Мониторинг финансового состояния организации: сравнение методик Республики Беларусь и Российской Федерации
В качественной диагностике финансового состояния в современных условиях хозяйствования заинтересован широкий круг субъектов экономических взаимоотношений: промышленные, торговые и сельскохозяйственные предприятия, банковские и страховые организации, участники фондовых рынков, органы государственного управления и т.д.
В условиях проходящих интеграционных процессов, единого таможенного пространства, большого объема экспортно-импортных операций Республики Беларусь и Российской Федерации важное значение приобретает использование единых инструментов для оценки и контроля за финансовым состоянием организаций обеих стран. Унификация показателей, используемых для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятий, и методик их определения призвана обеспечить сопоставимость результатов полученного анализа для принятия адекватных рыночной среде решений о выборе деловых партнеров и объектов для инвестиционных вложений как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации.
Целью данной статьи является исследование методик проведения мониторинга финансового состояния организаций, предусмотренных нормативно-правовыми актами Республики Беларусь и Российской Федерации, их критическая оценка с целью выявления их недостатков и преимуществ.
В Республике Беларусь анализ финансового состояния организаций проводится в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 г. № 81/128/65 в редакции постановлений от 25.05.2006 г. № 57/88/58, от 27.04.2007 г. № 69/76/52, от 08.05.2008 г. № 79/99/50 (далее – Инструкция № 79/99/50). Инструкция № 79/99/50 определяет цель проведения анализа финансового состояния как «обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций – неплатежеспособными».
В Российской Федерации методики анализа финансового состояния организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности и финансово-юридического статуса содержатся в нескольких нормативных актах.
Наиболее общая методика, применимая для предприятий различных отраслей, по которым не осуществляется судебное разбирательство о признании банкротом, прописана в Приказе Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций» (далее Приказ № 16).
Методика проведения финансового анализа субъектов хозяйствования, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов и по которым проводится судебное разбирательство о признании их экономически несостоятельными (банкротами), изложена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа». Проводится данный анализ, как следует из названия Постановления, арбитражными управляющими.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации проводит анализ финансового состояния стратегических предприятий и организаций по методике, изложенной в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.04.2006 г. «Об утверждении методики проведения федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».
Мониторинг финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей производится по методике, содержащейся в приложении к Федеральному Закону Российской Федерации от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
В Российской Федерации действуют и другие нормативные акты в области анализа финансового состояния и платежеспособности организаций, но, как уже было сказано выше, наиболее общая методика приведена в Приказе № 16, поэтому остановимся на ней более подробно.
Согласно Приказу № 16 «основной целью проведения анализа финансового состояния организаций является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности». Таким образом, цель проведения данного анализа в Российской Федерации шире, чем в Республике Беларусь.
Согласно Инструкции № 79/99/50 для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются лишь два показателя – коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. А критерием для отнесения организации к устойчиво неплатежеспособной служит наряду с наличием неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами выше норматива. Нормативы рассматриваемых коэффициентов по отраслям (подотраслям) содержатся в Инструкции № 79/99/50.
Таким образом, в Республике Беларусь в соответствии с Инструкцией № 79/99/50 вывод о признании организации неплатежеспособной формируется всего лишь по значениям трех коэффициентов – текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности финансовых обязательств активами, при этом данные показатели рассчитываются исключительно по данным бухгалтерского баланса, который отражает имущественное положение предприятия на определенную дату.
В отличие от нашей страны в Российской Федерации в соответствии с Приказом № 16 мониторинг финансового состояния включает расчет широкого ряда показателей, характеризующих различные аспекты деятельности организации согласно названной цели и сгруппированных в 5 подгрупп (таблица 1).
Таблица 1. Показатели оценки финансового состояния организации согласно Приказу № 16 и методика их расчета
Группа | Показатель | Методика расчета |
1. Общие показатели | 1.1. среднемесячная выручка | отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде |
1.2. доля денежных средств в выручке | доля выручки организации, полученная в денежной форме, по отношению к общему объему выручки | |
1.3. среднесписочная численность работников | ||
2. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости | 2.1. степень платежеспособности общая | частное от деления суммы заемных средств (обязательств) организации на среднемесячную выручку |
2.2. коэффициент задолженности по кредитам банков и займам | частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячную выручку | |
2.3. коэффициент задолженности другим организациям | частное от деления суммы обязательств по строкам "поставщики и подрядчики", "векселя к уплате", "задолженность перед дочерними и зависимыми обществами", "авансы полученные" и "прочие кредиторы" на среднемесячную выручку | |
2.4. коэффициент задолженности фискальной системе | частное от деления суммы обязательств по строкам "задолженность перед государственными внебюджетными фондами" и "задолженность перед бюджетом" на среднемесячную выручку | |
2.5. коэффициент внутреннего долга | частное от деления суммы обязательств по строкам "задолженность перед персоналом организации", "задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов", "доходы будущих периодов", "резервы предстоящих расходов", "прочие краткосрочные обязательства" на среднемесячную выручку | |
2.6. степень платежеспособности по текущим обязательствам | отношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации к среднемесячной выручке | |
2.7. коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами | отношение стоимости всех оборотных средств в виде запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов к текущим обязательствам организации | |
2.8. собственный капитал в обороте | разность между собственным капиталом организации и ее внеоборотными активами | |
2.9. доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) | отношение собственных средств в обороте ко всей величине оборотных средств | |
2.10. коэффициент автономии (финансовой независимости) | частное от деления собственного капитала на сумму активов организации | |
3. Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности) | 3.1. коэффициент обеспеченности оборотными средствами | частное от деления оборотных активов организации на среднемесячную выручку |
3.2. коэффициент оборотных средств в производстве | отношение стоимости оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке | |
3.3. коэффициент оборотных средств в расчетах | отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке | |
3.4. рентабельность оборотного капитала | частное от деления прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и всех отчислений, на сумму оборотных средств | |
3.5. рентабельность продаж | частное от деления прибыли, полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период | |
3.6. среднемесячная выработка на одного работника | частное от деления среднемесячной выручки на среднесписочную численность работников | |
4. Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации | 4.1. эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) | отношение среднемесячной выручки к стоимости внеоборотного капитала |
4.2. коэффициент инвестиционной активности | частное от деления суммы стоимости внеоборотных активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений на общую стоимость внеоборотных активов | |
5. Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами | 5.1. коэффициенты исполнения текущих обязательств перед бюджетами соответствующих уровней | отношение величины уплаченных налогов (взносов) к величине начисленных налогов (взносов) за тот же отчетный период |
5.2. коэффициент исполнения текущих обязательств перед государственными внебюджетными фондами | ||
5.3. коэффициент исполнения текущих обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации |
При проведении такого детального анализа финансового состояния организации в Российской Федерации используются данные из таких форм бухгалтерской отчетности, как бухгалтерский баланс (ф. № 1); отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); отчет о движении денежных средств (ф. № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), а также другая необходимая информация.
Как видно, в Российской Федерации при проведении мониторинга финансового состояния организации для признания ее несостоятельной наряду с показателями платежеспособности определяется дополнительно широкий спектр показателей, характеризующих приток и отток денежных средств, эффективность использования капитала в целом (рентабельность, оборачиваемость и др.), его отдельных составляющих – оборотных и внеоборотных активов – и др. При этом часть показателей выражена в абсолютных величинах, часть – в относительных.
Отмеченная широта показателей, охватывающих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации, позволяет, с одной стороны, устранить недостаток отечественной методики, заключающийся в узости критериев признания неплатежеспособности предприятия и его банкротства, а с другой является избыточной.
Инструкция № 79/99/50 рекомендует проводить детальный анализ финансового состояния только в случае установления неплатежеспособности организации, цель которого заключается в «выявлении причин ухудшения финансового состояния организации». Источниками проведения такого детального анализа уже наряду с бухгалтерским балансом (ф. № 1) выступают отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) и отчет об изменение капитала (ф. № 3). В ходе такой диагностики определяется достаточно широкий перечень показателей по предприятиям с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса, значения которых заносятся в соответствующий реестр согласно приложению № 7 к Инструкции № 79/99/50.
Осуществление детального мониторинга финансового состояния только признанных неплатежеспособными субъектов хозяйствования в Республике Беларусь свидетельствует о направленности методики, предусмотренной Инструкцией № 79/99/50, на кризисную диагностику, т.е. на исследование сформировавшегося кризисного финансового состояния организации в целях выявления путей его преодоления.
При этом в качестве основы Приказа № 16 в Российской Федерации принимается антикризисная диагностика, которая представляет собой оценку финансового состояния организации с целью выявления вероятности формирования кризиса и неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса, а также наступления неплатежеспособности как одной из составляющих кризисного состояния предприятия. Данный антикризисный мониторинг направлен на предвидение возможного ухудшения финансового состояния организации на ранних стадиях и принятие адекватных, своевременных мер по его недопущению.
Остановимся на недостатках и преимуществах методик расчета показателей согласно Инструкции № 79/99/50 (Республика Беларусь) и Приказу № 16 (Российская Федерация).
В методике Республики Беларусь за основу определения коэффициентов платежеспособности принимаются оборотные активы. Например, при определении коэффициента текущей ликвидности в качестве обеспечения оплаты срочных обязательств в расчет принимаются все оборотные активы. В состав оборотных активов наряду с такими абсолютно ликвидными активами, как денежные средства и финансовые вложения, входят также запасы и затраты (включающие сырье, материалы и другие аналогичные активы; затраты в незавершенном производстве; готовую продукцию и товары для реализации; товары отгруженные и т.п.) и дебиторская задолженность.
Перечисленные оборотные активы, хоть и являются с теоретической точки зрения достаточно ликвидными, в действительности могут таковыми не являться. Готовая продукция и товары могут быть неконкурентоспособными или не находить рынка сбыта, что приобрело особую актуальность в условиях мирового финансового кризиса, кризиса перепроизводства и падения потребительского спроса. Так, на многих белорусских предприятиях в настоящее время скопились полугодовые, а то и годовые, запасы продукции. Еще менее ликвидными по сравнению с готовой продукцией являются запасы сырья и материалов и остатки незавершенного производства, которые имеют тенденцию к моральному и физическому устареванию и далеко не всегда могут быть реализованы в необходимые сроки.
Что же касается дебиторской задолженности, то в расчет также следует принимать не всю дебиторскую задолженность, а краткосрочную, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Дебиторская задолженность, которая предположительно поступит по истечении 12 месяцев после отчетной даты, будет направлена на погашение обязательств в последующих отчетных периодах. При этом из состава краткосрочной дебиторской задолженности следует исключить нереальную для взыскания задолженность и просроченную свыше 6 месяцев, т.к. велика вероятность того, что последняя также перейдет в состав нереальной к взысканию.
В качестве основного показателя, используемого для расчета коэффициентов платежеспособности и эффективности использования оборотного капитала по методике Приказа № 16, применяется среднемесячная выручка, рассчитываемая как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде.
С одной стороны, использование выручки для оценки степени покрытия срочных обязательств по сравнению с общей величиной оборотных активов более объективно, т.к. именно за счет средств, поступивших в виде выручки, как правило, производится погашение текущих обязательств, если только организация не берет кредит на пополнение оборотных средств, что в настоящее время в Республике Беларусь достаточно проблематично. Но с другой стороны, расчет среднемесячной выручки по формуле среднеарифметической, как предусмотрено Приказом № 16, не учитывает сезонные колебания результативности деятельности.
При расчете коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в Республике Беларусь для определения наличия собственных оборотных средств из общей величины собственных источников средств отнимают балансовую стоимость внеоборотных активов. Такая методика означает, что собственные источники средств в первую очередь используются для формирования внеоборотных активов, а их остаток – уже для формирования оборотных активов. А в практике хозяйствования Республики Беларусь складывается прямо противоположная ситуация: внеоборотные активы в основном приобретаются за счет различных кредитных источников.
Показателям наличия собственных оборотных средств (собственный капитал в обороте) и обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственного капитала в оборотных средствах) Российской Федерации присущ тот же методический недостаток определения, что и в Республике Беларусь.
Методика оценки финансового состояния организации в Российской Федерации согласно Приказу № 16 имеет еще один существенный недостаток: в ней отсутствуют нормативные значения показателей, вследствие чего невозможно дать полноценную и значимую интерпретацию значений такого большого количества показателей. Следовательно, данный анализ должен проводиться по одной организации за ряд отчетных периодов, а также в сравнении с другими предприятиями, имеющими сопоставимые условия хозяйствования (внутри отрасли, подотрасли и т.п.).
Сравнительный анализ методик оценки финансового состояния организаций, предусмотренных нормативно-правовыми актами Республики Беларусь и Российской Федерации, позволил сделать вывод о том, что еще недостаточно разработано методическое обеспечение финансового мониторинга и многое предстоит сделать в области унификации применяемых методик данных стран.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 г. № 81/128/65 «Об утверждении инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» в редакции постановлений от 25.05.2006 г. № 57/88/58, от 27.04.2007 г. № 69/76/52, от 08.05.2008 г. № 79/99/50;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа»;
3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.04.2006 г. «Об утверждении методики проведения федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций»;
4. Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротстве от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»;
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 09.07.2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».