Радиоэлектронная промышленность

Среднегодовой темп роста производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования в период 2006-2011 гг. составил около 100,5%, что связано с кризисными явлениями 2008-2009 гг., при этом в 2010 и 2011 году индекс составил 122,8% и 105,1% соответственно.

Продукция радиоэлектронной промышленности по большей части товарной номенклатуры используется для производства машин и оборудования и предоставления медицинских услуг, а также услуг в области связи и передачи информации, в связи с чем динамика развития данного сектора машиностроения в значительной степени связана с уровнем платежеспособного спроса со стороны секторов-потребителей радиоэлектронных товаров. Значительную долю продукции радиоэлектронной промышленности занимают электронные компоненты, аппаратура для радио, телевидения и связи.

При этом в настоящее время для производства радиоэлектронной продукции характерны недостаточный технологический уровень развития, отсутствие значительного количества компетенций в области разработки и производства (например, в части продукции гражданского применения), моральный и физический износ основных фондов научной и производственной базы, зависимость динамики производства от поставок продукции для нужд обороны и безопасности, недостаточный уровень внедрения результатов НИОКР в производственную деятельность, отсутствие высококвалифицированного инженерного и производственного персонала, что существенно ограничивает развитие данного сектора машиностроения.

Таким образом, развитие радиоэлектронной промышленности в средне- и долгосрочной перспективе будут определяться динамикой развития секторов-потребителей радиоэлектронных товаров, а также реализацией мероприятий, направленных на обеспечение устранения указанных ограничений, которые предусмотрены в рамках государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы», включающей в том числе мероприятия ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы», ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» в части радиоэлектронных средств специального назначения и ее подпрограммы «Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники». В соответствии с государственной программой на ее реализацию в период 2013-2025 гг. из федерального бюджета предполагается направить около 180 млрд. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы».

Ключевыми задачами, на решение которых направлена реализация указанных мероприятий являются:

создание научно-технического задела по перспективным электронным и радиоэлектронным технологиям;

создание современной научно-технической и производственно-технологической базы производства конкурентоспособных радиоэлектронных изделий;

обеспечение в требуемых объемах производства радиоэлектронных изделий для приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, определяющих перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кроме того, в долгосрочной перспективе будет отмечаться увеличение интенсивности мероприятий, реализуемых предприятиями радиоэлектронной промышленности, направленных на повышение научно-технического и производственно-технологического потенциала, финансируемых за счет собственных средств, что также окажет положительное влияние на развитие данного сектора машиностроения.

Ожидается, что в период до 2020 года среднегодовой темп роста производства продукции радиоэлектронного комплекса составит порядка 107%, к 2030 году относительно уровня 2011 года объем производства продукции увеличится более чем в 5 раз.

К основным результатам развития радиоэлектронной промышленности, оказывающим влияние на прогнозируемую динамику в долгосрочной перспективе, можно отнести:

повышение технологического уровня электроники к 2025 году до 0,01 мкм;

увеличение доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 40%, в том числе в связи с освоением новых рыночных направлений радиоэлектронной продукции в области радиочастотной идентификации, координатно-временного обеспечения, цифрового телевидения, телекоммуникационного и технологического оборудования, промышленной электроники и других направлений;

увеличение производительности труда в 6,5 раза к 2025 году.

Вместе с тем в перспективе существуют риски сокращения расходов инвестиционного характера в сфере радиоэлектронной промышленности, а также негативного влияния изменения внутренней и внешней рыночной конъюнктуры вследствие завершения текущих интеграционных процессов на развитие гражданского сектора радиоэлектроники, что в свою очередь отрицательно отразится на конкурентоспособности продукции российского производства и, соответственно, на динамике ее производства, в связи с чем темпы развития радиоэлектронной промышленности в 2030 году относительно уровня 2011 года могут сократиться до 352 процентов.

Автомобилестроение

Среднегодовой темп роста производства легковых автомобилей в период 2006-2011 гг. составил около 120%, грузовых автомобилей – 110 процентов.

Для развития производства автомобильной техники в настоящее время характерен ряд тенденций, к которым относятся:

рост платежеспособного спроса, в том числе в связи с развитием механизмов реализации автомобильной техники в части кредитования и лизинга, ростом реальных располагаемых денежных доходов (в настоящее время доля продаж легковых автомобилей на внутреннем рынке с использованием кредитных механизмов составит порядка 50 процентов);

увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

рост экспортных поставок автомобильной техники;

развитие мощностей по производству автомобильной техники и комплектующих, в том числе в рамках реализации проектов «по промышленной сборке» автомобильной техники;

интенсификация реализации инвестиционных проектов в сфере автомобилестроения, а также проектов по обновлению парка автомобильной техники.

Необходимо отметить, что в кризисный период 2008-2009 гг. в результате резкого сокращения платежеспособного спроса на автомобильную технику и объемов грузовых перевозок автомобильным транспортом отмечалось снижение объемов производства легковых автомобилей на 59%, грузовых автомобилей – на 64 процента.

При этом в период 2010 и 2011 годов. наблюдалось посткризисное восстановление объемов производства, в связи с чем в указанный период среднегодовой темп роста производства легковых автомобилей составил порядка 167%, грузовых автомобилей – 148 процентов.

Предполагается, что в средне- и долгосрочной перспективе развитие автомобильной промышленности в основном будет определяться уровнем платежеспособного спроса на автомобильную технику со стороны физических и юридических лиц.

Так, увеличение в 2030 году относительно уровня 2011 года реальных располагаемых доходов населения (более чем в 2,2 раза), объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (более чем в 1,7 раза), а также развитие систем лизинга и кредитования будут способствовать увеличению объемов производства в автомобилестроении в прогнозный период более чем в 3,3 раза, среднегодовой темп роста производства в период до 2020 года составит порядка 106,5 процента.

Кроме того, к 2020 году обеспеченность населения легковыми автомобилями составит порядка 400 ед. на 1 тыс. населения, к 2030 году – 600 ед. на 1 тыс. населения. Учитывая данную динамику, в долгосрочной перспективе существуют риски, что развитие производства легковых автомобилей будет в значительной степени зависеть от динамики развития инфраструктуры для автотранспортных средств.

Производство легковых и грузовых автомобилей в указанный период в натуральном выражении увеличится более чем в 2,7 раза.

В данную динамику значительный вклад внесут следующие факторы:

развитие в новых условиях проектов по промышленной сборке автомобильной техники, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня локализации совместных предприятий, интенсификации процессов организации на территории Российской Федерации производства автомобильных комплектующих и приведет к значительному расширению мощностей по производству автомобильной техники, ее узлов и агрегатов (ожидается, что к 2018 году мощности по производству легковых автомобилей составят более 3,2 млн. штук в год);

реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (при участии ОАО «Группа «ГАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КАМАЗ» и ОАО «СОЛЛЕРС») в рамках реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (объем инвестиционной программы автомобилестроительных предприятий (включая) в период до 2020 года составит более 435 млрд. рублей);

реализация программ инновационного развития ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КАМАЗ», в рамках которых предполагается разработка и внедрение в производство новых технологий, включая инновационные, проектирования и производства автомобилей, в том числе для эффективной реализации перспективных проектов. Реализация программ также будет способствовать повышению эффективности сбытовой и производственной деятельности.

Реализация указанных мероприятий также будет способствовать увеличению доли российской продукции на внутреннем рынке, в частности легковых и грузовых автомобилей до 65 процентов.

Вместе с тем существует ряд рисков, которые могут в прогнозный период оказывать негативное влияние на развитие спроса на автомобильную технику, в том числе в части снижения темпов роста реальных располагаемых денежных доходов и объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта.

Кроме того, значительное влияние на развитие спроса будет оказывать изменение внутренней и внешней рыночной конъюнктуры в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО, что, в совокупности с низкой эффективностью мер по адаптации реального сектора экономики к условиям данной организации, может отрицательно отразиться на конкурентоспособности продукции российских автомобилестроительных предприятий.

Указанные факторы могут привести к сокращению обозначенных темпов роста производства автомобильной техники в 2030 году относительно уровня 2011 года до 253%, в частности, темпы роста производства легковых автомобилей в натуральном выражении могут сократиться до 219%, грузовых автомобилей – до 210%. При этом в данных условиях предполагается увеличение доли импортной техники на внутреннем рынке.

Наши рекомендации