Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций

Научно-технологические сдвиги, инновационная деятельность стали явлением, постоянно присутствующим в экономике. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества продукции, товаров, работ и услуг. Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технологического развития и интеллектуализацией ведущих факторов производства.

Существует множество определений инноваций и инновационной деятельности. Впервые понятие инновации ввел австрийский ученый Й. Шумпетер, рассматривая его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Ряд ученых трактуют инновацию как итоговый результат создания и внедрения принципиально нового или модифицированного средства, удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технологический, социальный, экологический). Обязательными признаками инновации являются научно-технологическая новизна и коммерческая реализуемость. Различие понятий «научно-технологическая разработка» и «инновация» заключается в том, что научно-технологическая разработка заканчивается оформлением комплекта документации и (или)созданием опытного образца, а инновация всегда имеет круг конечных потребителей. Инновация должна: обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Рыночную сущность инноваций подчеркивают такие ее важные признаки, как совместимость (compatible), сложность (complexity), испытуемость (frialability) и наблюдаемость(observiability).

Под совместимостью понимается степень, в которой инновация является адаптируемой, рассматривается как часть существующей цепочки ценностей.

Сложность – степень, в которой инновация оценивается трудной к пониманию и использованию, т.е. воспринимается как изменение существующих технологий, стандартов и т.д.

Испытуемость – степень, в которой мнновации могут быть проверены испытаними, опытами и экспериментами.

Наблюдательность – степень, с которой результаты инновационного процесса могут быть отслежены, наблюдаемы.

Инновации очень разнообразны. Классификация инноваций различается в зависимости от признаков, положенных в ее основу (рис. 15.2)

Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru

Рис.15.2. Классификация инноваций

Под продуктовыми инновациями понимают применение новых материалов, комплектующих, получение принципиально новых продуктов. Продуктовая инновация может влиять на изменение производственных процессов, технологий, организационных условий. Через процессные инновации можно создать технологические условия для разработки продуктовых инноваций. Все инновации направлены на повышение социально-экономической эффективности производства, а от результатов инновационной деятельности в настоящее время во многом зависит стабильность предприятия и его финансовое положение в будущем.

Процессные инновации – новые методы технологического процесса организации и производства.

Все виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи.

Динамический аспект инноваций связан с инновационным процессом. Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических, организационных и управленческих изменений, происходящих в процессе реализации нововведений. В общем виде инновационный процесс – это создание, распространение и применение продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые потребности.

В зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, так как каждый из них можно продать. Вопрос о том, продавать патент или новую продукцию, решается на основании оценки конкретных условий реализации и потенциального коммерческого успеха.

Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл,который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка (рис.15.3 ).

                   
  Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru
    Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru   Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru   Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru   Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru
 

Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru

                           
  Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru
 
   
I
 
II
 
III
 
IV
 
V
 
время
 




Рис. 15.3. Жизненный цикл инноваций.

I - выход на рынок

II – рост

III – зрелость

IV – упадок

V - уход с рынка

При обосновании управленческих решений по развитию инновационной деятельности предприятия необходимо учитывать, на какой стадии находится инновация. Это позволяет правильно оценивать возможный объем продаж и прогнозировать его изменение.

Согласно различным определениям, инновационная деятельность может состоять из разных этапов (рис 15.4.). Но все они взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного процесса.

Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций - student2.ru

Рис. 15.4. Состав инновационной деятельности.

На стадии проведения научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) исследуются возможности реализации инновационной идеи, которая возникла на стадии фундаментальных и прикладных исследований. Разрабатывается конструкторская документация и создаются опытный образец, который проходит соответствующие испытания (опытное производство).

Если испытания прошли успешно, начинается производство новой продукции. Особое значение имеет этап освоения, когда необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям (освоить новое оборудование, овладеть новой технологией и т.д.) Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.

Выход на рынок с новым продуктом требует проведение особой дополнительной работы (если продукт уже реализовывался на рынке, то можно на основании данных о поведении покупателей предсказать возможный объем реализации). Падение спроса на традиционный товар вызывает падение цены, приводит к снижению объема производства. Если товар выходит на рынок впервые, то неопределенность многократно возрастает.

Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения добавленной стоимости, чистой прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.

Каждое предприятие стремится обеспечить выпуск конкурентной продукции, т.е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкретном рынке в данное время исходя как из ценовых, эксплутационных, экологических и прочих неценовых факторов.

Предпочтение по ценовым факторам обеспечивается инновационной деятельностью, которая направлена на использование новых технологий, оборудования, материалов, позволяющих уменьшить затраты на производство и реализацию продукции данного вида, что приводит к снижению цены изделия.

Инновационная деятельность позволяет повышать конкурентоспособность продукции и за счет неценовых факторов, так как новые изделия с улучшенными технико-экономическими параметрами привлекают потребителей. При этом потребитель часто выбирает боле дорогой по цене товар, учитывая экономию, которую он получит в процессе его эксплуатации.

Если для реализации на предприятии законченных научно-технических разработок, новых или усовершенствованных технологий требуют значительные инвестиции, то разрабатывается инновационный проект.Он обосновывается так же, как и инвестиционный проект, но важнейшая его отличительная особенность – учет более высокого уровня риска, который является внутренней характеристикой инновационной деятельности.

Инновационная деятельность позволяет реализовывать стратегию предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыли.

Повышенный риск инновационной деятельности (Rug) складывается из повышенных рисков ее этапов:

Rug = Rфи+RНИОКР+Rо.п.+ Rосв.+ Rпр.+ Rф-м ,

где Rфи, RНИОКР, Rо.п., Rосв., Rпр, Rф-м - повышенные риски соответственно проведения фундаментальных и прикладных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опытного производства, освоения, производства нового продукта, выхода на рынок с новой продукцией и связанных с этим форс-мажорных обстоятельств.

Повышенный риск при выходе на рынок обусловлен тем, что если товар ранее реализовывался, то можно предусмотреть в определенном временном интервале объеме его потребления. Если товар новый, то очень сложно определить объем его потребления. Это связано, во-первых, с высоким уровнем неопределенности поведения потребителя, во-вторых – со сложностью точного определения экономического потенциала нового продукта.

Перед предприятием, которое продвигает новую инновационную продукцию стоят следующие задачи:

1. поиск как можно больше количества потребителей-покупателей;

2. защита своей интеллектуальной собственности;

В соответствии с законодательством Республики Беларусь интеллектуальная собственность представляет собой исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.). Вместе с тем различные объекты интеллектуальной собственности имеют совершенно разную экономическую сущность. Так, например, товарный знак значительно отличается от промышленного образца как по величине затрат на его создание, так и по характеру использования.

По сфере применения объекты интеллектуальной собственности можно разделить на промышленную собственность и литературно-художественную собственность.

Промышленная собственность включает изобретения, научные открытия, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и т.п. При этом следует подчеркнуть термин «промышленная собственность» не совсем точно характеризует рассматриваемую собственность: если изобретения, полезные модели, промышленные образцы действительно в значительной своей части используются в промышленности, то такие объекты промышленной собственности, как товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, представляют интерес не только для промышленности, но и для торговли и других сфер.

Для вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот необходимо оценить их стоимость.

В соответствии с нормативными актами Республики Беларусь оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности (ОИС) представляет собой процесс определения полезности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.) в стоимостном выражении. Организация передачи ОИС может осуществляться на основе лицензионного и безлицензионного договоров.

Лицензионный договор представляет собой соглашение о передаче правообладателем (лицензиаром) права на использование ОИС в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), причем последний принимает на себя обязательство вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором. Таким образом, лицензионный договор составляется с целью соглашения о порядке использования лицензионного вознаграждения.

Лицензионное вознаграждение представляет собой платежи за предоставление прав на использование объекта интеллектуальной собственности, являющегося предметом лицензионного соглашения.

Лицензионное вознаграждение может осуществляться в двух формах:

§ роялти – текущие (периодические) отчисления в виде фиксированных ставок от объема реализуемой по лицензионному договору продукции (услуг) через определенные промежутки времени;

§ паушальный платеж – фиксированная сумма вознаграждения за предоставленные по лицензионному договору права на использование объекта интеллектуальной собственности независимо от фактических размеров реализуемой лицензионной продукции (услуг); паушальный платеж может производиться как единовременно, так и в рассрочку.

Для управления объектами интеллектуальной собственности на предприятии необходимо поставить их на учет. Учет объектов ОИС происходит посредством нематериальных активов (долгосрочных имущественных прав, обеспечивающих его владельцам определенный доход или иную выгоду).

Существует два вида оценки нематериальных активов: по первоначальной и остаточной стоимости. Первоначальная стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к учету, изменению не подлежит. Для оценки нематериальных активов по первоначальной стоимости их выделяют в разрезе следующих групп.

1. Права на объекты интеллектуальной собственности представляют собой документально подтвержденное, полученное и оформленное в соответствии с законодательством Республики Беларусь разрешение на владение, распоряжение и пользование объектами интеллектуальной и промышленной собственности (патенты, права на приобретенные на правах собственности и созданные ноу-хау, изобретения, программные продукты и т.д.) и состоят из:

§ результатов интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, нераскрытая информация, в том числе секреты производства и др.);

§ получаемых прав и привилегий на использование объектов интеллектуальной собственности;

§ прав на использование и распоряжение природными ресурсами, имуществом, программным обеспечением;

§ прав на возможность осуществлять виды деятельности и отдельные операции, подтвержденные лицензиями, сертификатами или договорами (лицензионные и иные договоры объектами нематериальных активов не являются).

2. Организационные расходы предприятия формируются из расходов, связанных с образованием юридического лица, включая расходы, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный фонд (капитал) предприятия.

Расходы предприятия, связанные с возникающей в ходе его функционирования необходимостью переоформления учредительных и других документов (расширение, изменение видов деятельности, представление образцов подписей и т.п.), включаются с общехозяйственные расходы.

Организация, изменяющая организационно-правовую форму, указанные расходы производит за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.

3. Стоимость деловой репутации (гудвилл) определяется как превышение покупной цены приватизированного имущества предприятия над его оценочной (начальной) стоимостью. К данному виду нематериальных активов относятся товарные знаки, торговые марки, знаки обслуживания, фирменное наименование и т.п.

Фактические затраты на приобретенные нематериальные активы слагаются из: сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу), организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением и оценкой нематериальных активов; суммы вознаграждения, уплачиваемого посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов; таможенные пошлин, регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект нематериальных активов, и иных затрат, непосредственно связанных с приобретением нематериальных активов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется из суммы фактических расходов на их создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплаты труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств и т.п.).

Первоначальная стоимость программного обеспечения включает расходы на закупку этого обеспечения или затраты на его создание самим предприятием.

Первоначальной стоимостью нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный фонд (капитал) предприятия, признается их денежная оценка, согласованная с учредителями.

Расходы по проведению экспертизы достоверности оценки нематериальных активов, внесенных в уставный фонд (капитал), подтвержденные актом проведения экспертизы, относятся к организационным расходам предприятия.

Первоначальной стоимостью нематериальных активов, полученные по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходованная, указанная в акте на приемку-передачу нематериальных активов, определяемая по:

§ балансовой стоимости нематериальных активов;

§ стоимости, определенной экспертным путем и подтвержденной справочными документами;

Оценка объектов нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в денежных единицах Республики Беларусь путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка, действующему на дату совершения операции.

Затраты, направленные на восстановление или поддержание в первоначальном состоянии потребительских свойств нематериальных активов (требуемое качество, воссоздание первоначальных функций для целей производства или управления), включаются в расходы организации (предприятия).

В процессе использования нематериальных активов происходит их износ и начисляется амортизация.

Амортизация ОИС представляет собой перенос части их стоимости на издержки производства или обращения по нормам, определяемым организацией исходя из установленного срока их полезного использования.

К амортизируемым нематериальным активам относятся следующие:

1. Имущественные права на объекты интеллектуальной собственности:

1.1 Изобретения, промышленные образцы, полезные модели, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения;

1.2 Программное обеспечение (базы данных, компьютерные программы);

1.3 Средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг: товарные знаки (знаки обслуживания), в том числе в сочетании с названием наименования и другие обозначения, подтверждаемые свидетельствами о регистрации;

1.4 Нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), используемые в процессе хозяйственной деятельности организации-обладателя, если такая информация содержит новизну относительно ранее известных и применяемых способов и технологических процессов.

2. Получаемые права и привилегии на использование объектов интеллектуальной собственности, природных ресурсов, имущества, возможностей осуществления видов деятельности и отдельных операций, подтвержденные лицензиями, сертификатами или договорами.

3. Организационные расходы (осуществляемые в процессе приватизации и акционировании организации, при государственной регистрации организации, и другие расходы, являющиеся организационными в соответствии с законодательством.)

4. Стоимость деловой репутации организации (гудвилл).

5. Иные активы, относящиеся к нематериальным в соответствии с законодательством.

К нематериальным активам не относятся в соответствии с законодательством:

1. Интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них;

2. Не законченные и/или не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

3. Финансовые инструменты срочного рынка, представляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях.

Начисление амортизации нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяц принятия их к бухгалтерскому учету, и начисляется до полного погашения стоимости этих активов либо списания их с бухгалтерского учета в связи с выбытием.

Суммы амортизации нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся. Амортизация нематериальных активов начисляется независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Остаточная стоимость амортизируемых нематериальных активов = Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов - Накопленные амортизационные отчисления.

Наши рекомендации