Закрытый способ пересечения водной преграды
При пересечении водных преград наиболее эффективно показали себя бестраншейные технологии, к которым, в первую очередь, относится управляемое горизонтальное направленное бурение (ГНБ). Появление технологий направленного бурения, которые стали широко применяться в мировой практике с 1990-х гг., по сути, сформировало новую отрасль строительства и позволило в корне изменить подход к проблеме пересечения всевозможных преград. Эта новая технология конкурирует с традиционными бестраншейными методами продавливания, неуправляемого бурения и виброударной проходки. Но если традиционные технологии позволяют сформировать скважину длиной только до 50 м, с помощью управляемого бурения возможно пересекать преграды шириной до 600 м и более.
Принцип технологии направленного бурения состоит в бурении пилотной скважины относительно небольшого диаметра с последующим ее расширением до требуемого размера и протаскивании в полученный канал полиэтиленового трубопровода (рис.2.3-2.5). Установки ГНБ позволяют бурить скважины любой заданной конфигурации с кривизной как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Глубина скважины при пересечении водных преград должна назначаться на 2,0 м ниже прогнозируемого профиля дна. Газопроводы, проложенные бестраншейными методами, балластировке и закреплению не подлежат.
Бурение пилотной скважины - особо ответственный этап работ в бестраншейной прокладке сетей, от которого во многом зависит конечный результат.
Бурение осуществляется при помощи породоразрушающего инструмента - буровой головки из высокопрочной стали, соединенной с гибкими буровыми штангами. Буровая головка имеет в передней части скос, что позволяет менять траекторию бурения и обходить выявленные препятствия в любом направлении в пределах естественного изгиба буровых штанг (до 33 м при диаметре штанг 89 мм, 51 м- при диаметре 114 мм). При вращении буровой головки с одновременным ее вдавливанием в грунт формируется прямолинейная пилотная скважина, тогда как вдавливание без вращения отклоняет буровую головку в сторону, противоположную имеющемуся скосу. Поочередно поворачивая буровую головку в ту или иную сторону и перемежая процесс вдавливания с процессом вращения, добиваются формирования подземного канала требуемого профиля. По мере проходки пилотной скважины производят поочередную стыковку буровых штанг друг с другом.
Буровая головка оснащена форсунками, через которые осуществляется подача специального бурового раствора, который под давлением закачивается в скважину. Применение бурового раствора является обязательным условием бурения. Буровой раствор уменьшает трение на буровой головке и штанге, предохраняет скважину от обрушения, охлаждает буровую головку, способствует разрушению грунта, защищает протягиваемые полиэтиленовые трубы от повреждения. Буровой раствор - это смесь воды и специальных добавок, соотношение и концентрация которых определяется в соответствии с типом грунта и условиями бурения. Основными ингредиентами раствора являются специальные глины - бентониты и полимеры. Кроме этого используются добавки для улучшения химического состава воды, предотвращения налипания грунта на буровой инструмент и штанги.
При бурении пилотной скважины осуществляется постоянный локационный контроль за положением буровой головки, что позволяет управлять траекторией ее движения в массиве грунта. Это достигается тем, что в буровую штангу около самого бура вмонтирован радиопередатчик, сигнал которого постоянно передает на поверхность информацию о глубине расположения буровой головки, угле ее поворота и другие параметры, необходимые для отслеживания местонахождения буровой головки. Сигнал улавливается на поверхности переносимым приемником, который обрабатывает и отображает полученную информацию на своем дисплее. Также эта информация отображается на дисплее оператора буровой установки.
Глубина, с которой может улавливаться сигнал, - до 25 м. Эти данные являются определяющими для контроля соответствия траектории пилотной скважины проектной и минимизируют риск повреждения смежных коммуникаций. При отклонении буровой головки от проектной траектории оператор останавливает вращение буровых штанг и устанавливает буровую головку с нужным углом поворота. Затем осуществляется вдавливание буровых штанг с целью коррекции траектории бурения. Точность системы электронного наведения такова, что опытный оператор в состоянии пробурить скважину до 500 м и вывести буровую головку на поверхность в установленной точке с точностью ± 150 мм. С выходом буровой головки в заданной проектом точке строительство пилотной скважины завершается.
|
|
|
|
После выхода буровой головки на поверхность ее заменяют на конусный расширитель, который протаскивают по пилотной скважине в обратную сторону. С приложением тягового усилия и одновременного вращения расширитель проходит в направлении буровой установки, расширяя пилотную скважину до необходимого для протаскивания трубопровода диаметра. Для обеспечения беспрепятственного протягивания трубопровода через расширенную скважину ее диаметр должен на 25-30 % превышать диаметр трубопровода. В этом случае плеть трубопровода при протягивании в образовавшийся канал испытывает незначительное сопротивление от сил трения. Снижению сил трения способствует и буровой раствор (или вода), подаваемый из смесительного бака установки к форсункам расширителя.
На противоположной от буровой установки стороне скважины располагается готовая плеть трубопровода. К переднему концу плети крепится оголовок с вертлюгом, воспринимающим тяговое усилие. Вертлюг вращается вместе с расширителем и в то же время не передает вращательное движение на трубопровод. При мелкозернистых грунтах, малых диаметрах труб (до 110 мм) и небольших расстояниях (до 100 м) одновременно с первым проходом расширителя может протаскиваться полиэтиленовая труба. При высокоплотных грунтах полиэтиленовая труба протаскивается при вторичном проходе расширителя. Таким образом, буровая установка затягивает в скважину плеть протягиваемого трубопровода по проектной траектории.
Распространению направленного бурения способствуют следующие факторы: исключение необходимости проведения дноуглубительных, подводных, водолазных и берегоукрепительных работ; отсутствие необходимости балластировки трубопровода; уменьшение допустимого коэффициента запаса прочности труб газопровода; сохранение естественного экологического состояния водоема; практически полное отсутствие разрушений на поверхности земли и отсутствие необходимости проведения рекультивационных работ; сокращение сроков сооружения переходов; уменьшение риска аварийных ситуаций и, как следствие, гарантия длительной сохранности трубопроводов в рабочем состоянии; уменьшение сметной стоимости строительства трубопроводов за счет значительного сокращения сроков производства работ, затрат на привлечение дополнительной рабочей силы и тяжелой землеройной техники.
В то же время метод наклонно - направленного бурения может использоваться только при благоприятных грунтовых условиях. Ограничением возможности применения способа горизонтального управляемого бурения являются наличие скальных и гравийных грунтов, грунтов с включением валунов и гальки, гравелистых песчаных и глинистых грунтов с включением гравия более 30 %, а также в грунтах типа плывунов из-за невозможности создания стабильного бурового канала. В настоящее время во всем мире более 20 фирм-изготовителей поставляют на строительный рынок буровые установки всевозможных размеров. В России, где прокладка газопроводов методом направленного бурения была официально разрешена с 1997г., наиболее широкое распространение получили установки горизонтального бурения «Навигатор» фирмы «Vermeer-Steinbrueck» (США) типа D16x20a (72,5 кН), D24x40a (125 кН), D50x100 (225 кН) и «Грундодрилл» фирмы «Tracto-Technik» (Германия) типа 4Х (38 кН), 7Х (65 кН), 13Х (125 кН).