Анализ спроса и предложения на рынке совершенной конкуренции.
Рыночные отношения всегда представлены парным отношением «продавец-покупатель». Эти отношения принимают форму взаимосвязей между производством и потреблением. В сфере обмена они пробудут как предложение и спрос.
Спрос – ϶ᴛᴏ количество товаров (услуг), кᴏᴛᴏᴩые покупатели могут приобрести на рынке. Размер спроса зависит от многих факторов: цен товаров; цен товаров-заменителей; денежных доходов покупателей; вкусов и предпочтений людей; потребительских ожиданий.
Среди перечисленных факторов наиболее значимыми будут цены товаров и доходы покупателей. При ϶ᴛᴏм в качестве определяющего фактора выступает цена товара.
QD = f(P) – функция спроса по цене.
Данную функцию можно изобразить в виде графика (рис. 6.1).
Указанные точки на кривой спроса DD показывают конкретную комбинацию цены и количества товаров. Такую связь называют законом спроса, кᴏᴛᴏᴩый гласит, что при прочих равных условиях при понижении цен покупатель приобретает больший объем товара и сокращает закупки при повышении цен на него.
Факторы спроса по-разному влияют на поведение кривой спроса DD. При изменении цены спрос либо увеличивается, либо сокращается, двигаясь по кривой DD. Влияние других факторов на спрос приводит к смещению кривой. Так, снижение доходов населения приводит к сокращению спроса, в результате кривая DD смещается вниз в положение D1D1, а повышение доходов ведет к повышению спроса, и кривая DD перемещается вверх в положение D2D2 (рис. 6.2).
(Дуга идет внииииз)
Предложение – ϶ᴛᴏ количество товаров (услуг), кᴏᴛᴏᴩые продавцы могут предложить на рынке. Размер предложения зависит от следующих факторов: цен на товары; цен на товары-заменители; наличия производственных ресурсов; системы налогов и дотаций производителям; количества продавцов. При ϶ᴛᴏм в качестве определяющего фактора выступают цены на предлагаемые товары (рис. 6.3).
QS = f(P) – функция предложения по цене.
(Ввеееерх)
Указанные точки на кривой предложения SS показывают конкретную комбинацию цены и количества товаров. Такую связь называют законом предложения, кᴏᴛᴏᴩый гласит: если прочие условия остаются неизменными, то при повышении цен на товар продавец увеличивает выпуск и предложение товара и сокращает производство и предложение при их понижении. Другие факторы изменяют предложение, кᴏᴛᴏᴩое характеризуется смещением кривой предложения SS. Так, при повышении налоговых ставок на производителей предложение товара уменьшается, а кривая предложения SS смещается влево – в положение S1S1.
Предоставление дотаций ведет к увеличению производства и предложения, а кривая SS смещается вправо – в положение S2S2.
В случае если спрос выразить через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цену, мы получим кривую спроса, кᴏᴛᴏᴩая демонстрирует строго определенную зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене (табл. 6.1 и рис. 6.4).
Представленные в таблице и на графике зависимости демонстрируют, что при повышении цены на товар спрос на него падает, а предложение возрастает. В случае если кривая DD будет кривой спроса, а SS – кривая предложения, то при наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, кᴏᴛᴏᴩое происходит в точке Е при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке Е называется равновесной. В ϶ᴛᴏй точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие.
Отсюда следует, что при ϲʙᴏбодной конкуренции рыночный механизм с помощью колебания цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие между спросом и предложением. В ϶ᴛᴏм случае рынок становится равновесным.
(ПРОСТИ, НЕ УСПЕЛА):(((((((
32. Механизм установления равновесия. Статическая и динамическая модель рынка. Паутинообразная модель.
33. Равновесие на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.
34. Равновесие на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.
35. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде.
36. Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.
37. Многоценовая монополия. Ценовая дискриминация.
38. Ценообразование в условиях монополии.
39. Антимонопольная политика. Показатели монопольной власти. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.
40. Монополистическая конкуренция. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
41. Определение цены товара и объема выпуска в краткосрочном периоде при монополистической конкуренции.
42. Оценка эффективности монополистической конкуренции.
43. Оценка эффективности рынка совершенной конкуренции.
44. Цены и объемы выпуска фирмы-олигополиста в краткосрочном периоде.
45. Определение цены товара и объема выпуска фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде.
46. Экономическая эффективность олигополии.
47. Общая и предельная выручка фирмы. Прибыль. Условие максимизации прибыли.
48. Условие максимизации прибыли при использовании экономических ресурсов.
49. Эластичность спроса на ресурсы.
50. Рынок труда. Особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.
51. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции и монопсонии.
52. Особенности рынка капитала. Краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
53. Межвременное бюджетное ограничение. Межвременное равновесие.
54. Рынок земли. Чистая экономическая рента. Дифференциальная рента.
55. Общее равновесие в производстве товаров. Условие Парето-эффективного распределения.
56. Общее экономическое равновесие и модель Леонтьева “затраты-выпуск”.
57. Соотношение принципов эффективности и справедливости распределения экономических благ. Основные подходы в современной науке: либертаризм, утилитаризм, эгалитаризм.
58. Необходимость государственного вмешательства в функционирование рынка. Частные и общественные блага.
59. Функции государства в рыночной экономике. «Провалы рынка».
60. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты.