Автомобильный и городской электрический транспорт и дорожное хозяйство
Ростгрузовых перевозок автомобильным транспортом обусловлен развитием розничной торговли и строительства. Более высокие темпы роста грузооборота обусловлены повышением конкурентоспособности автомобильного транспорта на расстояние до 2000 км.
В части развития пассажирских перевозок (автобусные перевозки и перевозки городским электротранспортом) поварианту 2 необходимо отметить следующие мероприятия:
1) Развитие метрополитена в городах России, а также обновление парка городского пассажирского транспорта. Реализация мероприятий будет способствовать росту качества транспортного обслуживания пассажиров и ограничению автомобилизации.
2) Мероприятия по проведению Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Ожидается, что по итогам 2018 года общий прирост объемов перевозок пассажиров городским электрическим и автобусным транспортом составит около 7% и 4%, соответственно.
3) Дополнительное финансирование автомобильных дорог призвано обеспечить удвоение ввода дорог до 2020 года.
В соответствии с вариантом 2 к 2030 году будет построено и реконструировано порядка 221,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования. Значительное развитие за счет строительства и реконструкции получит сеть автомобильных дорог общего пользования в регионах центральной и южной части европейской территории Российской Федерации, где объемы перевозочной работы автомобильным транспортом существенно превышают пропускную способность дорожной сети, а также в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в целях развития отраслей, связанных в первую очередь с добычей и переработкой природных ресурсов, реализацией транзитного потенциала транспортной системы, активизацией освоения территорий перспективного развития.
По варианту 1 в связи с недостаточным финансированием в инфраструктуру темпы роста объемов перевозок и пассажирооборота будут несколько ниже.
Объемы финансирования строительства и ввода автомобильных дорог (при условии финансирования отрасли по второму варианту)
2012 г. | 2015 г. | 2018 г. | 2020 г. | |
Финансирование, млрд. руб. | ||||
Федеральные дороги и региональные дороги с федеральным софинансированием | ||||
дополнительное финансирование за счет федерального бюджета | ||||
региональные дороги | ||||
Дорожное строительство, км | ||||
федеральные дороги | ||||
региональные дороги |
Примечания:
1. Объем строительства и реконструкции региональных автомобильных дорог на 2012 год приняты по данным администраций субъектов Российской Федерации, а также предложений по ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».
2. Объемы финансирования строительства и реконструкция региональных дорог в 2012 году приведены по данным администраций субъектов Российской Федерации без учета Москвы и Санкт-Петербурга, в которых автомобильные дороги отнесены к объектам городского благоустройства и не учитываются в сведениях государственного статистического наблюдения по вводу дорог в эксплуатацию.
Внутренний водный транспорт
Ключевым фактором развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом является поддержание гарантированных глубин внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность единой глубоководной системы европейской части России и обновление флота.
С целью решения указанной проблемы предусматривается строительство новыхобъектов инфраструктуры, обеспечивающих снятие ограничений пропускной способности на участках внутренних водных путей, увеличение протяженности водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, а также принятие мер по обновлению флота.
В случае успешной реализации плана по обновлению речного флота к 2020 году по варианту 2 удастся остановить отрицательную динамику пассажирских перевозок данным видом транспорта, а после 2020 года перейти к стабильному росту.
В целях формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры планируется до 2018 года осуществить переход на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей по нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также создание инфраструктурных условий перераспределения грузопотоков с наземного на внутренний водный транспорт.
Планируется, что доля протяженности внутренних водных путей с ограничениями пропускной способности сократится с 45,6% в 2011 году (согласно Стратегии) уже к середине 2020-х годов до 0%, что скажется на увеличении перевалки грузов речным транспортом (более чем в 2 раза к 2011 году) и достигнет в 2030 году значения порядка 440 млн. т в год.
Вариант 1 предполагает более низкие темпы роста в связи с недофинансированием отрасли.
Морской транспорт
В части развития грузовых перевозок ключевыми мероприятиями по варианту 2 являются следующие проекты:
1) Реализация мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках принятия Федерального закона от 07.11.2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», строительство новых судов и регистрация судов в Российском международном реестре судов.
2) Развитие и модернизация морских портов, Арктического (Сабеггта, Архангельск, Мурманск), Балтийского (Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Балтийск), Азово-Черноморского (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Тамань), Дальневосточного (Восточный, Находка, Ванино) бассейнов.
3) Развитие Северного морского пути как исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.
В целях принятия мер по обеспечению безопасности судоходства в акватории Северного морского пути принят Федеральный закон от 28 июля 2012г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», направленный на решение задач Российской Федерации в Арктике, Морской доктрины Российской Федерации, в том числе национальных интересов России, централизованное управление этой транспортной системой, безопасности мореплавания и защиты окружающей среды Арктического региона.