ТЕМА: Предприятие – объект изучения организации производства

Основу любой экономики составляет производство, представляющее собой процесс, предназначенный для превращения совокупности ресурсов в определенную продукцию. Формой организации производства является предприятие – хозяйственная организация, которая в своей деятельности сосредоточена на выпуске определенных товаров и услуг в рамках специфических ограничений по затратам и получаемой прибыли.

Назначение машиностроительных предприятий – производство различных машин и механизмов, технологического оборудования, транспортных средств, летательных аппаратов и множества других изделий для удовлетворения потребностей людей и организаций.

Предприятие обладает следующими характерными чертами:

§ производственно-техническим единством (технологической связью всех цехов, участков, рабочих мест);

§ организационно-административной самостоятельностью (территориальной обособленностью, единым коллективом работников, полной ответственностью руководства за результаты работы);

§ экономической самостоятельностью (обособленным имуществом, самостоятельностью в выборе видов деятельности, поставщиков, потребителей, в установлении цены на свою продукцию, во взаимоотношениях с государственными и финансово-кредитными учреждениями, в разработке планов);

§ правами юридического лица (наличие названия, юридического адреса, расчетных счетов в банках, печати).

Высокая степень самостоятельности предприятий в системе рыночных отношений сочетается со значительной их зависимостью от внешней среды. Предприятие зависит от поставщиков сырья, топлива, энергии, материалов, от потребителей своей продукции, от государственных органов, от поведения конкурентов и т.д. Это требует от руководства предприятия постоянного мониторинга внешней среды и выработки механизма гибкого к ней приспособления.

Все внешние факторы, воздействующие на предприятие, можно разбить на две группы: прямого и косвенного действия.

К факторам прямого действия относятся поставщики, потребители, конкуренты, государство. При выборе поставщиков предприятие руководствуется качеством и ценой продукции или услуг поставщика, надежностью поставок, качеством пред- и послепродажного сервиса, затратами на эксплуатацию продукции (определяемые экономичностью, ремонтопригодностью и т.п.), деловой репутацией поставщика. При выборе потребителей обращают внимание на объем и характер запросов (в какой продукции и в каком ее количестве нуждаются потребители), на их платежеспособность и деловую репутацию. К функциям государства относятся: установление правовых норм функционирования хозяйствующих единиц, антимонопольное регулирование, создание условий для развития цивилизованных рыночных отношений среди конкурентов, регулирование денежной сферы посредством денежной и кредитной политики, борьба с инфляцией, распределение доходов, обеспечение экономической безопасности, охрана окружающей среды.

К факторам косвенного действия на предприятие относятся: экономические, технические, социальные, экологические, политические.

Состояние экономики – это в первую очередь темп экономического роста, платежный баланс, уровень занятости. Экономическая среда может влиять на предприятие как позитивно, так и негативно. Гарантией успешного функционирования предприятия может быть его умение интерпретировать, анализировать, прогнозировать изменения экономической среды и приспосабливаться к этим изменениям.

Техническая среда, в которой функционирует предприятие, имеет тенденции к изменениям, совершенствованию, создавая дополнительные возможности и ограничения. Предприятие для успешного функционирования должно приспосабливаться к техническим и технологическим изменениям и использовать их для получения конкурентных преимуществ. Технологические нововведения влияют на эффективность изготовления и реализации продукции, скорость ее устаревания.

Социальные факторы формируют специфические установки для предприятий. Поскольку они функционируют в определенной культурной среде, постольку принятые установки, жизненные ценности и традиции влияют на успешность их деятельности.

Экологическая ситуация влияет на выбор предприятием предмета своей деятельности, требует предвидения влияния этой деятельности на окружающую среду и здоровье своих работников.

Политические факторы определяют степень стабильности общества. При этом некоторые аспекты политической обстановки имеют особое значение для предприятия: отношение федеральных законодательных органов и судов к производству влияет на налогообложение доходов, установление налоговых льгот, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы.

Машиностроительное предприятие, используя находящиеся в его собственности имущество и денежные средства, осуществляет производственно-хозяйственную деятельность, которая подразделяется на промышленную и непромышленную. Промышленная деятельность предприятия заключается в организации технической подготовки производства для изготовления продукции, выпуске продукции, выполнении работ и оказании услуг, техническом обслуживании производства, в наборе, подготовке и повышении квалификации кадров, в обновлении и расширении средств производства, в маркетинговых исследованиях, материально-техническом снабжении производства всем необходимым для изготовления продукции, в реализации готовой продукции. Затраты на промышленную деятельность включаются в себестоимость продукции предприятия. Непромышленная деятельность предприятия направлена на удовлетворение жилищных, бытовых и культурных потребностей его работников. К этой деятельности относится строительство, эксплуатация и ремонт столовых, жилых домов, детских садов, поликлиник, санаториев, домов отдыха, дворцов культуры и спорта и т.д. Затраты на непромышленную деятельность не включаются в себестоимость продукции предприятия и осуществляются за счет собственных доходов.

Одной из основных задач машиностроительных предприятий в современных условиях является не только конкретное производство, но и сбыт продукции с минимальными затратами. Второе важное направление совершенствования организации машиностроительного предприятия – это рациональное использование имеющихся ограниченных производственных ресурсов, включая и трудовые ресурсы за счет снижения различных затрат, сокращения потерь всех видов и применения принципов рациональной организации производства. Третье направление – это существенное повышение качества производимой продукции и расширение рынка ее продажи.

…… Управление предприятием представляет собой регулирование всего процесса производства, в т.ч. разработку продукта и производственного процесса, принятие решений о месторасположении производственных мощностей, проектирование работ. Проектирование продукции исходит из принципа удовлетворения потребностей покупателей. Для этого проводится оценка продукта (изделия) по таким критериям как стоимость; экономичность эксплуатации; качество; размер, мощность или прочность; срок службы; безопасность и надежность в эксплуатации; универсальность использования и др. Проектирование процесса производства предполагает оценку проекта по следующим критериям: производственная мощность, экономическая эффективность, гибкость, производительность, надежность, стандартизация, безопасность и экология и т.п. При проектировании производственного процесса учитываются следующие расходы: стоимость земельного участка, аренды; затраты на приобретение или строительство; расходы на перевозку сырья, горючего, готовой продукции; затраты на энергию и водоснабжение; налоги и страхование; оплата рабочей силы. Проектирование производственной мощности предполагает решения таких вопросов как размеры и мощность создаваемого предприятия, место его расположения. При выборе производственной площадки или здания для предприятия оцениваются следующие факторы: ограничительные нормы на развитие промышленной зоны, совместимость с соседствующими объектами; размер, конфигурация и другие технические параметры площадки; объем транспортных перевозок и предпочтительные виды транспорта; расстояние от жилых массивов и объектов инфраструктуры; месторасположение предприятий-конкурентов. При решении вопросов планировки предприятия ставится задача сведения к минимуму перемещений материалов, обеспечения поточности в движении объектов производства, эффективного использования всех производственных площадей, обеспечение безопасности условий труда. Проектирование работ включает определение содержания каждого вида работ на предприятии; порядок распределения работ; разработку принципов экономической эффективности работы; принципы поведения работников. Предполагается, что характер работы должен соответствовать способностям и квалификации работника, возможностям оборудования, психологическим ожиданиям работника.

…. Осуществляя свою деятельность, предприятия может увеличивать и изменять номенклатуру производимой продукции, расширять ассортимент, осваивать новые технологии с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, страховки от банкротства. Этот процесс называется диверсификации производства, представляющий собой расширение номенклатуры выпускаемых предприятием изделий или увеличение сфер деятельности. Диверсифицированное предприятие имеет шансы компенсировать неуспех в одной из областей своей деятельности повышенными доходами в другой. Диверсификацию желательно осуществлять в тех сферах деятельности, где предприятие может эффективно использовать свои преимущества. Осуществление же данного процесса в совершенно новых для предприятия областях деятельности возможно лишь тогда, когда ни одна из родственных сфер не обеспечивает успеха.

Процесс диверсификации облегчается, когда новый и традиционный виды бизнеса предприятия обладают производственной, управленческой, рыночной идентичностью (соответствием).

Производственная идентичность – это производственно-техническая близость двух видов бизнеса, т.е. когда есть возможность на имеющейся у предприятия производственно-технической базе организовать изготовление нового продукта или освоить новый вид услуг. Управленческая идентичность имеет место в случае, когда у двух видов бизнеса (старого и нового) одинаковые принципы организации производства и труда, материально-технического обеспечения и сбыта, управления персоналом и т.п. Рыночная идентичность возникает тогда, когда старый и новый продукт используются одними и тем же потребителями, распределяются через общие дилерские и розничные сети, когда совпадают подходы к организации маркетинга.

Кроме страховки от неудач в отдельных видах бизнеса, диверсификация может способствовать росту объема продаж, получению ценного опыта при освоении новой продукции или новых сфер деятельности. В то же время диверсификация обычно требует дополнительных затрат и усложняется организация производства и труда.

….. Важным моментом при организации работы предприятия является его размещение – это организация изготовления той или иной продукции на определенной территории. Естественно, что такая привязка бизнеса к конкретному месту не может быть случайной. Важным фактором, влияющим на выбор места расположения предприятия, является ситуация в регионе с трудовыми ресурсами: их наличие, качество, стоимость. При размещении предприятия важным моментом является состояние коммуникаций: наличие подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог, водных артерий, аэродромов.

Климатические условия в регионе также оказывают существенное влияние на решение вопроса о размещении предприятия. Естественно, что в регионах с холодным и жарким климатом будут различные затраты как на этапе строительства предприятия, так и на этапе его эксплуатации. Это связано с различным конструктивным решением и технологией строительства, специфическими затратами в одном случае на отопление, в другом – на кондиционирование, разным уровнем оплаты труда и т.п. Уровень налогов в регионе самым непосредственным образом влияет на решение об организации производства: инвестиции в первую очередь направляют в те регионы, где налоги ниже.

При выборе места для предприятия обращают внимание на уровень конкуренции и экологическую ситуацию в регионе, на развитость социальной инфраструктуры: при неблагополучной экологии, неразвитости инфраструктуры инвестор должен предусмотреть дополнительные затраты на охрану окружающей среды, поддержание здоровья своих работников, на обеспечение отдыха и досуга.

Тема: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРЕДПРИЯТИИ

Основой деятельности любого предприятия является производственный процесс (ПП), п.с. совокупность взаимосвязанных трудовых и естественных процессов, в результате осуществления которых исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовые изделия.

Основными элементами ПП являются:

  • предметы труда—т.е. продукция, выпускаемая предприятием (оборотные фонды) и находящаяся на различных стадиях производства или в запасе;
  • средства труда – т.е. орудия производства, земля, здания и сооружения, оборудование, транспортные средства (основные фонды);
  • сам труд - целесообразная деятельность, которую осуществляет работник предприятия, чтобы изготовить продукцию предприятия.

ПП состоит из трех взаимосвязанных процессов труда: основного, вспомогательного и обслуживающего.

Основныминазываются процессы по изготовлению, сборке и испытанию продукции, выпускаемой предприятием.

К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Вспомогательные процессы можно подразделить на две разновидности:

1) процессы, назначением которых является производство и восстановление орудий труда, т.е. изготовление оснастки, инструмента, запасных частей для ремонта оборудования;

2) процессы, назначением которых является производство электроэнергии, пара, сжатого

воздуха и т.д.

Обслуживающиепроцессы не создают какие-либо материальные ценности, а создают необходимые условия для нормального хода основного и вспомогательного процессов. К ним относятся поддержание в работоспособном состоянии зданий, сооружений; снабжение подразделений материалами, полуфабрикатами, инструментом; транспортировка и складирование продукции. Отличительная черта вспомогательных и обслуживающих процессов - они могут выполняться как самим предприятием, так и специализированными фирмами.

Основной процесс может состоять из четырех стадий: заготовительной, обрабатывающей, сборочной и испытательной. Стадией ПП называется совокупность процессов и работ, выполнение которых характеризует завершение определенной части ПП и связано с переходом объекта пр-ва (предмета труда) из одного качественного состояния в другое. На заготовительной стадии создаются заготовки, отливки, поковки, которые подвергаются дальнейшей обработке и сборке. Задача этой стадии – получить требуемый объект производства более экономичными способами, с наименьшими припусками. На обрабатывающей стадии заготовки и материалы подвергаются обработке на металлорежущем оборудовании, в термических печах, на электрохимических установках и превращаются в готовые детали. Задача этой стадии – получить детали нужной формы, размера, с требуемыми поверхностными характеристиками. На сборочной стадии производится сборка деталей и комплектующих изделий в узлы и агрегаты, а из них собираются законченные изделия. Задача этой стадии – обеспечить требуемое качество. На испытательной стадии осуществляется испытание готовых изделий на предмет их соответствия заданным техническим и эксплуатационным условиям. Задача этой стадии – подтверждение качества и надежности произведенной продукции.

Основной ПП разбивается на частичные процессы, структурной единицей которых является операция. Операция – это часть процесса, выполняемая на одном РМ одним или несколькими рабочими. Операции ПП делят на основные и вспомогательные. Если в процессе выполнения операции изменяются форма, размеры и свойства объекта производства, то такая операция называется основной или технологической. Совокупность технологических операций образуют технологический процесс. Если операция связана с перемещением объектов производства с одного РМ на другое, с выявлением качества и количества изготавливаемой продукции, то она называется вспомогательной.

ПП осуществляется на РМ, ПУ, в цехах. Рабочее место -это часть производственной площади, оснащенная необходимым оборудованием и устройствами, где рабочие выполняют отдельные операции ПП. Совокупность рабочих мест, выполняющих часть ПП или создающих часть выпускаемой номенклатуры продукции, образует производственный участок, который, в свою очередь, является первичным структурным подразделением цеха. Цех – это организационно-технологическое обособленное подразделение предприятия, выполняющее часть ПП или изготавливающее определенный полуфабрикат или готовое изделие. Продукция цеха может быть использована как внутри предприятия, так и другими предприятиями.

Наши рекомендации