Тема 19. Внешнеэкономические аспекты функционирования рыночной экономики.

В конце ХХ века развернулись процессы глобализации экономики, постепенно размывающие границы национальных экономических систем. Все больше экономических процессов выходит за рамки национального регулирования. Национальная экономика не может развиваться, не найдя своего места в мировой экономической системе. В этой последней теме курса рассматриваются следующие вопросы:

1. Мировая и национальная экономика, основы их взаимодействия.

2. Экономические основы функционирования международной торговли.

3. Цели и инструменты экономической политики.

4. Позитивная теория экономической политики.

Национальная экономика является результатом длительного процесса развития общественного разделения труда и объединения хозяйствующих субъектов через специализацию и кооперацию производства. В результате они приобретают общий экономический интерес, отличный от другой подобной национальной хозяйственной системы. Рассмотрите сущность национальной экономики и мирового хозяйства. Обратите внимание на последствия развития мирового хозяйства.

Отличительной чертой современного мирового хозяйства является то, что она является центропериферической системой, то есть имеет "полюсную структуру". Центр - это развитые страны западной индустриальной цивилизации, которые прошли длительный эволюционный путь развития. Периферия - это страны, вовлеченные в мирохозяйственный оборот вследствие внешнего воздействия, а не исходя из внутренних потребностей собственного развития. Определите страны, относящиеся к центру и периферии.

Общая тенденция развития мировой экономики - усиление связей и снижение уровня автономности функционирования национальных экономик. Изучите показатели зависимости. Обратите внимание на факторы зависимости. Разберите организационный механизм взаимодействия национальных экономик.

На протяжении последнего полувека темп роста мировой торговли в 1,5-2 раза превышал темпы роста производства. В основе современной международной торговли лежит углубляющееся разделение труда между странами, все более принимающее характер подетальной специализации. Изучите виды общественного разделения труда, лежащие в основе международной торговли и уровни современной международной торговли.

Выбор страной направления специализации в международном разделении труда объясняется концепцией "сравнительных преимуществ". Рассмотрите два варианта данной концепции.

Внешнеторговая политика - политика государства, непосредственно влияющая на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. Часто отдельные страны в интересах национальных производителей и в целях изменения своего места в системе международного разделения труда прибегают к мерам, ограничивающим свободу торговли. Изучите различные торговые барьеры (пошлина, импортная квота, нетарифные барьеры, добровольные экспортные ограничения). Обратите внимание на последствия применения торговых барьеров.

В интересах стимулирования международной торговли, обеспечивающей эффективное распределение ресурсов всей мировой экономики и обеспечения высоких темпов ее роста, а также предотвращения развертывания торговых войн, экономическая теория обосновывает применение политики свободной торговли и противодействия протекционизму. Проанализируйте данные торговые политики.

Четвертый вопрос начните с изучения открытой и закрытой экономики. Рассмотрите составляющие части внешнеэкономической политики государства (торговая, валютная и финансовая политика). Обратите внимание на то, как место страны в международном разделении труда влияет на ее политику.

Платежный баланс - это систематизированная запись потоков всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром в течение определенного времени, как правило, года. Платежный баланс страны имеет две взаимосвязанные части: счет текущих операций и счет движения капитала. Изучите структуру записей в платежном балансе страны.

Из темы 16 уже известно, что такое валютный курс. В данной теме необходимо изучить факторы, определяющие валютный курс (паритет покупательной способности, конкурентная способность национального производства по основным группам товаров, движение капиталов, валютная и финансовая политики, уровень страновой инфляции, характер проводимой в стране макроэкономической политики, темпы экономического роста, перспективы политического развития и т.п.). Рассмотрите виды валютных курсов.

В последнем вопросе темы изучите три типа валютных систем (валютная система, основанная на золотом стандарте, Бреттон-Вудская система и Ямайская система) и ее основные элементы.

План семинарского занятия:

1. Мировая и национальная экономика‚ основы их взаимодействия:

а) национальное и мировое хозяйство;

б) международное разделение труда как основа формирования мирового хозяйства;

в) национальная экономика, ее место в мировом хозяйстве.

2. Международная торговля и торговая политика:

а) структура и значение современной международной торговли;

б) экономические основы торговли: принцип сравнительных преимуществ; специализация на факторах производства;

в) торговые барьеры и их виды;

г) политика свободной торговли и политика протекционизма.

3. Основные международные сделки и их финансирование:

а) спрос и предложение валюты в ходе международной торговли, торговый баланс страны;

б) платежный баланс, его структура;

в) валютный курс‚ факторы‚ его определяющие.

4. Международная валютная система:

а) сущность и структурные элементы международной валютной системы;

б) этапы развития международной валютной системы: система золотого стандарта, Бреттон-Вудская система, Ямайская система;

в) современные проблемы движения капиталов и валютной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребнев Л.С.‚Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высш.уч.завед.‚ обучающимся по неэконом. специальностям и направлениям. – М.: Вита – Пресс‚ 2000. – Гл.15. - С.34 –35; Гл.9. - С.245 – 246‚ 252 - 256.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т./ Пер. с англ.11-го изд. - Т.2. – М.: Республика‚ 1992. - Гл.39, 40.

3. Самуэльсон П.Э.‚ Нордхауз В.Д. Экономика / Пер. с англ. - 16-е изд. : Уч.пос. – М. : Издательский дом "Вильямс"‚ 2000. - Гл.31‚ 34‚ 35‚ 36.

4. Фишер С.‚ Дорнбуш Р.‚ Шмалензи Р. Экономка / Пер. с англ. со 2- го изд. – М.: Дело‚1998. - Гл.36‚ 37, 38.

5. Экономика: Учебник. - 3-е изд.‚ перераб и доп. / Под ред. д-ра экон.наук проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2002. – Гл.33, 34, 37, 38.

6. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд.‚ перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС‚ 2001. - Гл.19, 20, 21.

7. Липсиц, И. В. Экономика: учебник для вузов / И.В.Липсиц. – 2-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – Гл. 24, 25. с.504-558.

Самостоятельная работа 19.

1. По приведенным ниже данным составьте платежный баланс страны:

экспорт автомобилей 1,0 млн. руб.
импорт сельскохозяйственных товаров 1,0 млн. руб.
расходы на туризм в Европе 8,5 млн. руб.
импорт автомобилей 30,4 млн. руб.
экспорт компьютеров 15,2 млн. руб.
экспорт военной техники 7,1 млн. руб.
импорт нефти 10,5 млн. руб.
продажа золота иностранцам 1,0 млн. руб.
продажа государственных облигаций нерезидентам 4,0 млн. руб.
продажа акций нерезидентам 2,1 млн. руб.
экспорт пшеницы 20,0 млн. руб.

2. Заполните таблицу «Типы валютных систем»:

  Система фиксированных валютных курсов Модифицированная система фиксированных валютных курсов Модифицированная система гибких валютных курсов
Период времени, когда действовала система      
Основное платежное средство      
К чему привязаны курсы национальных валют      
Влияние, которое система оказывала на безработицу и инфляцию      
Возможности осуществления самостоятельной фискальной и кредитно-денежной политики      

3. Заполните таблицу «Факторы, влияющие на курс национальной валюты»:

Факторы роста курса Факторы снижения курса
   

Практические задания и вопросы:

1. В чем сходство внутренней и международной торговли? Почему страны торгуют между собой?

2. Какие факторы определяют условия обмена? Какие страны и почему выигрывают больше от торговли на основе принципа сравнительных преимуществ? Почему коэффициент обмена «сырье - промышленные изделия» всегда будет более благоприятным для развитых стран?

3. Как меняется эффективность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в условиях большой и малой открытой экономики? Почему в Европе актуальной стала проблема сначала координации денежно-кредитной политики, а потом и создания единой денежной системы, единого центрального банка Европы?

4. Почему закрытость экономики и высокий уровень государственного вмешательства во внешнеэкономические процессы является важным фактором экономического прорыва стран догоняющего развития? Можно ли считать достигнутый уровень открытости российской экономики оптимальным с точки зрения догоняющего развития?

5. Почему международная торговля подвергается политическому вмешательству и контролю?

6. Приведите наиболее весомые аргументы в пользу тарифной защиты. Почему они уязвимы?

7. Сопоставьте плюсы и минусы протекционистской политики?

8. В 1981-86 гг. Япония согласилась на добровольные экспортные ограничения, которые привели к сокращению американского импорта японских автомобилей примерно на 10%. Какую цель могло преследовать подобное добровольное ограничение экспорта? Какие оно имело последствия?

9. Почему ревальвация национальной валюты так же может быть нежелательной?

10. Многие страны начинали переход к конвертируемости национальной валюты с внешней конвертируемости, а Россия - с внутренней. Какие это могло иметь последствия? Почему весьма ограниченное число стран имеет полную конвертируемость валюты?

11. Какие достоинства и недостатки имеет система плавающих валютных курсов?

Тестовые вопросы.

1. Пошлина - это:

а) разрешение государственных органов на ввоз и вывоз товаров;

б) добровольное ограничение экспорта;

в) налог на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в госбюджет;

г) установленный максимальный объем товаров, который может быть импортирован за какой-то период времени.

2. Импортная квота - это:

а) разрешение государственных органов на ввоз и вывоз товаров;

б) установленный максимальный объем товаров, который может быть импортирован за какой-то период времени;

в) акцизный налог на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающий в госбюджет;

г) добровольное ограничение экспорта.

3. Протекционистская политика ведет:

а) к падению цен на внутреннем рынке;

б) к снижению издержек производства у национальных производителей;

в) к увеличению доходов национальных производителей и государства за счет потребителей;

г) к сокращению налогового давления на потребителей.

4. Профсоюзы:

а) будут сторонниками свободы торговли, так как она способствует насыщению рынка качественными и дешевыми импортными товарами;

б) будут сторонниками протекционизма, так как это способствует росту уровня занятости населения;

в) будут выступать против протекционизма, так как он ведет к росту доходов государства за счет потребителей;

г) не имеют самостоятельной позиции в выборе типа торговой политики.

5. Экспорт товаров сопровождается:

а) ростом совокупного спроса и уровня занятости населения;

б) снижением совокупного спроса и ростом уровня занятости населения;

в) ростом совокупного спроса и снижением занятости населения;

г) не влияет на внутренний спрос и занятость населения.

6. Торговый баланс страны - это:

а) баланс ввоза и вывоза капитала;

б) баланс текущих поступлений и расходов по внешнеэкономическим операциям;

в) баланс поступлений и платежей по международной торговле;

г) баланс всех торговых и финансовых операций между страной и остальным миром.

7. Платежный баланс страны - это:

а) баланс поступлений и платежей по международной торговле;

б) баланс всех торговых и финансовых операций между страной и остальным миром;

в) баланс ввоза и вывоза капитала;

г) баланс ограниченных поступлений и расходов по внешнеэкономическим операциям.

8. В современной валютной системе национальные валюты:

а) привязаны к золоту и доллару (действует золотовалютный стандарт);

б) имеют плавающий курс;

в) привязаны к золоту, их курс определяется золотым содержанием;

г) курс валюты провозглашается правительством страны.

9. Актив в платежном балансе страны:

а) не влияет на курс национальной валюты;

б) ведет к росту курса национальной валюты;

в) ведет к падению курса национальной валюты;

г) обуславливает необходимость девальвации валюты.

10. Более высокие по сравнению с другими странами темпы инфляции:

а) не влияют на курс национальной валюты;

б) ведут к обесцениванию национальной валюты;

в) ведут к росту курса национальной валюты;

г) вынуждают правительство ревальвировать валюту.

Наши рекомендации