Транспортный комплекс: основные направления развития на перспективу
Транспортный комплекс – одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Исходя из различия функций транспорт разделяется на пассажирский и грузовой. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, в рамках которой взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона.
Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран.
Транспортные системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 50-60 км на 100 км2 территории; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения. Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 5-10 км на 100 км2 территории; характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного-двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.
Существенно различаются между собой и региональные транспортные системы – транспортные системы Западной Европы, Северной Америки, Латинской Америки, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Северной Африки и др.
Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.
Виды транспорта группируются следующим образом: сухопутный (сухопутный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный.
По структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).
Автомобильный транспорт зародился в начале XX в. и является наиболее дорогим видом транспорта, обладающим большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог – 24 млн. км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодорог в мире – 180 км на 100 км2 территории.
Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции; самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.
Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.
В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, – к расширению.
Трубопроводный транспорт. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).
Морской транспорт – важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.
Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок:
♦ Европа – Северная Америка;
♦ Европа – Южная Америка;
♦ Африка – Европа.
По тоннажу морского флота лидируют следующие страны: Либерия, Панама, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с предоставлением так называемых дешевых флагов: использованием предприятиями развитых стран судов и дешевой рабочей силы.
Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).
Важное значение для морского транспорта имеют морские каналы и проливы (Суэцкий и Панамский каналы, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский проливы).
Речной транспорт наиболее развит в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта.
Важную роль играют международные речные бассейны: Дунай (объединяющий 12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран).
Многие речные бассейны (Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.) имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные магистрали.
В настоящее время широко используются суда типа «река – море», позволяющие доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.
Воздушный транспорт самый молодой и динамичный, он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.
Крупнейшие аэропорты мира расположены в Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них – в США, 8 – в Европе.
Главные направления воздушных трасс:
♦ Европа – Северная Америка;
♦ Европа – Южная Америка;
♦ Европа – Ближний Восток;
♦ Европа – Южная и Юго-Восточная Азия и Австралия;
♦ Европа – Африка;
♦ США – Восточная и Юго-Восточная Азия и Австралия;
♦ США – Южная Америка.
Функционирование транспорта в значительной степени зависит от природных условий. Однако сам транспорт оказывает на природную среду резко отрицательное воздействие.
Автомобильный транспорт – главный загрязнитель атмосферы, на него приходится 60% всех вредных выбросов (окислы азота, углеводорода, соединения свинца). Ежегодно в атмосферу только автомобили выбрасывают 4,5 млрд. т углекислого газа.
Воздушный транспорт загрязняет атмосферу содержащими вредные для окружающей среды выбросами двигателей, а железнодорожный – твердыми частицами.
Морские перевозки нефти привели к значительному «нефтяному загрязнению» Мирового океана. Трубопроводный транспорт оказывает негативное влияние на литосферу.
Основные пути решения экологических проблем:
♦ разработка новых видов транспортных средств;
♦ совершенствование видов топлива;
♦ контроль за превышением норм выбросов вредных веществ.
Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт наряду с энергетикой и связью является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Как показывает мировой опыт, государство не может снять с себя ответственность за развитие транспорта общего пользования и отказаться от элементов регулирования важнейших направлений его хозяйственной деятельности. В сфере капиталовложений оно или прямо участвует в инвестиционном процессе, или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала по привлечению средств на транспорт.
Важное значение с точки зрения влияния на инвестиционный процесс на транспорте оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном отношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышленно развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного, а интенсивного развития транспорта: повышение доли технически усовершенствованных путей сообщения и транспортных средств, более широкое распространение прогрессивных технологий, обеспечивающих рост производительности труда работников данной сферы и качества обслуживания.
Такие изменения в инвестировании сопровождались сокращением общих объемов капитальных вложений на транспорте США, ФРГ и Японии. В то же время на отдельных видах транспорта, наиболее приспособленных к структурной перестройке хозяйства, наблюдалась некоторая активизация инвестиционной деятельности. Так, общие капитальные вложения (государственные и частные) в транспорт США в 1986-1995 гг. по сравнению с 1976-1980 гг. и 1981-1985 гг. уменьшились соответственно на 11,0 и 7,3%. Однако на фоне общего сокращения инвестиций в развитие транспорта США капитальные вложения в воздушный и автомобильный транспорт (начиная с 1981 г.) постоянно увеличивались.
С середины 80-х до середины 90-х годов XX в. соотношение в источниках инвестиций несколько изменилось. В США доля государственных инвестиций в транспорт снизилась соответственно в среднем с 65,25 до 53,2%, в ФРГ – с 54,6 до 45,0%. Как правило, основная доля государственных и муниципальных капитальных вложений в транспортный комплекс рассматриваемых стран направляется на развитие постоянных устройств (от 70 до 90%), а частных (60-80%) – на развитие парка транспортных средств. В 70-е годы в США впервые стали выделяться средства из федерального и муниципального бюджетов на создание инфраструктуры железнодорожного транспорта. В эти же годы в США, а позднее ФРГ одним из источников финансирования частных капитальных вложений стали амортизационные отчисления.
Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно. В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бельгия, Голландия), в других они практически не используются (Канада, Дания, Великобритания).
В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие НТП на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети. Увеличится количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренний авиалиний. В США возрастет протяженность трубопроводов, в первую очередь – газо- и нефтепроводов. Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспорте предстоят гидротехнические работы, реконструкция портов. На морском транспорте предусматривается модернизация портов.
Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специализированного подвижного состава, его грузоподъемность и удельная мощность.
В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений «от двери до двери», охватываться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные системы разных видов транспорта, сооружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки и др.
НТП на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечаются широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т.д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.
В странах ЕС предстоит большая работа по совершенствованию стандартов на транспорте, особенно железнодорожном. От исследований в области создания электровозов, работающих на нескольких системах тока, по-видимому, перейдут к работам по совместимости аппаратуры, устанавливаемой на локомотивах, полевой аппаратуры и системы спутниковой связи. Предстоит также продолжить работу по обеспечению совместимости информационных систем, чтобы связать между собой национальные компьютерные сети.
Транспортное обслуживание международных экономических связей
При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя странами и более, т.е. в международном сообщении (морское, речное, воздушное, железнодорожное и автомобильное сообщение).
Мировая торговля формирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. Суммарный объем мировых внешнеторговых грузопотоков в межконтинентальном сообщении в конце 70-х годов оценивался в 4,0-4,5 млрд. т и в конце 80-х – начале 90-х годов – 3,5-4,0 млрд. т в год. Спад в основном произошел в результате сокращения объема мировой торговли энергоносителями и сырьем.
В обслуживании международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 60% объема международной торговли.
Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно. Из других грузов выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные, грузы (готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие), занимающие в целом около 70% мирового товарооборота.
Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последние десятилетия стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используется в основном во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. Важную роль играют трубопроводные системы в международной торговле нефтью и газом. Кроме того, воздушный транспорт, учитывая его неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международном пассажирском сообщении.
В мире нет обособленного от национальных транспортных систем какого-либо особого международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. В действительности международные перевозки обслуживают национальные перевозчики различных стран, использующие для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и автостанции, грузовые и пассажирские терминалы, относящиеся к транспортным системам отдельных стран).
Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. Россия обладает развитой транспортной сетью, включающей в себя 115 тыс. км железных дорог, 115 тыс. км внутренних водных судоходных путей, более 600 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов. В транспортную сеть России входят свыше 600 тыс. км воздушных линий и множество морских трасс различной протяженности.
В России для перевозок грузов и пассажиров используются тысячи морских и речных судов, локомотивов и самолетов, сотни тысяч вагонов, несколько миллионов автомобилей. Морской транспорт обеспечивает более половины ее внешнеторгового оборота. Трубопроводным транспортом доставляются из России в страны СНГ, Восточной и Западной Европы большие объемы нефти и газа. Существенную роль играют железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт в обслуживании внешнеторговых и социально-культурных связей РФ с зарубежными странами.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Акимов А.В. Мировое население: взгляд в будущее. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992. – 199 с.
2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. – М.: Гардарика, 2001. – 704 с.
3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 296 с.
4. Астреин Г.А. Актуальные вопросы интеграции России в мировое хозяйство: Спецкурс. – М.: МАКС Пресс, 2002. – 76 с.
5. Баковецкий О.Д., Шейнин Э.Я. От группировок – к Общей Европе (Проблемы включения стран Восточной Европы в общеевропейское экономическое пространство) / Науч. совет по комплексной пробл. соц. и культ, развития. – М.: Наука, 1992. – 191 с.
6. Бараш С.И. Хлеб планеты. – М.: Знание, 1985. – 64 с. – (Библиотека «Проблемы мирового хозяйства»).
7. Баутин В.М., Аронов Э.Л. Организационно-экономические аспекты технического обслуживания фермерских хозяйств США. – М.: ВНИИТЭИагропром, 1991. - 57 с.
8. Бернар Ив, Колли Жан-Клод. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2 т. - М.: Междунар. отношения, 1994. - Т. 1:783 с; Т. II: 719 с.
9. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриэляна. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.
10. Бургерт Р. Организация индустриальных производственных систем в сельском хозяйстве (комплекс «Баболна»): Пер. с болг. – М.: МНИИПУ, 1988. - 49 с.
11. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Н. Бурмистрова. – М.: Юристь, 2001.–384 с.
12. Былиняк С.А. Развивающиеся страны: мирохозяйственные проблемы во взаимозависимом мире. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – 200 с.
13. Власов В.В. Япония: производственная инфраструктура. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – 182 с.
14. Внешняя торговля России в I полугодии 2002 г. – М.: БИКИ, № 95 от 22.08.2002 г. - С. 3-4.
15. Григорьянц М.Г. Переписи населения в капиталистических странах. – М.: Статистика, 1976. – 191 с.
16. Доклад о мировом развитии 2002 года. Создание институциональных основ рыночной экономики: Пер. с англ. – М.: Весь мир, 2002. - 264 с.
17. Жуков С.В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. – М.; Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – 200 с.
18. Западная Европа в современном мире. Т. 1. Западная Европа: экономика, политика, классовая борьба / Ин-т мировой экономики и международных отношений АН СССР, Ин-т мировой политики и экономики ГДР; Отв. ред. В.И. Кузнецов и СП. Мадзоевский. - М.: Мысль, 1979. - 364 с.
19. Западная Европа в современном мире. Т. 2. Западная Европа в системе международных отношений / Ин-т мировой экономики и международных отношений АН СССР, Ин-т мировой политики и экономики ГДР; Редкол. В.Н. Шенаев и др. – М.: Мысль, 1979. - 317 с.
20. Инвестиционная политика природопользования / Т.С. Хачатуров, Н.Г. Фейтельман, Н.В. Базилеваидр. – М.: Наука, 1989. – 280 с.
21. Индия / Колл.авт. – М.: Междунар. отношения, 1990. – 152 с. – (Наши деловые партнеры).
22. Испания / Отв. ред. В.Ю. Пресняков. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 232 с. – (Наши деловые партнеры).
23. Италия / Отв. ред. С.К. Дубинин и С.А. Кожухов. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 192 с. – (Наши деловые партнеры).
24. Китай / Колл. авт. - М.: Междунар. отношения, 1992. – 192 с. – (Наши деловые партнеры).
25. Кобищанов М.Ю. Социально-экономические аспекты продовольственной проблемы в развивающихся странах: Обзорная информация. - М.: ВНИИТЭИагропром, 1988. - 56 с.
26. Ковалев Е.В. Развивающиеся страны: новые тенденции в развитии аграрной сферы. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. 1991. – 208 с.
27. Кондрахин В.А. Транспорт освободившихся стран: проблемы и перспективы развития. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. – 123 с.
28. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г. Информационный обзор. РАН, Сибирское отделение. – Новосибирск, 1992.
29. Корольков А.Ф. ЕС: сельское хозяйство и аграрная политика. – М.: Институт Европы РАН; «Современная Европа» – 2002. – № 4 (12), октябрь-декабрь. – С. 90-97.
30. Краснов Ю.М. Европа сегодня и завтра: Проблемы общеевропейского экономического сотрудничества. – М.: Междунар. отношения, 1985. – 280 с.
31. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. –
М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 224 с.
32. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 1994. – 624 с.
33. Лавровская Т.В. Североамериканская интеграция: экономические и политические аспекты. – М.: Наука, 1987. – 271 с.
34. Латинская Америка: природно-ресурсный потенциал. – М.: Академия наук СССР, Институт Латинской Америки, 1986. – 188 с.
35. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. О.В. Ивановой. – М.: Прогресс, 1992. – 520 с.
36. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 735 с.
37. МВФ о развитии мировой экономики. – М.: БИКИ № 122 от 22.10.2002 г. - С. 1,4.
38. МВФ об экономике стран-кандидатов на вступление в ЕС. – М.: БИКИ № 120 от 17.10.2002 г. - С. 1, 4.
39. МВФ об экономике США и Канады. – М.: БИКИ № 124 от 26.10.2002 г. - С. 1, 4.
40. Международная торговля пшеницей. – М.: БИКИ № 147 от 10.10.2002 г. - С. 6-7.
41. Международные экономические отношения: В 2 т. / Под ред. Р.И. Хасбулатова. – М.: Изд-во «Новости», Академия Нового мышления, 1991. – Т. 1. – 424 с.
42. Международные экономические отношения: В 2 т. – Т. 2. / Под общ. ред. Р.И. Хасбулатова. – М.: Изд-во «Новости», Академия Нового мышления, 1991. – 336 с.
43. Минеральные ресурсы развитых капиталистических и развивающихся стран (на начало 1989 г.). – М.: ВНИИЗарубежгеология, 1990. - 468 с.
44. Мировая экономика: Учебник для вузов / Под ред. В.К. Ломакина. - М.: Изд-во АНКИЛ, 1995. - 257 с.
45. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристь, 1999. – 734 с.
46. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 575 с.
47. Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны: Закономерности и противоречия воспроизводственного механизма / Бабинцева Н.С., Ключникова И.К., Полянина А.И. и др.; Под. ред. Н.С. Бабинцевой. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. - 208 с.
48. На мировом рынке пшеницы. – М.: БИКИ, № 130-131 от 14.11.2002 г. - С. 8.
49. Население мира: Демографический справочник / Сост. В.А. Борисов. – М.: Мысль, 1989. – 477 с.
50. Научно-технический прогресс и проблемы занятости в капиталистических странах: Сборник обзоров. – М.: Институт научной информации АН СССР, 1987. – 131 с.
51. Невский А.Ю. Африка: сырье и развитие. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – 100 с.
52. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 184 с.
53. Нухович Э.С. Современная мировая экономическая система (спецкурс)//Российский экономический журнал. – 1996. – № 7-10.
54. Нухович Э.С, Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI вв.: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Финансовой академии при Правительстве РФ, 1995. – 103 с.
55. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1994. - 560 с.
56. Положение о животноводстве России. – М.: БИКИ № 125 от 29.10.2002 г. – С. 6.
57. Поляков М.А. Управление научно-техническим прогрессом в агропромышленном комплексе зарубежных стран: Обзорная информация. – М.: ВНИИТЭИагропром, 1990. – 63 с.
58. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
59. Пресса Р. Народонаселение и его изучение (Демографический анализ): Пер. с фр. – М.: Статистика, 1966. – 443 с.
60. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 320 с.
61. Республика Корея. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 192 с. – (Наши деловые партнеры).
62. Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России. – М.: 1996-2001 гг.
63. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку / Под. ред. И.П. Фаминского. – М.: Междунар. отношения, 1993. - 432 с.
64. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р.И. Зименкова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 432 с.
65. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1994. – 331 с.
66. Самуэльсон П. Экономика: Вводный курс: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесловие А.С. Кудрявцева. – М.: Прогресс, 1964. – 843 с.
67. Сергеев П.В. Мировая экономика: Вопросы и ответы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000. – 144 с.
68. Современные международные экономические отношения / Под ред. В.Д. Щетинина, СМ. Меньшикова, Э.П. Плетнева. – М.: Междунар. отношения, 1985.
69. Соединенные Штаты Америки / Отв. ред. В.Ф. Железова. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 168 с. (Наши деловые партнеры).
70. Соколов В.И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты / Отв. ред. Л.Н. Карпов. – М.: Наука, 1990. – 160 с.
71. Структура экономики Китая: Пер. с кит. / Общая ред. и предисл. В. Ванина. – М.: Прогресс, 1984. – 472 с.
72. США: государство и рынок. – М.: Наука, 1991.
73. Тяпышев О.Г. Особенности развития мировой торговли на современном этапе // Внешнеэкономический бюллетень. – 2002. – № 12, декабрь. – С. 16-22.
74. Ушкалов И.Г. Человек в международном сотрудничестве. – М.: Наука, 1990. – 80 с.
75. Финляндия / Под общ. ред. Ю.А. Ершова. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 168 с. (Наши деловые партнеры).
76. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Г.Г. Сапова. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 864 с.
77. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М.2001. – 446 с.
78. Франция / Отв. ред. В.Ю. Пресняков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 272 с. – (Наши деловые партнеры).
79. ФРГ. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 208 с. – (Наши деловые партнеры).
80. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. ~ М.: ИНСАН, 1994. – 736 с.
81. Хачатуров С.Т. Экономика природопользования. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987.-255 с.
82. Хитров А.Н. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в развитых капиталистических странах. – М.: ВНИИТЭИагропром, 1990. - 50 с.
83. Хитров А.Н. Структурные пропорции АПК зарубежных стран. – М.: ВНИИТЭИагропром, 1989. - 70 с.
84. Черняков Б.А. США: сельское хозяйство, химизация, экология / Отв. ред. В.Ф. Лищенко. – М.: Наука, 1991. – 168 с.
85. Шенаев В.Н. Экономика Евросоюза на рубеже веков. – М.: Институт Европы РАН; «Современная Европа» – 2002. – № 4 (12), октябрь-декабрь. – С. 17-27.
86. Шереметева К.В., Кошечтаевский B.C. Швеция. – М.: Междунар. отношения, 1992. – 200 с. – (Наши деловые партнеры).
87. Штемпель Д. Население мира в 2000 году: Пер. с нем. – М.: Мысль, 1988. - 206 с.
88. Экзаменационные вопросы и ответы. География. 10-11 выпускные классы: Учеб. пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 288 с.
89. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателей / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1995. – 650 с.
90. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1994. – 632 с.
91. Эксперты МВФ о перспективах развития экономики стран Западной Европы. - М.: БИКИ № 119 от 15.10.2002 г. - С. 1,4.
92. Япония наших дней: Справочное издание. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983. – 255 с.
93. «Японское чудо» и советская экономическая реформа: японские предложения по реформе экономики в Советском Союзе / Под ред. Хидэдзо Инаба, Сэйдзи Цуцуми. – М.: НИЦ «Шелковый путь», 1991. - 167 с.
94. Япония / Отв. ред. С.А. Дийков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 280 с. – (Наши деловые партнеры).
95. 1992 год: Новые контуры Западной Европы / Отв. ред. В.А. Мартынов. – М.: Мысль, 1992. – 351 с.