Экономические функции цены, их взаимосвязь.
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. Цене присущи пять функций: учетно-измерительная, стимулирующая, перераспределительная и сбалансирования спроса и предложения, как критерия рационального размещения производства.
1) Учетно-измерительная функция цены является основной, так как она в наибольшей степени отражает экономическую сущность цены. В цене товаров находят отражение затраты (себестоимость) и результаты (прибыль). Наряду с деньгами цена является стоимостным измерителем практически всех экономических процессов. Информация о структуре цены (затраты + прибыль) выполняет роль индикаторов, сигналов, побуждающих участников экономических процессов (как производителей, так и потребителей) к принятию тех или иных управленческих решений.
Но эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены. Цена служит также средством измерения таких показателей, как:
− количественные показатели: ВВП, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.
− качественные показатели: рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.
2) Стимулирующая функция цены.Цена может как поощрять (через величину включённой в неё прибыли), так и сдерживать экономические процессы. Стимулирование осуществляется путем установления повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Причем поощрительное и сдерживающее воздействия цены, как правило, идут одновременно. Например, увеличение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили в конечном счете приводят к росту внутренних цен на них. Этим самым цена стимулирует сокращение притока иностранных автомобилей в страну. С другой стороны, создаются благоприятные условия для развития отечественного автомобилестроения, то есть цена поощряет отечественного производителя.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
− научно-технический прогресс (внедрение новой передовой техники, более современной технологии, организация производства и труда, освоение новых изделий);
− экономию затрат;
− качество продукции;
− изменение структуры производства (путем изменения соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции);
− оптимальную структуру личного потребления населения (за счет ставок косвенных налогов и т.п.).
3) Распределительная функция цены выражается в перераспределении доходов между производителем и потребителем. Посредством цены распределяются и перераспределяются доходы между странами, регионами, отраслями и сферами экономики, социальными группами населения и др.
Если цена на товар значительно превышает затраты, то часть доходов перераспределяется в пользу продавца, т.е. потребитель при покупке товара несет повышенные расходы, которые создают дополнительные доходы продавца. Перераспределение дохода посредством цен осуществляется и внутри фирмы между отдельными видами продукции. Зачастую это осуществляется при разработке учетной политики фирмы (группировка затрат по статьям калькуляции, использование методов распределения косвенных затрат по группам и видам продукции и др.).
Например, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.
Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.
В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население.
4) Функция сбалансирования спроса и предложения. Здесь через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Установление сбалансированности между спросом и реальным предложением в рыночной экономике может быть осуществлено только при определенном уровне цены. Это так называемые равновесные цены, которые балансируют спрос и предложение (см. рис. 1.8). Эту функция реализуется в основном на микроуровне, на уровне конкретных фирм.
Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. В условиях рыночных отношений цена в этой функции выполняет роль регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.
5) Функция цены как критерия рационального размещения производства.Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется «перелив» капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов - туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно. В российских условиях в настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу. Перемещение капиталов из одной сферы экономики в другую крайне ограничен.
Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие (рис. 1.10). Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это в свою очередь ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.
Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя «переливу» капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации. В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).
1.7. Методология ценообразования. Методы и принципы ценообразования как важнейшие элементы методологии, их характеристика. Методики ценообразования.
Методология ценообразования - это совокупность общих правил, принципов и методов:
− разработки концепции ценообразования,
− определения и обоснование цен,
− формирования системы цен,
− управления ценообразованием.
Методология и методики – это не одно и то же.
Методология должна быть единой для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике страны. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и 2) рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.
На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии на практике. Т.е. методики – это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен.
Например, есть методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и др. Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Таким образом, методики являются первым важнейшим элементом методологии.
Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик).
Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.
Повторим, что при переходе к рынку методология ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможным постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, адекватной рыночным отношениям (отметим, что такой принцип отвечает потребностям глобализации).
Что представляют собой принципы ценообразования?
Принципы ценообразования - это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшими принципами ценообразования являются:
− научность обоснования цен;
− целевая направленность цен;
− непрерывность процесса ценообразования;
− единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Рассмотрим эти принципы.
Принцип научности обоснования цен.Ценообразование подчиняетсяопределённым законам: стоимости, законов спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на анализе внешних и внутренних факторов компании. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др. Так утверждается в экономической науке «для клерков».
Однако мало, где говориться, что экономическая наука зачастую выполняет политический заказ, в том числе, в отношении образования цен. И так называемый научный подход может использоваться как средство манипуляции сознанием людей.
Принцип целевой направленности ценсостоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблем социальной защиты населения или проблем целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.
С этой целью у нас и за рубежом на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.
Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.
Принцип непрерывности процесса ценообразованияпроявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда - чугун - сталь - прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением ценсостоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать (см. ниже).
1.8. Регулирование цен в рыночном хозяйстве. Содержание и формы государственного контроля. Органы, осуществляющие мониторинг цен. Санкции за нарушение государственной дисциплины цен. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования в России.
Рыночная экономика предполагает свободу хозяйствующих субъектов в области ценообразования. Апологеты теории рынка настаивают на минимизации вмешательства государства в экономику страны. Однако рынок обладает рядом недостатков:
1. Преимущества крупномасштабного производства ведут к монополизму и ослаблению конкуренции.
2. Значительная дифференциация доходов населения.
3. Нежелание собственников предприятий учитывать коллективные потребности (оборона, связь, медицина и т.д.), внешние эффекты (охрана окружающей среды).
4. Препятствие производству необходимых обществу, но не прибыльных товаров и услуг.
5. Не обеспечивается полная занятость и стабильный уровень цен.
Поэтому государство контролирует и регулирует отдельные аспекты экономики, в т.ч. цены, с целью:
1) стимулирования или ограничения развития отдельных отраслей производств;
2) борьбы с инфляцией;
3) поддержанием уровня жизни населения;
4) ограничения монополий и развития конкуренции и др.
Как правило, государственное регулирование цен распространяется на три группы продукции:
− народных «базовых» отраслей хозяйства (топливо, энергетика, транспорт, связь);
− определяющей стоимость жизни (продовольствие, жилье);
− требующей внешнеэкономических льгот.
Такой контроль осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля - проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования.
Различают два вида контроля:
1) государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования - федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Ещё такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах;
2) общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.
Существенное внимание вопросам ценообразования уделяется в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Во-первых, цены устанавливаются соглашением сторон. В то же время:
− определен перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, и порядок их регулирования (Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»);
− изложен порядок установления конкретных цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию естественных монополий (Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
В отношении определенных видов договоров ГК РФ предусматривает определенные ограничения по использованию договорной, рыночной цены (ст. 485 «Цена товара», 709 «Цена работы»).
Во-вторых, изменение (увеличение или уменьшение) цены, установленной в договоре, возможно только в двух случаях:
1) если в договоре присутствует оговорка о возможности изменения цены;
2) если законом предусмотрена возможность изменения цены либо порядка ее установления в процессе исполнения договора.
В-третьих, в большинстве видов договоров цена не относится к существенным условиям сделки. Поэтому она может быть не предусмотрена в договоре. Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, услуги, работы. Наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться при исполнении договора, доказывается заинтересованной стороной.
В-четвертых, цена должна быть выражена в рублях (ст. 317 ГК РФ «Валюта денежных обязательств»).
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит отдельные положения, касающиеся ценообразования. Их можно подразделить на две группы. Первая - определение состава расходов, учитываемых в цене товара. Вторая - обоснование и контроль уровня цены для целей налогообложения.
Первая группа. Расходы, включаемые в состав себестоимости и цены, классифицируются в зависимости от их функционального назначения на следующие расходы:
− связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров, услуг, работ;
− содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
− освоение природных ресурсов;
− научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
− обязательное и добровольное страхование;
− прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Вторая группа. Налоговый кодекс РФ предусматривает порядок определения уровня цен и их контроля для целей налогообложения. В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Предполагается, что такая цена соответствует уровню рыночных цен, пока не будет доказано обратное. Налоговые органы вправе провести проверку правильности применения цен по сделкам только в следующих случаях:
1) если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, что может повлиять на уровень цены;
2) если сделка относится к товарообменным (бартерным) операциям;
3) если сделка является внешнеторговой;
4) при отклонении цены более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени (наиболее сложный для проверки критерий).
При проведении проверки правильности применения цен выявляются факты отклонения цен, применяемых сторонами сделки, более чем на 20% (в сторону повышения или понижения) от рыночной цены идентичных (однородных) товаров. Если выявляются такие отклонения, то налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).
В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).
[a] Масштаб цен – это количество золота или серебра, принятое в стране за денежную единицу и ее кратные части. Поскольку в современном мире деньги не имеют золотого содержания, то теперь масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.