Решение проблемы «лимонов»: сигналы о качестве
В реальной жизни не так много рынков, на которых низкокачественные товары вытесняют высококачественные. Этому препятствуют:
1. деятельность государства, направленная на поддержку потребителей
2. деятельность независимых организаций потребителей
3. целенаправленная политика производителей высококачественных товаров
Государство воздействует на снижение низкокачественных товаров следующими рычагами:
· стандартизация и сертификация
Стандарты – набор критериев, которым соответствует высококачественный товар.
Не только государство вводит стандарты, это может быть инициатива отраслей, союзов потребителей, союзов промышленников и предпринимателей, которые выпускают ТУ, в которых четко оговорены параметры качества продукции.
Сертификация – определение соответствия качества продукции тому или иному стандарту.
На некоторые виды продукции обязательная сертификация установлена государством. К ним относятся рынок продуктов питания и медикаментов.
Ужесточением государством политики в области сертификации служит российский рынок алкогольных напитков, в особенности рынок водки. На этом рынке начиная с 1992 г. идет постепенное вытеснение качественной продукцией некачественной. Также государство строго следит за рынком продавцов товаров и медикаментов.
Однако стандарты и сертификаты приносят и побочные «-» результаты:
- они могут быть использованы в конкурентных целях;
- новая продукция, выпускаемая на рынок, даже высококачественная, не всегда может соответствовать тем критериям, которые заложены в стандарты;
- стандартизация и сертификация приводят к увеличению цены товара.
· контроль рекламной активности продавцов (предотвращение выхода на рекламный рынок недостоверной информации)
· ценовая политика (регулирование цен со стороны государства)
Государство преследует цель – предотвратить использование производителями низкокачественных товаров – преимуществ в издержках производства.
На некоторые виды товаров государство устанавливает нижний предел цен. Например, алкогольные напитки крепостью выше 28 %.
В сочетании с сертификацией это дает возможность повысить конкурентоспособность продукции и при относительно небольшой разнице в ценах высококачественная продукция становится наиболее привлекательной для покупателей.
Эффективность государственного регулирования цен ограничена тем, что в своей основной массе недоброкачественный товар крутится в «сером» секторе, который государство не может контролировать.
Можно сделать вывод, что государство не способно полностью решить проблему «лимонов». Для предотвращения вытеснения хороших товаров плохими необходимы целенаправленные действия продавцов высококачественной продукции. Главным образом эта деятельность должна быть направлена на информированность покупателей.
Самый действенный метод убеждения покупателей о качестве продукции – это репутация фирмы производителя. Производителю, обладающему высокой репутацией, невыгодно продавать низкокачественный товар. Репутация почти всегда свидетельствует о том, что продавец не собирается использовать асимметричную информацию о качестве для продажи низкокачественного товара. Но, к сожалению, высокая репутация фирмы не может гарантировать выход на рынок низкокачественных товаров под маркой этих фирм. Сама по себе репутация не может служить сигналом о качестве в случае, когда на рынок выходит новая фирма, которая еще не имеет своего доброго имени, но имеет добросовестные намерения.
Помимо репутации, сигналами о качестве служат гарантии. Если производитель гарантирует покупателю возмещение потерь в случае, когда качество товара отличается от объявленных характеристик, проблема «рынка лимонов» разрешается. Основной проблемой является полнота гарантии. Неполная гарантия – это свидетельство дефектов предлагаемого товара. С другой стороны, полная гарантия предоставляет покупателю стимул небрежно обращаться с приобретенным товаром. Продавец не может контролировать, как покупатель будет обращаться с покупкой. Поэтому проблема риска безответственного поведения покупателя и проблема негативного отбора возникают в связи с асимметричной информацией, т.е. полная гарантия более привлекательна для недобросовестного покупателя.