Оценки товара как оценки параметров экономического поля
Процесс возникновения и существование экономического пространства связан с обменом товаров, осуществляется, реализуется в форме обмена. Формы обмена поэтому становятся формами явления свойств экономического пространства, формами его существования, осуществления и существа.
В этих формах природное тело товара выступает простым местом, отражением экономических свойств. И что важно - не собственных экономических свойств, но той экономической ситуации, той конфигурации экономического пространства, в формировании которой данный продукт участвует лишь как абстрактный представитель некоторой товарной группы и взаимодействия товарных групп. Его экономические свойства есть свойства некоторой области экономического пространства, в которой он оказался. Говоря точнее, каждый отдельный продукт сам по себе вообще не обладает экономическими свойствами. Экономические свойства имеются у экономического пространства и представлены эти “пространственные” свойства особыми экономическими формами. Каждый данный продукт, участвуя в экономическом взаимодействии, меняет своим присутствием конфигурацию экономического пространства, его количественные характеристики и в этом смысле от его свойств зависит его ценность. . Поэтому измерению собственно подлежат не экономические параметры продукта, но параметры экономического пространства. Экономические “свойства продукта” предстают в этой связи как приростные характеристики экономического пространства в связи с появлением в нём данного продукта. Иначе говоря, как то изменение характеристик экономического пространства, которое порождено появлением данного продукта. Как изменение энергетики общества в связи с наличием в экономическом пространстве данного продукта. Таким образом будет определяться и ценность данного продукта - по его вкладу в изменение общественного богатства.
Становление экономического пространства осуществляется вместе со становлением механизмов оценки его энергетических характеристик, его способности генерировать богатство.
Проследить логику развёртывания рыночного пространства можно проследив логику развития форм обмена, памятуя, что обмен является как раз основным механизмом, формирующим экономическое пространство. По мере развития форм обмена - среды, в которой обращаются продукты труда и которая придает им экономическую форму, развивается и экономическое пространство. Фундаментальным определением экономического пространства становится богатство, которое присутствует в любых экономических явлениях.
Сравнение продуктов как апперцепций богатства ставит проблему определения того, об оценке каких возможностей идёт речь: о возможности воспроизводства утраченного в процессе производства богатства, либо о возможности повышения или воспроизводства благосостояния.
И в том, и в другом случае речь будет идти о воспроизводстве человека, но если в первом случае речь будет идти о воссоздания рабочей силы, то есть о возможности продолжения процесса труда (что ставит рабочего в один ряд с орудиями труда), то во втором случае речь будет идти о воспроизводстве человека как самоценной цели. Первый тип измерения - экономический. Второй тип - этический. Первый связан с человеком как орудием деятельности, второй тип связан с проблемой существования человека и вообще говоря не обязательно связан с обменом даже в развитом товарном хозяйстве.
Оставим пока в стороне этический аспект проблемы, так как его рассмотрение требует исследования взаимодействия форм существования человека вообще с формами его существования как труженика, с его деятельностью по производству богатства.
Подобное ограничение проблемного поля позволяет конкретизировать проблему потребительной стоимости. Она может быть рассмотрена теперь не с точки зрения удовлетворения товаром человеческих потребностей вообще, а только с точки зрения удовлетворения потребностей человека как труженика, как орудия производства богатства, как момента воспроизводства богатства. При таком рассмотрении, правда, теряется из вида благосостояние. Речь идёт только о воспроизводстве рабочей силы, но не о воспроизводстве человека. Но если принять в качестве исходного определения потребностей потребности в воспроизводстве рабочей силы, то все измерения могут быть осуществлены в категориях экономического пространства по мере его становления в формах обмена.
Развитие форм обмена в меновом отношении.
Возникновение развитого экономического пространства, как пространства взаимодействия самостоятельных экономических субъектов, связано с общественным разделением труда, которое становится внутренним моментом общественной субъективности. Общественное разделение труда знаменует собой развитие внутренних форм общественной субъективности, которые предстают как формы кооперации. Кооперация включает в себя как свои внутренние моменты разделение труда и обмен его результатами.
Рассмотрим развитие форм обмена, повторяя логику, предложенную К.Марксом.
Простейшей формой обмена является простой или случайный обмен. Эта форма обмена знаменует лишь переходный этап к экономическому пространству. Собственно рыночные экономические свойства здесь отсутствуют. Имеет место лишь их простая основа - наличие отношений людей по поводу созданного ими продукта. Возникают отношения собственности. Но они мимолетны и не закреплены в формах культуры (не имеют собственного знакового отображения). Эквивалентность здесь предстаёт как эквивалентность природных тел. Сравнивается физическая, природная энергетика обмениваемых товаров. Сравниваются индивидуальные затраты товаропроизводителя по созданию собственного товара с энергозатратами производителя товара-контрагента. В этом сравнении ещё нет устойчивых экономических связей, а потому каждый продукт предстаёт в его природной конкретности.
В реальном товарообмене происходит сравнение чистых количеств товаров. Уже здесь осуществляется первый шаг абстрагирования к экономическому пространству. Продукты рассматриваются в меновом отношении как простые количества чуждого их природной ипостаси качества. Этим качеством выступает экономическая ценность продукта. Как мы приняли, не подлежит пока рассмотрению этический аспект экономики, то есть все формы оценок сведены к оценке возможностей и их утраты. Проблема существования самого товаровладельца рассматривается как второстепенная или как само собой разумеющийся факт. Но как проблема существования труженика, оценивающего себя тоже абстрактно - как количество возможного труда. Индивидуальные качественные определённости товаровладельца сводятся к пустому наличию его как субъекта рыночных отношений. Они не играют никакой роли в товарном обмене. Происходит отчуждение его индивидуальности от участия в рыночных отношениях, точнее, они проявляются чисто количественно, как количество созданного продукта. Измерителем индивидуальных человеческих качеств становится принадлежащий человеку продукт. Подобный субъект имеет и чисто количественные потребности, качественно столь же однородные - потребность в приобретении способности осуществлять определенный объём труда и производить определенный объём продуктов. Труд как богатство пронизывает всё, точнее сказать, всё поглощает. Но столь же верно будет сказать: всё производя.
Количественная определённость менового отношения выражает поэтому баланс богатства как затрат труда, или более точно, баланс экономической энергии. Этот баланс представлен как баланс количеств обменивающихся товаров. Отметим здесь, что этот количественный баланс товаров становится переходным мостиком от природной энергетики труда к её экономическим формам. Природная энергетика человеческой деятельности воплощается в определенности количества созданного продукта. Взаимосвязь затраченной природной энергии и созданного продукта фиксируется понятием производительности труда. Это с одной стороны. Но с другой стороны количественная определённость менового отношения фиксирует и параметры экономической энергетики, экономических качеств продукта. Можно констатировать поэтому, что природная, физическая энергетика преобразуясь в экономическую, связана с последней через движение и взаимообмен природных тел товаров, их соотношения. Природное тело товара является переходом от природного пространства в экономическое. Качественная определённость природных свойств товара в энергетических взаимодействиях исчезает, уступая место чисто количественным, абстрактным его характеристикам, подобно тому, как все физические свойства железного предмета не участвуют непосредственно при измерении его электрического заряда.
В сфере человеческого труда (являющегося природной ипостасью человеческого существования) происходит преобразование внешней для человека энергии и вещёства в формы человеческого существования. Пропорции производства и обмена устанавливаются на этом уровне чисто технологически и определяются необходимостью воспроизводства богатства. При простом обмене это есть и экономические пропорции. Эти пропорции, будучи обращены в природную определённость представляют пропорции распределения трудового потенциала. Обращённые в сферу экономического пространства, эти пропорции (меновое отношение) характеризуют пропорции распределения богатства, общественную энергетику.
В случае простого обмена эффект разделения труда, будучи локализован в отношениях двух товаропроизводителей, мог быть ими же и измерен, причём мерилом выступало количество продукта, создаваемого до и после разделения труда. Экономического пространства как пространства, обладающего особыми формами существования не возникало при этом. Факт обмена не становился фактом культуры. Но уже здесь происходит становление экономического пространства в процессе сведения товара, стоящего в эквивалентной форме к простому количеству, к пустому количеству.
Пропорции обмена как отражение эквивалентности возможностей.
Сущность богатства составляет, как мы приняли, возможность. Иначе говоря, это такое свойство богатства, которое присутствует в любых формах существования богатства. Поэтому движение богатства может быть рассмотрено в логике движения возможности, как развитие возможностей.
Возможность в себе выделяет две свои стороны: ресурс и альтернативу. Ресурс представляет собой внутреннюю форму возможности, альтернатива выступает её внешней формой.
В самом широком смысле слова ресурсом является Космос в целом. Человек выступает как лицо, взявшее на себя ответственность и полномочия представлять Космос в его конкретном, общественном проявлении. Именно человеческая деятельность организует пространство Космоса таким образом, который и представляет собой общественное пространство.
Человеческая субъективность, поэтому присутствует всегда в понятии ресурса, так как ресурс, в конечном счёте, это возможность человека достичь определённого результата, используя энергию Космоса. Взятая в этой сущностной своей ипостаси, возможность предстаёт в форме производительности труда. Понятие производительности труда как раз и отражает человеческую возможность в её количественной и качественной определённости как результативность конкретной деятельности конкретного субъекта.
Альтернатива в определениях человеческой деятельности предстаёт как возможность осуществления иной деятельности. Эта возможность объективируется в разделении труда. Пространство разделённого труда в этом смысле представляет собой пространство альтернатив.
Воспроизводство возможности в конкретности её формы является воспроизводством двух её сторон: ресурса и альтернативы.
В самом широком смысле воспроизводство ресурса представляет собой воспроизводство Человека и Космоса. Именно две эти фундаментальные компоненты создают ресурс как предметность возможности. В системе Космоса относительно Человека выделяются две подсистемы: подсистема, практически не зависимая от деятельности человека и подсистема, существование определённых форм которой зависит от человеческой деятельности. Обычно рассматривается лишь последняя подсистема, в которой выделяются воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы, то есть ресурсы, существование которых в той или иной степени зависит от человеческой деятельности. Это подсистема постоянно расширяется.
Воспроизводство альтернативы является второй составляющей воспроизводства возможности. Отсутствие альтернативы делает возможность формальной. В отсутствии альтернативы возможность реализует лишь факт собственного существования. Выбор, как субъективная форма альтернативы, сводится до простой реализации или не реализации ресурса. Субъект должен осуществить самый примитивный выбор, выбор между существованием и несуществованием.
Если мы рассматриваем экономическое пространство как пространство воспроизводства богатства, то есть возможности, то в этой логике возможность удваивается как реализованная возможность, возможность, перешедшая из своего идеального состояния (как состояния субъекта, находящегося в образе мышления) в материальный мир человеческого существования (как состояние субъекта, находящегося в образе существования), и как утраченная возможность, то есть как потеря возможности осуществления дальнейшей деятельности по мере создания результата. При этом утрачивается либо ресурс, либо альтернатива. Взятая как утраченная, возможность предстаёт в форме затраты.
Таким образом, возможность, будучи формой существования субъективности, двигается вместе с ней в рамках образа жизни субъекта, переходя от идеального к материальному существованию. От ожиданий и целей к их реализации. Сами ожидания здесь становятся моментом возможности.
Полнота возможностей субъекта в форме альтернативности
Полнота возможности предстаёт как единство субъективного и его структуры, представленной в предметах деятельности.
Если мы приняли, что ресурс является внутренней формой возможности, то человек в одной из своих ипостасей предстаёт как возможность. Он и ресурс и активное противоречие возможности, её субъект.
Возможность в то же время материализуется в предметах деятельности, как различённых между собой, различие которых есть основа реальной альтернативы. Таким образом, разделение труда порождает действительные возможности человечества.
Труд, представший в полноте своих условий, то есть как производство, полагает свои возможности в форме производственных возможностей, которые описываются кривой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей отражает альтернативность деятельности и её результатов на основе единых условий деятельности, на основе единого ресурса. Альтернативность внутри себя предполагает ограниченность, недостаточность ресурса для осуществления одновременного действия в альтернативных направлениях. Поэтому кривая производственных возможностей представляет собой отображение целокупности ресурса, альтернативы и субъекта, осуществляющего альтернативную деятельность. Утрата возможностей своей мерой обретает вменённые издержки, как утрату возможности производства одного из альтернативных продуктов в процессе производства другого продукта.
Но кривая производственных возможностей подразумевает единичного субъекта деятельности, возможности которого порождены его отношением с внешней и объективной средой, а потому субъективность его несамостоятельна, не несёт в себе собственного развивающего её противоречия. Свою полноту и самостоятельность возможность обретает в противостоянии двух субъектов, обменивающихся собственной деятельностью и её результатами. Возможность обретает свою полноту в рамках взаимодействия двух субъектов по поводу результатов их труда.
Справедливость менового отношения. Эквивалентность как справедливость.
Эта полнота возможности раскрывается в отношениях обмена, включающих в себя двух субъектов и два предмета обмена. В этой полноте фигур обмена возможность обретает тотальность своего понятия. Тотальность как обретённое возможностью качество понятия, раскрывается количественно, в предметности менового отношения.
Меновое отношение как развитая и предметно представленная форма возможности хранит в себе производственные возможности, отображённые кривой производственных возможностей. Производительность труда, как сущностная форма человеческих возможностей становится той формой, в рамках которой находят своё соизмерение человеческие возможности, будучи нормированы относительно предметно представленной единицы человеческой субъективности - индивида. Производительность труда представляет собой в то же время форму, в рамках которой осуществляется переход от субъективности и идеальности к объективности и материальности мира человеческого образа жизни.
Меновое отношение вбирает в себя полноту определений возможности, как развитой формы субъективности. Субъективность присутствует в меновом отношении и в своей идеальной и в своей материальной реальности как различённая субъективность, ищущая формы разрешения своей различённости в пространстве своего существования, ищущая форм существования, примирённых с этой различённостью. Это примирение различённая субъективность находит в форме справедливости.
Исходя из этого меновое отношение предстаёт как противоречие двух субъектов и форма его разрешения. Справедливое меновое отношение снимает противоречие обмена и может быть названо совершенным, истинным меновым отношением. Справедливость же предстаёт здесь как форма разрешения противоречия противоположностей субъектов. В совершенном меновом отношении сняты противоречия субъектов: их интересов и мотивов количественно. Это совпадение порождает совпадение целей и формирует сбалансированную внутренне и внешне систему реализации индивидуальных возможностей.
Разрешение противоречия менового отношения происходит в предметных формах. Предметы деятельности “соизмеряют” себя друг относительно друга в форме стоимости, противополагая себя как относительная и как эквивалентная форма. Предмет обмена, стоящий в эквивалентной форме, становится образцом, в предметной форме которого находит своё количественное равновесие меновое отношение. В этой связи эквивалентная форма всегда идеальна, так как физическая предметность товара представляет собой также и символ качественного и количественного единства обмениваемых товаров. Мерой этого единства выступает пропорция обмена, в которой качественные различия обмениваемых товаров сведены до простого количественного различия. Идеальность эквивалентной формы порождает идеальность менового отношения в целом, отражая процесс осмысления собственного образа жизни субъектами обмена.
Сбалансированность, истинность менового отношения предстаёт как сбалансированность ожидаемых эффектов.
Каждый субъект определяет свой возможный эффект и приравнивает его к эффекту другого субъекта обмена. Сравнения осуществляются в эквивалентной форме, то есть как сравнение товаров, сведённых к единому качеству пропорцией обмена. Эффект определяется каждым из товаровладельцев путём сравнения количества товара-эквивалента, которое он может получить, осуществляя самостоятельно производство одного или другого товара. Иначе говоря, он сравнивает, сколько единиц товара-эквивалента он приобрёл бы, если бы производил товар А, и сколько он приобрёл бы товара-эквивалента, если бы он производил товар Б при определённых пропорциях обмена. Иначе говоря, если товаром-эквивалентом является товар А, то сравнение осуществляется в единицах товара А. Сравнение осуществляется следующим образом. Определяется, сколько товара А может самостоятельно произвести товаровладелец. Затем определяется, сколько он может произвести товара Б. Затем определяется, сколько товара А может быть получено при обмене произведённого товара Б при заданных пропорциях обмена товара А на товар Б. Разность получаемых количеств товара А и представляет собой эффект. Точно таким же образом определяет собственный эффект второй товаровладелец. Пропорция обмена становится той величиной, которая способна уравнять получаемые эффекты и обеспечить совершенное меновое отношение.
Истинность менового отношения предстаёт как его достоверность. Его объективность как обусловленность производительностью труда, которая определяет количество товаров, которое может произвести субъект обмена. Тем самым поиски истинного менового отношения сводятся к анализу соотношений производительностей труда.