Мониторинг финансового состояния организации: сравнение методик Республики Беларусь и Российской Федерации

В качественной диагностике финансового состояния в современных условиях хозяйствования заинтересован широкий круг субъектов экономических взаимоотношений: промышленные, торговые и сельскохозяйственные предприятия, банковские и страховые организации, участники фондовых рынков, органы государственного управления и т.д.

В условиях проходящих интеграционных процессов, единого таможенного пространства, большого объема экспортно-импортных операций Республики Беларусь и Российской Федерации важное значение приобретает использование единых инструментов для оценки и контроля за финансовым состоянием организаций обеих стран. Унификация показателей, используемых для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятий, и методик их определения призвана обеспечить сопоставимость результатов полученного анализа для принятия адекватных рыночной среде решений о выборе деловых партнеров и объектов для инвестиционных вложений как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации.

Целью данной статьи является исследование методик проведения мониторинга финансового состояния организаций, предусмотренных нормативно-правовыми актами Республики Беларусь и Российской Федерации, их критическая оценка с целью выявления их недостатков и преимуществ.

В Республике Беларусь анализ финансового состояния организаций проводится в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 г. № 81/128/65 в редакции постановлений от 25.05.2006 г. № 57/88/58, от 27.04.2007 г. № 69/76/52, от 08.05.2008 г. № 79/99/50 (далее – Инструкция № 79/99/50). Инструкция № 79/99/50 определяет цель проведения анализа финансового состояния как «обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций – неплатежеспособными».

В Российской Федерации методики анализа финансового состояния организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности и финансово-юридического статуса содержатся в нескольких нормативных актах.

Наиболее общая методика, применимая для предприятий различных отраслей, по которым не осуществляется судебное разбирательство о признании банкротом, прописана в Приказе Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций» (далее Приказ № 16).

Методика проведения финансового анализа субъектов хозяйствования, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов и по которым проводится судебное разбирательство о признании их экономически несостоятельными (банкротами), изложена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа». Проводится данный анализ, как следует из названия Постановления, арбитражными управляющими.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации проводит анализ финансового состояния стратегических предприятий и организаций по методике, изложенной в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.04.2006 г. «Об утверждении методики проведения федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».

Мониторинг финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей производится по методике, содержащейся в приложении к Федеральному Закону Российской Федерации от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

В Российской Федерации действуют и другие нормативные акты в области анализа финансового состояния и платежеспособности организаций, но, как уже было сказано выше, наиболее общая методика приведена в Приказе № 16, поэтому остановимся на ней более подробно.

Согласно Приказу № 16 «основной целью проведения анализа финансового состояния организаций является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности». Таким образом, цель проведения данного анализа в Российской Федерации шире, чем в Республике Беларусь.

Согласно Инструкции № 79/99/50 для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются лишь два показателя – коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. А критерием для отнесения организации к устойчиво неплатежеспособной служит наряду с наличием неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами выше норматива. Нормативы рассматриваемых коэффициентов по отраслям (подотраслям) содержатся в Инструкции № 79/99/50.

Таким образом, в Республике Беларусь в соответствии с Инструкцией № 79/99/50 вывод о признании организации неплатежеспособной формируется всего лишь по значениям трех коэффициентов – текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности финансовых обязательств активами, при этом данные показатели рассчитываются исключительно по данным бухгалтерского баланса, который отражает имущественное положение предприятия на определенную дату.

В отличие от нашей страны в Российской Федерации в соответствии с Приказом № 16 мониторинг финансового состояния включает расчет широкого ряда показателей, характеризующих различные аспекты деятельности организации согласно названной цели и сгруппированных в 5 подгрупп (таблица 1).

Таблица 1. Показатели оценки финансового состояния организации согласно Приказу № 16 и методика их расчета

Группа Показатель Методика расчета
1. Общие показатели 1.1. среднемесячная выручка отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде
1.2. доля денежных средств в выручке доля выручки организации, полученная в денежной форме, по отношению к общему объему выручки
1.3. среднесписочная численность работников  
2. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости   2.1. степень платежеспособности общая частное от деления суммы заемных средств (обязательств) организации на среднемесячную выручку
2.2. коэффициент задолженности по кредитам банков и займам частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячную выручку
2.3. коэффициент задолженности другим организациям частное от деления суммы обязательств по строкам "поставщики и подрядчики", "векселя к уплате", "задолженность перед дочерними и зависимыми обществами", "авансы полученные" и "прочие кредиторы" на среднемесячную выручку
2.4. коэффициент задолженности фискальной системе частное от деления суммы обязательств по строкам "задолженность перед государственными внебюджетными фондами" и "задолженность перед бюджетом" на среднемесячную выручку
2.5. коэффициент внутреннего долга частное от деления суммы обязательств по строкам "задолженность перед персоналом организации", "задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов", "доходы будущих периодов", "резервы предстоящих расходов", "прочие краткосрочные обязательства" на среднемесячную выручку
2.6. степень платежеспособности по текущим обязательствам отношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации к среднемесячной выручке
2.7. коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами отношение стоимости всех оборотных средств в виде запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов к текущим обязательствам организации
2.8. собственный капитал в обороте разность между собственным капиталом организации и ее внеоборотными активами
2.9. доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) отношение собственных средств в обороте ко всей величине оборотных средств
2.10. коэффициент автономии (финансовой независимости) частное от деления собственного капитала на сумму активов организации
3. Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности) 3.1. коэффициент обеспеченности оборотными средствами частное от деления оборотных активов организации на среднемесячную выручку
3.2. коэффициент оборотных средств в производстве отношение стоимости оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке
3.3. коэффициент оборотных средств в расчетах отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке
3.4. рентабельность оборотного капитала частное от деления прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и всех отчислений, на сумму оборотных средств
3.5. рентабельность продаж частное от деления прибыли, полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период
3.6. среднемесячная выработка на одного работника частное от деления среднемесячной выручки на среднесписочную численность работников
4. Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации 4.1. эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) отношение среднемесячной выручки к стоимости внеоборотного капитала
4.2. коэффициент инвестиционной активности частное от деления суммы стоимости внеоборотных активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений на общую стоимость внеоборотных активов
5. Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 5.1. коэффициенты исполнения текущих обязательств перед бюджетами соответствующих уровней отношение величины уплаченных налогов (взносов) к величине начисленных налогов (взносов) за тот же отчетный период
5.2. коэффициент исполнения текущих обязательств перед государственными внебюджетными фондами
5.3. коэффициент исполнения текущих обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации

При проведении такого детального анализа финансового состояния организации в Российской Федерации используются данные из таких форм бухгалтерской отчетности, как бухгалтерский баланс (ф. № 1); отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); отчет о движении денежных средств (ф. № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), а также другая необходимая информация.

Как видно, в Российской Федерации при проведении мониторинга финансового состояния организации для признания ее несостоятельной наряду с показателями платежеспособности определяется дополнительно широкий спектр показателей, характеризующих приток и отток денежных средств, эффективность использования капитала в целом (рентабельность, оборачиваемость и др.), его отдельных составляющих – оборотных и внеоборотных активов – и др. При этом часть показателей выражена в абсолютных величинах, часть – в относительных.

Отмеченная широта показателей, охватывающих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации, позволяет, с одной стороны, устранить недостаток отечественной методики, заключающийся в узости критериев признания неплатежеспособности предприятия и его банкротства, а с другой является избыточной.

Инструкция № 79/99/50 рекомендует проводить детальный анализ финансового состояния только в случае установления неплатежеспособности организации, цель которого заключается в «выявлении причин ухудшения финансового состояния организации». Источниками проведения такого детального анализа уже наряду с бухгалтерским балансом (ф. № 1) выступают отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) и отчет об изменение капитала (ф. № 3). В ходе такой диагностики определяется достаточно широкий перечень показателей по предприятиям с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса, значения которых заносятся в соответствующий реестр согласно приложению № 7 к Инструкции № 79/99/50.

Осуществление детального мониторинга финансового состояния только признанных неплатежеспособными субъектов хозяйствования в Республике Беларусь свидетельствует о направленности методики, предусмотренной Инструкцией № 79/99/50, на кризисную диагностику, т.е. на исследование сформировавшегося кризисного финансового состояния организации в целях выявления путей его преодоления.

При этом в качестве основы Приказа № 16 в Российской Федерации принимается антикризисная диагностика, которая представляет собой оценку финансового состояния организации с целью выявления вероятности формирования кризиса и неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса, а также наступления неплатежеспособности как одной из составляющих кризисного состояния предприятия. Данный антикризисный мониторинг направлен на предвидение возможного ухудшения финансового состояния организации на ранних стадиях и принятие адекватных, своевременных мер по его недопущению.

Остановимся на недостатках и преимуществах методик расчета показателей согласно Инструкции № 79/99/50 (Республика Беларусь) и Приказу № 16 (Российская Федерация).

В методике Республики Беларусь за основу определения коэффициентов платежеспособности принимаются оборотные активы. Например, при определении коэффициента текущей ликвидности в качестве обеспечения оплаты срочных обязательств в расчет принимаются все оборотные активы. В состав оборотных активов наряду с такими абсолютно ликвидными активами, как денежные средства и финансовые вложения, входят также запасы и затраты (включающие сырье, материалы и другие аналогичные активы; затраты в незавершенном производстве; готовую продукцию и товары для реализации; товары отгруженные и т.п.) и дебиторская задолженность.

Перечисленные оборотные активы, хоть и являются с теоретической точки зрения достаточно ликвидными, в действительности могут таковыми не являться. Готовая продукция и товары могут быть неконкурентоспособными или не находить рынка сбыта, что приобрело особую актуальность в условиях мирового финансового кризиса, кризиса перепроизводства и падения потребительского спроса. Так, на многих белорусских предприятиях в настоящее время скопились полугодовые, а то и годовые, запасы продукции. Еще менее ликвидными по сравнению с готовой продукцией являются запасы сырья и материалов и остатки незавершенного производства, которые имеют тенденцию к моральному и физическому устареванию и далеко не всегда могут быть реализованы в необходимые сроки.

Что же касается дебиторской задолженности, то в расчет также следует принимать не всю дебиторскую задолженность, а краткосрочную, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Дебиторская задолженность, которая предположительно поступит по истечении 12 месяцев после отчетной даты, будет направлена на погашение обязательств в последующих отчетных периодах. При этом из состава краткосрочной дебиторской задолженности следует исключить нереальную для взыскания задолженность и просроченную свыше 6 месяцев, т.к. велика вероятность того, что последняя также перейдет в состав нереальной к взысканию.

В качестве основного показателя, используемого для расчета коэффициентов платежеспособности и эффективности использования оборотного капитала по методике Приказа № 16, применяется среднемесячная выручка, рассчитываемая как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде.

С одной стороны, использование выручки для оценки степени покрытия срочных обязательств по сравнению с общей величиной оборотных активов более объективно, т.к. именно за счет средств, поступивших в виде выручки, как правило, производится погашение текущих обязательств, если только организация не берет кредит на пополнение оборотных средств, что в настоящее время в Республике Беларусь достаточно проблематично. Но с другой стороны, расчет среднемесячной выручки по формуле среднеарифметической, как предусмотрено Приказом № 16, не учитывает сезонные колебания результативности деятельности.

При расчете коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в Республике Беларусь для определения наличия собственных оборотных средств из общей величины собственных источников средств отнимают балансовую стоимость внеоборотных активов. Такая методика означает, что собственные источники средств в первую очередь используются для формирования внеоборотных активов, а их остаток – уже для формирования оборотных активов. А в практике хозяйствования Республики Беларусь складывается прямо противоположная ситуация: внеоборотные активы в основном приобретаются за счет различных кредитных источников.

Показателям наличия собственных оборотных средств (собственный капитал в обороте) и обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственного капитала в оборотных средствах) Российской Федерации присущ тот же методический недостаток определения, что и в Республике Беларусь.

Методика оценки финансового состояния организации в Российской Федерации согласно Приказу № 16 имеет еще один существенный недостаток: в ней отсутствуют нормативные значения показателей, вследствие чего невозможно дать полноценную и значимую интерпретацию значений такого большого количества показателей. Следовательно, данный анализ должен проводиться по одной организации за ряд отчетных периодов, а также в сравнении с другими предприятиями, имеющими сопоставимые условия хозяйствования (внутри отрасли, подотрасли и т.п.).

Сравнительный анализ методик оценки финансового состояния организаций, предусмотренных нормативно-правовыми актами Республики Беларусь и Российской Федерации, позволил сделать вывод о том, что еще недостаточно разработано методическое обеспечение финансового мониторинга и многое предстоит сделать в области унификации применяемых методик данных стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 г. № 81/128/65 «Об утверждении инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» в редакции постановлений от 25.05.2006 г. № 57/88/58, от 27.04.2007 г. № 69/76/52, от 08.05.2008 г. № 79/99/50;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа»;

3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.04.2006 г. «Об утверждении методики проведения федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций»;

4. Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротстве от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»;

5. Федеральный Закон Российской Федерации от 09.07.2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Наши рекомендации