Законы спроса, предложения и конкуренции как важнейшие факторы, оказывающие влияние на формирование цен и их взаимодействие.
Спрос – это намерение покупателей приобрести товар или услугу, подкрепленное денежной возможностью. Спрос выражает зависимость между ценой и количеством товара, которое покупатели желают и могут купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Полным (рыночным) спросом на товар является совокупность индивидуальных спросов на этот товар по различным ценам. Графически спрос выражается в виде кривой (рис. 1.4).
Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя.
Величина спроса (объем спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене в данный период времени. Графически величина спроса выражается как точка на кривой спроса.
Закон спроса: При прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара. То есть, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Изменение в величине (объеме) спроса - это движение по кривой спроса.
Изменение самого спроса характеризуется сдвигом кривой спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Закон спроса не действует:
− при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
− для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством тезаврации денег;
− при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).
Предложение какого-либо товара или услуги- это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Величина предложения – характеризует готовность продать определённое количество товара в определённый момент времени (точка на графике предложения)
Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот (рис. 1.5.).
Некоторые экономисты высказывают мнение о том, что общего закона предложения не существует, так как встречаются случаи, когда нет прямой зависимости между изменениями цены товара и объемом его предложения.
Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.
При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.
Закон спроса и предложения - объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложении товаров на рынке от их цен.
Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 г. Альфредом Маршаллом. На рис. 1.6. представлен поиск точки равновесия путем изменения цены (P) и количества товара (Q). Как следствие происходит изменение спроса (D) и предложения (S). В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: спрос на некоторые товары растет, растут цены на них, а их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импортом. | Рис 1.6. Поиск «точки равновесия» |
Закон конкуренции.
Конкуренция – это борьба, соперничество в какой-либо области. Например, конкуренция между производителями – это тип взаимоотношений между ними по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.
Закон конкуренции заставляет производителей товаров постоянно искать пути развития. «Это закон, который в рамках периодических колебаний торговли неизбежно выравнивает цену товаров по издержкам их производства» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Виды конкурентной борьбы усложняются, становятся более многообразными. Наряду с конкуренцией мелких и средних производителей конкурентная борьба ведется между монополиями в одной отрасли хозяйства, между монополиями смежных отраслей, внутри монополий, между монополизированными и немонополизированными предприятиями и т.д.
Закона конкуренции проявляется в четырех классических моделях конкуренции (или типов рынка):
− совершенная (чистая) конкуренция;
− монополистическая конкуренция;
− олигополистическая конкуренция;
− чистая монополия.
Их особенности мы будем рассматривать в четвёртой лекции.
Таким образом, конкуренция выступает мощным двигателем рыночной экономики, и определяет его жёсткость, бескомпромиссность. Она подобна закону выживания: «выживает сильнейший».
С другой стороны, конкуренция заставляет компании всесторонне совершенствоваться, повышать качество продукции. Считается, что в современном мире способны выжить гибкие производства, которые могут быстро перестроиться на выпуск новых товаров с минимальными затратами времени и финансов. Поэтому переход к рыночной экономике требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают или игнорируют, вероятнее всего потому, что такая перестройка сопряжена со значительными капитальными затратами (инвестициями). Также считается, что переходу к рыночному хозяйству препятствует наличие государственной собственности в ряде отраслей.
1.5. Факторы, определяющие динамику цен. Стратегический и тактический факторы и их содержание.
Во многом факторы, определяющие динамику цен, рассмотрены выше, а также будут рассмотрены подробнее в лекции №3.
Факторы, определяющие цены, можно сгруппировать по внутренним и внешним по отношению к хозяйствующему субъекту. Под воздействием этих внутренних и внешних факторов формируются цены на товары и услуги внутри страны.
Внутренние факторы (на которые компания может влиять): затраты, производительность труда, ассортимент продукции (выбор наиболее рентабельной продукции), имидж компании, рекламная деятельность, соотношение собственных и привлечённых средств, ценовая политика, система управления компанией в целом и проч.
Внешние факторы (на некоторые из них компания может влиять, особенно крупная) можно подразделить на:
1) обусловленные национальными условиями:
− государственное регулирование цен;
− разработка и применение государственной налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики;
− использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары;
− установление минимальной оплаты труда;
− проведение антимонопольной политики;
− инфляционные процессы;
− уровень благосостояния народа;
− вкусы и предпочтения потребителей и др.
2) связанные с международной экономикой:
− глобализация;
− изменение мировых цен;
− изменение валютных курсов;
− конъюнктура мировых товарных и фондовых рынков;
− запреты и ограничения во внешней торговле различных стран и др.
Динамика цен формируется также под воздействием стратегического и тактического факторов.
Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Это фактор долговременного перспективного действия. Он ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации труда и производства и т. д. В результате наибольший выигрыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже.
Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Он может меняться в течение дней или часов. Он ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко умеют воспользоваться конъюнктурой рынка. В этом случае также требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполнители (кадры).
Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке фирмы и предприятия, умело использующие оба фактора.
Считается, что в условиях рынка динамика цен формируется в значительной мере непредсказуемо. Однако, с учётом вышеизложенного материала, следует понимать, что для ряда игроков рынка динамика цен более предсказуема, поскольку они непосредственно влияют на неё.