Богатство как предметность богатости
Развитие человечности до её экономических форм, обретение ею собственной предметности, которая обладает “человеческим” смыслом, порождая следствия, возможные лишь в пространстве образа жизни человечности, порождает также и особую самостоятельность предметов, вовлеченных в движение образа жизни человечества. Предметы предстают теперь как богатство, обладающее собственными, не сводимыми к общим определениям человечности, свойствам. Как богатство, предметы воплощают в себе человеческие возможности, становясь в то же время предметами, на которые обращены человеческие потребности. Богатство обретает для всех единый смысл цели и средства.
Двигаясь в пространстве образа жизни, богатство обретает предметность, определяемую конкретной ипостасью образа жизни. В каждой из ипостасей образа жизни богатство представлено различными предметами. В частности, предметность образа мышления иная чем предметность образа деятельности, но и книги и средства производства представляют собой богатство, так как умножают человеческие возможности, предметно храня их в себе.
Предметность кругооборота образа жизни как деятельности.
Образ жизни субъекта экономических отношений опредмечен и потому круговорот фаз его образа жизни сопровождается круговоротом предметов, включённых в движение экономики. Движение экономического субъекта отражается в движении экономических предметов, осуществляется через них. Предметность образа жизни позволяет фиксировать различия фаз образа жизни, в частности, различия образа существования и образа действий в различии предметов, участвующих в этих фазах.
Особенностью экономической формы движения человечности является то, что образ жизни экономического субъекта представляет собой образ деятельности. Существование вне деятельности невозможно. Это справедливо для любой формы человеческого образа жизни, взятого в целом, но в экономической форме это становится непременным условием существования каждого участника экономического процесса, можно сказать даже его внутренним определением, теряя которое, он утрачивает свойства экономического субъекта.
Надо обратить внимание, что богатость не столь жёстко зависит от деятельности, так как включает в себя не только экономические определения, но и определения человечности вообще, а потому и иные чем в деятельности формы опредмечивания.
Страсть к богатству как сущность богатости, её движущая сила также включает в себя не только экономические определения, но и определения человечности вообще, то есть определений, которые на уровне отдельной индивидуальности не обязательно связаны с предметной производительной деятельностью.
В силу того, что существование экономического субъекта определяется его деятельностью, условия этой деятельности определяющим образом действуют на существование индивидуума и общества в целом. Поэтому условия деятельности воспринимаются как синоним условий существования, что является абсолютной истиной в своих всеобщих определениях. Страсть к богатству является превращённой формой страсти к богатости, страсти к обладанию возможностями к существованию, деятельности и мышлению. Богатство, как совокупность предметов, принадлежащих экономическому субъекту, представляет собой символ богатости, становящийся более важным в глазах индивидуума, даже чем сама богатость, которая не явлена непосредственно и существует лишь как возможность.
Предметность богатства представляет видимость реализованности возможности. Предмет действительно являет собой богатство лишь в том случае, когда система смыслов, представленная этим предметом-символом, инвариантна, когда условия деятельности (в случае экономического символа - богатства) остаются неизменными, как с точки зрения технологических возможностей, так и с точки зрения общественных отношений. В этом случае реальное включение предмета в деятельность раскрывает его ожидаемый смысл, его ожидаемые возможности.
Можно сказать поэтому, что система экономических смыслов обусловлена системой человеческих отношений в конкретной природной среде, если под смыслом понимать деятельную истину предмета, то есть его реальное будущее в ожидаемой деятельности.
Богатость как возможность самостоятельности человека.
Степень самостоятельности человечества относительно природы схватывается категориями возможности, свободы и богатства. Эти категории взаимосвязаны между собой и с человеческой субъективностью, отражая уровень её развития и нахождение на определенной фазе образа жизни.
Возможность выступает родовой категорией для субъективности, субъективность же осуществляется через создание и обладание богатством и свободой. Таким образом и богатство и свобода являются плодами одного и того же дерева - возможности. Богатство как совокупность экономических возможностей обусловливает некоторые аспекты свободы, но свобода, включая в свои определения более широкий круг общественных отношений, не может быть описана полностью в терминах богатства.
Богатость как свобода
Свобода - более общее и самостоятельное определение, чем богатство. Богатство, чтобы реализовать себя как возможность и стать действительностью, должно доказать свою состоятельность как благо, как реализованную возможность. Кроме того, богатство должно при этом определить способ, посредством которого оно может стать благом, доказать тем самым свою действительность. Свобода же по самому своему определению подразумевает, что этот способ имеется в наличии, существует.
Ещё одно обстоятельство должно быть учтено, когда мы говорим о богатстве. Оно связано с тем, что богатство должно быть произведено и именно этот момент является наиболее существенным для экономики, именно выяснением путей производства богатства и заняты как экономисты-ученые, так и экономисты-практики. Свобода не может похвастаться столь же солидным теоретическим и практическим опытом осмысления способов и механики своей реализации. И это не случайно именно в силу несамостоятельности человечества относительно природы.
Если в понятии свободы речь идет о свободе человечества в его всеобщем определении, в определениях его образа жизни, то есть как внутреннем свойстве человечества, полагающем себя непосредственно вовне, то в понятии богатства речь идет о свободе в её обусловленности природной предметностью. Изначально богатство предстаёт как отсвет человеческой несвободы, как свобода, зависящая от предметности природы. Свобода несамостоятельна здесь, так же как и человечество.
Этот аспект свободы является дополнением к обусловленности человеческой свободы структурой взаимоотношений людей, что можно назвать внутренней свободой. На уровне человеческой индивидуальности - это зависимость её от других индивидуальностей, обладающих, также как и она, свободой воли. На уровне общества в целом - это зависимость свободы человека в отношениях с природой от его отношений с другими людьми, зависимость свободы человечества в отношениях с природой от его собственной внутренней организации, от того что есть в действительности человечество в конкретике его внутренних определений.
Внутренняя свобода человечества вкупе с богатством как предметной обусловленностью свободы, образует действительное пространство свободы человечества, то есть свободу, как обусловленную определенной структурой отношений между людьми и их отношениями с природой и обусловливающую эти отношения.