Общая оценка показателей себестоимости продукции
Руководитель должен принимать экономически обоснованные управленческие решения, учитывая зависимость и соотношение затрат на произведенную и реализованную продукцию (работы, услуги), объемы реализации и прибыли, тенденции экономического развития. Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние, так как между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Как известно, себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) имеет практическое значение для определения рентабельности продаж, т.е. при росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручки от реализации, рентабельность продаж снизится и наоборот. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), естественно, не равна себестоимости произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится.
При оценке показателей себестоимости целесообразно на первом этапе анализа сопоставить изменение затрат на произведенную и реализованную продукцию (работы, услуги) с изменением выручки от реализации (табл. 6.7). Исходная информация для проведения такого анализа содержится в форме 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» (приложение 6.1) и форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (приложение 6.2).
Приложение 6.2. Выписка из отчета о прибылях и убытках
Показатель | За отчетный период | За аналогичный период прошлого года |
А | ||
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), тыс. р. (или выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг) | 25 588 | 25 122 |
2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам, тыс. р. | 18 368 | 18 569 |
3. Условно-постоянные затраты, тыс. р. | 5 400 | 5 777 |
В том числе: | ||
управленческие расходы | 4 699 | 4 939 |
расходы на реализацию | ||
4. Полная себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (стр.2 + стр3.), тыс. р. | 23 768 | 24 346 |
Таблица 6.7. Анализ динамики себестоимости произведенной и реализованной продукции (товаров, работ, услуг), выручки (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
Показатель | За аналогичный период прошлого года, тыс. р. | За отчетный период, тыс. р. | Абсолютное изменение (гр.2-гр.1), тыс. р. | Темп роста (гр.2/гр.1)*100,% |
А | ||||
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) | 25 122 | 25 588 | +466 | 101,85 |
Окончание табл. 6.7
А | ||||
2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам | 18 569 | 18 368 | -201 | 98,92 |
3. Условно-постоянные затраты в себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг | 5 777 | 5 400 | -377 | 93,47 |
В том числе: | ||||
управленческие расходы | 4 939 | 4 699 | - 240 | 95,14 |
расходы на реализацию | -137 | 83,65 | ||
4. Полная себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (стр.2 + стр.3) | 24 346 | 23 768 | -578 | 97,63 |
5. Полная себестоимость произведенной продукции, работ, услуг | 26 367 | 24 901 | -1 466 | 94,44 |
На основе данных табл. 6.7. можно сделать вывод, что в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) увеличилась на 466 тыс. р. и темп ее роста составил 101,85%, а темп роста полной себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) равен 97,63% (снижение на 2,37%). Следовательно, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим рентабельность реализации продукции (товаров, работ, услуг) значительно возросла.
Темп роста полной себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) составляет 97,63% и превышает темп роста полной себестоимости произведенной продукции (работ, услуг), равный 94,44%, на 3,19%. Данное превышение является резервом увеличения рентабельности продаж продукции (товаров, работ, услуг) в будущем.
На снижение полной себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) оказало влияние уменьшение прямых переменных затрат в ней на 201 тыс. р. (1,08%) и условно-постоянных затрат на 377 тыс. р. (6,53%), в том числе:
- управленческих расходов, которые в отчетном периоде уменьшились на 240 тыс. р. или на 4,86%;
- расходов на реализацию, которые в отчетном периоде уменьшились на 137 тыс. р. или на 16,35%.
На следующем этапе анализа целесообразно дать оценку эффективности использования каждого вида ресурсов, непосредственно задействованных в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Итоговым показателем использования ресурсов является объем реализации продукции (товаров, работ, услуг). В связи с чем целесообразно проанализировать изменение удельного веса в выручке (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) показателей себестоимости произведенной и реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (табл. 6.8), а также произвести анализ выручки (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), приходящейся на 1 р. себестоимости произведенной и реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (табл. 6.9). Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов предприятия, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность реализации.
Таблица 6.8. Расчет удельного веса в выручке (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) показателей себестоимости произведенной и реализованной продукции (товаров, работ, услуг)
Показатель | За аналогичный период прошлого года, тыс. р. | За отчетный период, тыс. р. | Удельный вес в выручке (нетто), % | Изменение удельного веса (гр.4-гр.3),% | |
за отчетный период | за аналогичный период прошлого года | ||||
А | |||||
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) | 25 122 | 25 588 | 100,00 | 100,00 | – |
Окончание табл. 6.8
А | |||||
2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам | 18 569 | 18 368 | 73,92 | 71,78 | -2,14 |
3. Условно-постоянные затраты в себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг | 5 777 | 5 400 | 23,00 | 21,10 | -1,90 |
4. Полная себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (стр.2 + стр.3) | 24 346 | 23 768 | 96,91 | 92,89 | -4,02 |
5. Полная себестоимость произведенной продукции, работ, услуг | 26 367 | 24 901 | 104,96 | 97,32 | -7,64 |
Данные табл. 6.8 показывают, что удельный вес в выручке (нетто) от реализации продукции (товаров, работ и услуг) себестоимости как произведенной, так и реализованной продукции (товаров, работ, услуг), в отчетном периоде по сравнению с предыдущим сократился соответственно на 7,64% и на 4,02%, что свидетельствует о более эффективном использовании ресурсов предприятия. Наибольший удельный вес в выручке в отчетном периоде занимает полная себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) – 97,32%, ее снижение в отчетном периоде, как уже было отмечено, составило 7,64%, что свидетельствует об увеличении объема реализации в отчетном периоде.
Следует добавить, что на уменьшение удельного веса полной себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) повлияло: снижение удельного веса себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) по прямым переменным затратам на 2,14% и условно-постоянных затрат на 1,9% в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На основе полученных результатов можно, таким образом, сформулировать вывод, что в 1 р. выручки (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) снижается доля их себестоимости и увеличивается удельный вес прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Таблица 6.9. Анализ выручки (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), приходящейся на 1 р. себестоимости произведенной и реализованной продукции (товаров, работ, услуг)
Показатель | За аналогичный период прошлого года | За отчетный период | Изменение, ± |
А | |||
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), тыс. р. | 25 122 | 25 588 | +466 |
2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам, тыс. р. | 18 569 | 18 368 | -201 |
3. Условно-постоянные затраты в себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг, тыс. р. | 5 777 | 5 400 | -377 |
4. Полная себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (стр.2 + стр.3), тыс. р. | 24 346 | 23 768 | -578 |
5. Полная себестоимость произведенной продукции, работ, услуг, тыс. р. | 26 367 | 24 901 | -1466 |
6. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), приходящаяся на 1 р.: | |||
себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам (стр1. / стр2.) | 1,35 | 1,39 | +0,04 |
Окончание табл. 6.9
А | |||
условно-постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг (стр.1 / стр.3) | 4,35 | 4,74 | +0,39 |
полной себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг (стр.1 / стр.4) | 1,03 | 1,08 | +0,05 |
полной себестоимости произведенной продукции, работ, услуг (стр.1 / стр.5) | 0,95 | 1,03 | +0,08 |
На основании данных табл. 6.9 можно сделать вывод, что на 1р., вложенный в полную себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), в отчетном году приходится 1,08 р. выручки, а в предыдущем году – 1,03 р.; соответственно, рост по данному показателю составил 0,05 р. На данное увеличение оказал влияние рост в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отдачи в виде увеличения выручки с 1 р., вложенного в себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) по прямым переменным затратам и в условно-постоянные затраты, на 0,04 р. и на 0,39 р. соответственно.
Аналогичная тенденция имеет место и в динамике полной себестоимости произведенной продукции (работ, услуг): выручка (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с каждого вложенного рубля в полную себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде увеличилась на 0,08 р.
В процессе анализа следует изучить не только отклонения выручки (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), приходящейся 1 р. себестоимости произведенной и реализованной продукции (товаров, работ, услуг), но также и динамику данного показателя (табл. 6.10).
Таблица 6.10. Анализ динамики показателя выручки (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), приходящейся на 1 р. себестоимости произведенной и реализованной продукции (товаров, работ, услуг)
Показатель | За аналогичный период прошлого года | За отчетный период | Темп роста (гр.2/гр.1)*100, % |
А | |||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), приходящаяся на 1 р.: | |||
себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам | 1,35 | 1,39 | 102,96 |
условно-постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг | 4,35 | 4,74 | 108,97 |
полной себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг | 1,03 | 1,08 | 104,85 |
полной себестоимости произведенной продукции, работ, услуг | 0,95 | 1,03 | 108,42 |
На основании данных табл. 6.10 можно сделать вывод, что в отчетном периоде по сравнению с предыдущим темп роста показателя выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), приходящейся на 1 р.:
- себестоимости реализованных продукции (товаров, работ и услуг) по прямым переменным затратам составляет 102,96%;
- условно-постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции – 108,97%;
- полной себестоимости реализованной продукции – 104,85%;
- полной себестоимости произведенной продукции – 108,42%.
Оценку выполнения плана и динамики себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) по обобщающим показателям необходимо дополнить изучением отдельных статей.