступает выражением и воплощением общей воли большинства населения страны. Сочетание вертикальной и горизонтальной (территориальной) структур государственной власти и управления только и может обеспечить подлинный демократический федерализм.

Четвертое.Федерализм, сочетающийся с сильной централизованной властью, предохранит Россию от тенденции к конфедеративизму, возобладание которой обозначало бы распад Российского государства.

Наши рекомендации