Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике
Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.
Поэтому сущность социальной политики государства заключается в обеспечении благоприятных условий жизни людей.
Рынок не может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику.
Существует два направления социальной политики:
1) обеспечение всех трудоспособных слоев населения благо
приятными условиями для труда и развития бизнеса:
а) поощрение малого бизнеса;
б) регулирование трудовых отношений;
в) поддержание высокой занятости населения;
2) обеспечение определенного стандарта благосостояния для
всех членов общества:
а) перераспределение доходов в обществе;
б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий
для малообеспеченных семей, начисление пенсий;
в) предоставление общего образования и необходимой ме
дицинской помощи.
Показателем эффективности социальной политики выступают качество и уровень жизни населения.
Качество жизни— это показатель материального, социального, физического и культурного благополучия населения.
Уровень жизни— обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.
Система показателей уровня и качества жизни, которая рекомендуется ООН, включает в себя 12 групп параметров:
1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
2) санитарно-гигиенические условия жизни;
3) потребление продовольственных товаров;
4) жилищные условия;
5) образование и культура;
6) условия труда и занятость;
7) доходы и расходы населения;
8) стоимость жизни и потребительские цены;
9) транспортные средства; 10)организация отдыха; 11)социальное обеспечение; 12)свобода человека. Уровень жизни можно рассматривать как для отдельных групп
населения (дифференцированный уровень), так и для населения в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации населения по уровню жизни лежит проблема неравенства доходов.
В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения используется кривая Лоренца (рис. 17).
Используя эту кривую, можно сравнивать доходы различных групп населения. Она показывает разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством.
Для расчета конкретного уров
ня неравенства в распределении
доходов поступают следующим
образом: площадь, образованную
Рис.17. Кривая Лоренца линиями равномерного и нерав-
номерного распределения доходов, относят к площади треугольника 0АВ. Полученный результат является коэффициентом Джини. Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии «абсолютной уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, — в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».
Доходы определяют возможности людей в еде, одежде, получении образования, приобретении товаров первой необходимости и т. д.
Доходы— сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг для потребления. Можно выделить 3 главных источника доходов:
1) заработную плату;
2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента);
3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.).
Проблема доходов выступает прежде всего как проблема совокупного дохода семьи. Поэтому можно сказать, что совокупный доход семьи формируется за счет названных источников.
Существуют 3 основных показателя доходов:
1) номинальный доход— это общее количество денег, которое
получает человек за определенный период времени. Структура
номинального дохода включает в себя такие элементы, как:
а) факторные доходы (полученные от использования соб
ственных факторов производства — заработная плата, рен
та, процент на капитал, прибыль);
б) выплаты и льготы по линии государственных социаль
ных программ (трансфертные платежи);
в) другие поступления (дивиденды на акции, проценты по
вкладам в банки, лотерейные выигрыши и т. д.);
2) располагаемый доход— это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей;
3) реальный доход— это то количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму располагаемого дохода. Выделяют 4 принципа распределения доходов населения:
1) уравнительное распределение— предполагает получение равных (одинаковых) доходов всех членов общества (характерен для первобытного общества);
2) рыночное распределение— предполагает, что каждый владелец факторов производства получает различные доходы;
3) распределение по накопленному имуществу— предполагает получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и перепродает по наследству какую-либо собственность;
4) привилегированное распределение— предполагает льготное
распределение для определенного круга лиц.
Следовательно, социальная стабильность есть следствие вы
сокого уровня благосостояния населения.
В экономической теории известно два подхода к государственной политике доходов:
1) социальный— общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности; задача государства — оказывать помощь малоимущим, безработным, инвалидам и т. д.;
2) рыночный— задачей государства является создание условий для повышения человеком своих доходов за счет собственной
экономической активности, а не гарантирование определенного уровня доходов.
В качестве инструмента социальной политики государство использует систему социальной защиты населения.
Социальная защита— это система мер по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.
Существуют различные модели в области социальной защищенности. Наиболее распространенной является модель 3-каналь-ной социальной помощи, при которой осуществляется поддержка граждан по 3 направлениям:
1) государственное социальное страхование — основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидности, по утере кормильца, на медицинскую помощь;
2) государственное вспомоществование осуществляется в денежной и натуральной форме определенным категориям граждан — престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.;
3) частная система социального страхования предусматривает возможность добровольных отчислений граждан (например, работодателей) для осуществления дополнительных гарантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицинского страхования граждан, их семей и т. д.). В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым
ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:
1) индексация доходов— метод компенсирования доходов
граждан в случае повышения цен на товары и услуги, которое
приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бы
вает следующих видов:
а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери);
б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда
ее называют компенсацией;
2) адаптация— повышение фиксированных выплат по мере
роста стоимости жизни.
Государство должно проводить социальную политику, направленную на выравнивание доходов населения и достижение социальной
стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться через следующие меры:
1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов;
2) осуществление трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения;
3) установление предельных цен на товары первой необходимости, а также ставок минимальной заработной платы;
4) субсидирование некоторых жизненно важных отраслей экономики, что позволяет поддерживать определенный уровень жизни населения.