Формирование благоприятного делового климата
Создание 25 млн. новых высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году станет возможным только в условиях значительного улучшения качества деловой среды и инвестиционного климата. Для этого к концу 2012 года будут разработаны и утверждены Актами Правительства «дорожные карты» по улучшению условий для ведения предпринимательской деятельности. Реализация «дорожных карт» позволит Российской Федерации войти в список 20 ведущих стран мира по качеству делового климата (в рейтинге Всемирного банка «Doing business 2019»). Институциональные преобразования затронут таможенное регулирование, доступ к инфраструктуре, регистрационные и разрешительные процедуры, соблюдение и защиту прав инвесторов, повышение общественного контроля.
Таможенное регулирование
Совершенствование мер таможенного регулированиябудет направлено на упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации.
Путем реализации комплекса институциональных преобразований предстоит обеспечить сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур, сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур экспорта и импорта товаров, сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.
Повышение доступности энергетической инфраструктуры
В целях повышения доступности энергетической инфраструктуры будут упрощены условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре в России.
Существенно уменьшится количество этапов присоединения к энергосети (с 10 в 2012 г. до 5 к 2018 г.), сократится время на их прохождение (с 281 в 2012 г. до 40 дней к 2018 г.), а также снизятся затраты на получение доступа к энергосети (с 1852 до 25 процентов от внутреннего валового продукта на душу населения к 2018 году).
Упрощение строительных процедур
Наряду со снижением таможенных барьеров и с повышением доступности энергетической инфраструктуры одной из ключевых проблем для ведения предпринимательской деятельности в России является порядок получения разрешения на строительство.
Для ее решения предстоит упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Будет реализован комплекс мер, направленных на сокращение количества и времени прохождения административных процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов, что позволит существенно снизить стоимость строительных работ.
Оптимизация процедур регистрации бизнеса
Как показывают эмпирические исследования, для стран с высокой деловой активностью характерны более простые условия для регистрации бизнеса (в рейтинге Всемирного банка «Открытие бизнеса»).
Поэтому будут упрощены процедуры регистрации предприятий, снижено их число, общая длительность и стоимость с учетом нейтрализации рисков негативных последствий упрощения процедур.
Проведение институциональных преобразований будет направлено на снижение количества этапов регистрации предприятий (с 9 до 3), времени на прохождение всех этапов (с 30 до 3 дней), а также затрат на регистрацию предприятий (с 6100 до 3000 рублей) и отмены требования к минимальному уставному капиталу к 2018 году.
Оптимизация процедур регистрации собственности
Отдельным направлением оптимизации процедур открытия бизнеса станет упрощение порядка регистрации собственности. Реформы в этой сфере предусматривают сокращение сроков государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество до 10 дней к 2015 году и до 7 дней к 2018 году; сроков проведения государственного кадастрового учета до 10 дней к 2015 году и до 5 дней к 2018 году; увеличение доли услуг оказываемых через интернет до 50% к 2015 году и до 70% к 2018 году; сокращение времени ожидания посетителей в очереди в офисе приема до 15 минут к 2015 году и до 10 минут к 2018 году.
Конкурентная политика
Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны и уровень жизни граждан с другой.
Основными направлениями институциональных преобразований в сфере развития конкуренции станут:
введение уведомительного порядка согласования сделок внутри группы компаний (с одновременным уточнением понятия «группа лиц») и между крупными зарубежными компаниями, предметом которых являются незначительные российские активы;
внедрение механизмов досудебного обжалования решений Федеральной антимонопольной службы России;
создание механизма независимой оценки установления монопольно низкой и монопольно высокой цены и определение порядка ее применения;
введение нижнего порога доминирования на уровне 20% для индивидуального доминирования и верхний порог – 50% для индивидуального доминирования;
устранение двойной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;
внедрение механизмов защиты прав потребителей услуг монополий;
внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
либерализация импорта на рынки с ограниченной конкуренцией путем снижения импортных тарифов и отмены нетарифных ограничений;
признание по отдельным товарным группам сертификатов соответствия ЕС.