Внешнеэкономические риски для российской экономики

Риски встраивания в мировые процессы в основном связаны с нестабильностью мировых рынков энергоносителей, что делает Россию объектом соперничества ведущих стран мира за контроль над углеводородами. Одновременно существует угроза вытеснения России с традиционного европейского рынка, ослабление ее роли в качестве транзитной страны по мере развития альтернативных (в обход России) каналов поставок энергоносителей. Это неизбежно окажет влияние на изменение позиции России как одного из ведущих поставщиков энергоносителей. Данный риск усиливается в случае изоляции России при разработке и принятии новых международных правил регулирования энергетической сферы и связанных с нею областей. Однако в ближайшие как минимум 10 лет адекватной замены российскому газу на европейском рынке не существует.

Глобализация финансовых рынков повышает риски утраты национальной финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейского финансового рынка.

Неразвитость или отсутствие многих внешнеэкономических институтов, включая экспертно-аналитическое и информационное обеспечение внешнеэкономической политики, необходимых для формирования приоритетов в данной области, создает существенные ограничения для реализации Россией имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Финансовые внешнеэкономические риски. Рост открытости российской экономики будет определять ее зависимость от процессов, происходящих в основных странах-экономических партнерах. Если в краткосрочный период экономика и финансовая система России в определенной степени защищены от внешнего воздействия высоким уровнем торгового и бюджетного профицита и накопленным уровнем валютных резервов и бюджетных фондов, то на рубеже 2013-2015 годов, в случае возникновения дефицита торгового баланса, внешние факторы могут вносить большую неопределенность в устойчивое экономическое развитие. В этих условиях для финансирования импортной составляющей расширяющегося внутреннего спроса и поступательного развития финансовой системы будет необходим постоянный рост притока капитала в российскую экономику, а также стабильный рост внешнего спроса и устойчивые мировые цены на энергетическую продукцию.

Вместе с тем существуют риски того, что замедление роста мировой экономики, начавшееся в 2008 году, может усилиться и продлиться в последующие годы. Замедление роста мировых рынков может сопровождаться снижением мировых цен на сырье, окажет значительное воздействие на движение товаров и услуг и вызовет отток капитала с развивающихся рынков.

К последствиям резкого замедления мировой динамики, которые могут отразиться на снижении российского экономического роста и вызвать разбалансированность финансовой и валютной системы прежде всего относятся:

1) Резкое снижение цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта на мировых рынках. Несмотря на снижение вклада нефтегазового экспорта в формирование темпов экономического роста, резкое снижение мировых цен на нефть может повлечь за собой значительное ухудшение торгового и бюджетного балансов, поставить под угрозу устойчивость обменного курса и бюджетной системы, а также оказать негативное воздействие на динамику внутреннего спроса.

В условиях падения цены на нефть до 60 долларов США за баррель ВВП может сократиться в 2013 году на 2,5-3%. При этом сценарии Россия потеряет в 2013 году приблизительно 30% экспортной выручки, курс рубля ослабнет в реальном выражении на 15-17%, а инфляция в среднегодовом выражении увеличится до 12% против 5,1% в 2012 году. Безработица может увеличиться до 7,7%, а динамика реальных располагаемых доходов в отличие от предыдущего кризиса примет отрицательные значения.

2) Усиление турбулентности на мировых финансовых рынках, которое может вызвать отток капитала с российского рынка. В краткосрочном периоде это сказывается, прежде всего, на возможности банковского и корпоративного секторов рефинансировать текущие платежи по накопленному внешнему долгу и ограничивает дальнейший доступ на международные рынки капитала. В то же время стабильность финансовой системы и обменного курса в достаточной степени защищены высоким уровнем накопленных валютных и бюджетных резервов. Основные риски связаны с тем, что рост процентных ставок может замедлить инвестиционную и потребительскую активность экономики.

В более продолжительный период возможность привлечения иностранного капитала станет ключевой проблемой для сбалансированности платежного баланса и финансирования возрастающего объема импорта. Кроме того, снижение притока иностранного капитала, особенно в форме прямых инвестиций, может замедлить технологическую модернизацию производства и отразиться на конкурентоспособности российских обрабатывающих отраслей и процессах интеграции России в глобальную экономику.

[1] Первая оценка Росстата.

[2] Science and Technology Priorities for the FY 2011 Budget.

[3] Science and Technology Basic Plan, Japan. 2006.

[4] «Первый путь» – развитие общественного сектора. Это направление было использовано в Японии в 1960-1970 гг. при активном развитии базовых инфраструктурных объектов: дорог, аэропортов, портов и т.д. «Второй путь» - экономическая политика, направленная на стимулирование увеличения производительности.

[5] Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г № 899.

[6] С использованием базы оценки паритета покупательной способности 2008 года.

[7] В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше 6 прожиточных минимумов. Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц. В 2030 году уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим. Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.

[8] Без учета отработанных чел. часов производительность в России, по оценке составляет в 2011 году 41,5% от уровня США.

[9] В состав сектора экономики знаний и высоких технологий или собственно инновационного сектора (хотя инновационность свойственна всем сферам экономики) в расчетах включаются сферы науки, связи и информатизации, образования и здравоохранения, формирующие человеческий капитал, и машиностроение. Эта условная группировка не в полной мере охватывает весь высокотехнологичный сектор, так как не включает несколько высокотехнологичных видов деятельности (например, производство фармацевтических препаратов). С другой стороны, она включает в себя среднетехнологические не наукоемкие виды деятельности машиностроения, начального и среднего образования и общей медицинской помощи. Грань между высокими и средними видами технологий, высокой и низкой наукоемкостью относительна, поэтому в анализе используется упрощенная группировка, не дифференцирующая разные виды экономики знаний и технологий.

[10] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 1487-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».

[11] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 № 1201-р.

[12] Одобрен на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 29 июля 2010 г.

[13] Капитальное строительство в СССР: стат. сб./Гос. ком. СССР по статистике, Инф.-изд. центр. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 246 с.;

Капитальное строительство в СССР: стат. сб./Центр. стат. упр. при СМ СССР. - М.: Статистика, 1974. - 255 с.

[14] Например, может начаться активное внедрение АЭС на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязких сортов нефти, танкеры СПГ и др.

[15] Добавлены в Перечень в январе 2012 года.

[16] Отношение среднегодовых объемов частных инвестиций за период 2012–2015 гг. к аналогичному показателю за период 2009-2011 гг.

[17] Отношение среднегодовых расходов на НИОКР за период 2012–2014 гг. к аналогичному показателю в 2007–2011 гг.

[18] Доля расходов населения на услуги организаций ЖКХ в последние годы увеличивается вследствие опережающего роста тарифов, в том числе – регулируемых на местах, а также – роста оплаты услуг.

При этом фактический уровень возмещения населением более чем на 15% ниже затрат на услуги. В 2011 году она составляла около 9,5 % , к 2020 году может превысить 10-11%, практически приблизившись к европейским странам.

[19] По данным за 2010 год это: Москва, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Московская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Свердловская область, Красноярский край, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ.

[20] Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540р;

[21] Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 2074р;

[22] Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 1538р;

[23] Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540р.

[24] Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165р

[25] Cтратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 1757р;

[26] Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р.

[27] Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р.

[28] Промышленность – сумма по ВЭД «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»; машиностроение – ВЭД DK, DL, DM; торговля – ВЭД «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования»; социальные услуги – образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг.

[29] Показатель рассчитывался как ВРП в ценах 2010 года на одного занятого в экономике.

Наши рекомендации