Метод сопоставления предельных показателей.
Наряду с определением оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей для этих же целей применяется метод сопоставления предельных показателей. При оптимизации объемов производства с помощью этого метода используются понятия «предельные издержки» и «предельная прибыль».
Предельные издержки— средняя величина издержек прироста (сокращения) на единицу продукции, возникшая как следствие изменения объемов производства (реализации) продукции более чем на одну единицу. Они определяются отношением разницы последующих и предыдущих валовых издержек к разнице соответствующих объемов выпуска продукции.
Предельная прибыль— средняя величина прироста (сокращения) прибыли на единицу продукции, возникшая вследствие изменения объемов производства продукции более чем на одну единицу. Предельная прибыль — разность между предельным доходом и предельными издержками.
В последние десятилетия достаточно популярной стала концепция трансакционных издержек. Это издержки, связанные «не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т. д.» (Экономическая теория/Под ред. Видяпина В. И, Журавлевой Г. П. М.: Инфра-М, 1999. С. 125).
Трансакционные издержки делятся на две группы:
1) издержки ex ante (возникающие до совершения сделки
купли-продажи):
а) издержки поиска информации о необходимом товаре;
б) издержки ведения переговоров о сделке;
в) издержки измерения качества товара;
г) издержки заключения контракта;
2) издержки ex post (возникают после совершения сделки):
а) издержки предупреждения оппортунизма (например, в слу
чае, когда хозяин квартиры пытается изменить условия
аренды);
б) издержки спецификации и защиты прав собственности
(например, хозяин предъявляет претензии по содержанию
арендованного оборудования или пытается досрочно расторгнуть договор об аренде);
в) издержки защиты от третьих лиц (например, государства или организованной преступности).
Используя ресурсы на производство и реализацию продукции, предприниматель получает доход.
Валовой доход— это доход, который определяется как разность между суммой выручки от реализации продукции и материальными затратами на ее производство. Валовой доход характеризует результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия. Он образует материальную базу для согласования экономических интересов общества, трудового коллектива и отдельных работников. Валовой доход представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия.
Валовой доход и чистый продукт характеризуют вновь созданную стоимость, но имеют различия практического характера. Главное из них: чистый продукт — это произведенная вновь созданная стоимость, а валовой доход — реализованная.
Чистый доход предприятия— это разница между ценой, по которой предприятие реализует свою продукцию, и ее себестоимостью. Различие между валовым и чистым доходом состоит в том, что первый включает в свой состав оплату труда, а второй — нет. Основной формой чистого дохода является прибыль.
Доход предприятия состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов:
1) выручка от реализации продукции— это сумма денежных средств, которые зачислены на банковский счет фирмы за отгруженную продукцию и иные материальные ценности;
2) внереализационные доходы— это денежные суммы, получение которых не связано непосредственно с основной производственной деятельностью фирмы (полученные штрафы, пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств банка, доходы от ценных бумаг и т. п.).
Сопоставляя полученную предприятием прибыль с издержками или ценой продукции, можно определить рентабельность производства, т. е. степень его доходности (прибыльности). Для этого рассчитывают так называемую норму прибыли — процентное отношение суммы прибыли к затратам или цене. Чаще всего используют 3 показателя нормы прибыли:
1) норма прибыли в издержках — обычно применяется к отдельным видам продукции и позволяет, например, сравнить прибыльность выпуска двух разных изделий;
2) норма прибыли в цене — также используется для отдельных видов продукции, например, для анализа изменений рентабельности производства одного и того же изделия по мере наращивания его выпуска;
3) норма прибыли в капитале (норма общей рентабельности),
позволяющая сравнивать эффективность работы, например,
двух предприятий.
Уровень рентабельностиопределяется как отношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов или к полным издержкам производства.
Пути повышения рентабельности предприятия следующие:
1) обновление основных фондов;
2) рост производительности труда;
3) экономия сырья и материалов;
4) повышение качества продукции;
5) ликвидация нерациональных перевозок;
6) улучшение работы транспорта;
7) систематическое снижение издержек производства.
Существуют следующие основные направления снижения из
держек:
1) использование достижений НТП;
2) совершенствование организации производства и труда;
3) государственное регулирование экономических процессов.
ЛЕКЦИЯ № 5. Макроэкономика
1. Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели
Макроэкономикапредставляет собой самостоятельный раздел экономической науки, который исследует не только национальные хозяйства отдельных стран, но и все мировое хозяйство. Рассмотрим экономику как единое целое в масштабах страны, как национальную экономику. Национальная экономика— исторически сформировавшаяся в определенных территориальных пределах система общественного воспроизводства.
Национальная экономика преследует следующие цели:
1) экономический рост;
2) стабильный уровень цен;
3) поддержание равновесного торгового баланса;
4) обеспечение определенного уровня занятости населения;
5) социальную поддержку уязвимых слоев населения. Существует несколько классификаций макрорынка:
1) воспроизводственный аспект:
а) рынок материального производства, в который входят
отрасли, связанные с производством материальных благ
(промышленность, сельское хозяйство и т. д.);
б) рынок нематериального производства, в котором соз
даются духовные блага и услуги (искусство, наука, литера
тура и т. д.);
в) непроизводственная сфера включает в себя юридические
и другие общественные, религиозные организации и оборо
ну страны;
2) социально-экономический аспект:
а) по группам предприятий;
б) по группам населения;
в) по видам труда и т. д.;
3) отраслевая структура:
а) отрасли;
б) подотрасли;
4) территориальная структура — деление макроэкономики на
экономические районы.
Существует примерная структура национального богатства.
1.Основные производственные фонды.Чем больше основные производственные фонды и выше их производительность, тем больше может тратить население на текущие нужды.
2.Оборотные производственные фонды.Существует примерно та же зависимость между оборотными производственными фондами и уровнем жизни населения, как и сравнительно с основными производственными фондами.
3.Материальные резервы.К ним можно отнести запасы и резервы на предприятиях, организациях, страховые фонды, государственные резервы и т. д.
4.Природные ресурсы.Это открытые залежи полезных ископаемых, запасы пресной воды в озерах и других водохранилищах.
5.Информация.Это величайшее орудие производства и одновременно орудие развития человеческой личности.
Для измерения национальной экономики, состоящей из множества различных микрорынков, необходимо суммировать (агрегировать) сведения о рынках отдельных товаров и услуг. Агрегирование— статическое соединение множества индивидуальных микрорынков в один рынок для того, чтобы определить совокупное (общее) национальное производство и совокупный уровень цен. Таким образом, для осуществления макроэкономического учета была разработана так называемая система национальных счетов. Система национальных счетов, разработанная ООН, применяется на практике с 1953 г. и дает информацию о масштабах и динамике общественного производства, об уровнях безработицы и инфляции, об изменениях экспорта-импорта страны и т. д.
Система национальных счетов состоит из следующих статистических показателей: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт и национальный доход.
1. Валовой национальный продукт (ВНП)— это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных страной за определенный период (год, месяц) при помощи факторов производства, принадлежащих гражданам данной страны. Он включает стоимость продукции отечественного производства, размещенного как внутри страны, так и за ее пределами.
Существуют три способа расчета валового национального продукта:
1) расчет по доходам(по потоку доходов), при котором сум
мируются доходы отдельных лиц и предприятий, как сумма
вознаграждений владельцев факторов производства:
а) заработная плата наемных работников;
б) процент на капитал;
в) прибыль предпринимателей;
г) рента землевладельцев;
д) косвенные налоги на предприятия;
е) амортизационные отчисления (накопления предприя
тий для восстановления изношенных основных фондов);
2) расчет по расходам(по потоку расходов), при котором сум
мируются все расходы на приобретение конечного продукта:
а) личные потребительские расходы населения (траты граж
дан страны на покупку питания, одежды, обуви и т. д.);
б) валовые частные инвестиции в национальную эконо
мику (частные вложения в развитие бизнеса, покупку обо
рудования и т. д.);
в) государственные закупки товаров и услуг (расходы на
содержание административного аппарата всех уровней);
г) чистый экспорт (разность между экспортом и импор
том в данной стране);
3) расчет по производству, при котором происходит суммиро
вание стоимостей товаров и услуг, произведенных всеми пред
приятиями страны.
Существует два вида продуктов:
1) промежуточный продукт— это товары и услуги, предназначенные либо для дальнейшей обработки, либо для перепродажи;
2) конечные продукты— это те продукты, которые идут непосредственно в личное потребление.
Различают понятия номинального, реального и потенциального ВНП:
1) номинальный ВНП — это валовой конечный продукт, подсчитанный в действующих текущих (фактических) ценах;
2) реальный ВНП — валовой продукт, рассчитанный в сопоставимых ценах конкретного года;
3) потенциальный ВНП — прогнозируемый ВНП при наиболее благоприятных условиях. Коэффициент пересчета стоимости ВНП в сопоставимые цены называется дефлятором.
Дефлятор — это показатель, помогающий учесть, на сколько увеличился валовой национальный продукт за счет роста цен; рассчитывается по формуле:
Номинальный ВНП
Дефлятор ВНП= .
Реальный ВНП
2.В отличие от ВНП валовой внутренний продукт (ВВП)охватывает годовую стоимость всей конечной продукции, созданной внутри данной страны как отечественными, так и иностранными производителями.
3.Чистый национальный продукт (ЧНП)— показатель экономического развития, который определяется путем вычитания из ВНП отчислений на восстановление изношенного физического капитала (амортизационных отчислений). Таким образом, ЧНП показывает объем конечных товаров и услуг, которые страна может использовать без ущерба для собственного производственного капитала.
4.Национальный доход (НД)— показатель, представляющий собой разницу ЧНП и суммы косвенных налогов и образующийся как сумма заработной платы, процента на капитал, ренты и прибыли. Национальный доход — доход заработанный, но не полученный. С одной стороны, государство облагает все виды доходов налогами, с другой — возвращает часть средств в виде трансфертных платежей пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам, безработным и т. д.
5.Личные доходы (ЛД)представляют собой показатель, образующийся из национального дохода за вычетом взносов на социальное страхование, налогов на прибыль фирм и прибавлением трансфертов. Личные доходы также подлежат налогообложению.
6.Располагаемый личный доход— денежная сумма, которую домашние хозяйства могут свободно расходовать на потребление и сбережение. Он образуется из личных доходов за вычетом личных налогов (подоходного налога, налога на недвижимость и т. д.). Вопрос о формировании располагаемого личного дохода касается каждого гражданина.