Количественный и порядковый подход к определению полезности
Выделяют два основных подхода к определению полезности:количественный (кардиналистский) ипорядковый (ординалистский). Количественная теория полезности исходит из предположения, что потребитель дает субъективную оценку полезности потребляемых экономических благ и пытается ее измерить, используя понятия «предельная полезность» (MU -marqinae utility) и «общая полезность» (TU - total utility).
Поскольку потребитель удовлетворяет свои потребности в порядке очередности, постольку блага, удовлетворяющие более насущные потребности, оцениваются по полезности выше, чем все остальные. Каждая дополнительная единица блага приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью» данного блага (в экономической теории слова «предельный» и «дополнительный» являются синонимами, т.е. имеют один и тот же смысл).
Предельная полезность - это та полезность, которую потребитель извлекает из очередной дополнительной единицы приобретаемого блага.
Чем больше количество единиц потребительского блага, тем меньше предельная (т.е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер.
Предположим, что имеется 6 бутербродов, потребление которых приносит разную полезность потребителю (предельную - MU и общую - TU), см. табл. Общая и предельная полезность.Таблица 1
Общая и предельная полезность
Q (кол-во бутербродов) | MU — предельная полезность | TU - общая полезность |
Изобразим графически предельную и общую полезность (рис. 2):
MU TU
Рисунок 1. Графики предельной (а) и общей (б) полезности
Анализ цифровых данных показывает, что, по мере насыщения потребности в каком-то конкретном благе, полезность каждой последующей единицы падает. Кривая предельной полезности (рис. 1) имеет отрицательный наклон, так как полезность потребляемых благ постепенно убывает, а кривая общей полезности (рис. 1) наклонена положительно, поскольку с ростом количества блага полезность возрастает.
Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного блага называется закономубывания предельной полезности. (I-й закон Госсена).
Таким образом, рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он получит максимальное удовлетворение.
Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы (II-й закон Госсена)
где - предельные полезности товаров x, y, z;
- цены товаров x, y, z;
- покупательная способность денег.
Хотя количественный подход к анализу потребительского поведения выглядит вполне логичной и стройной теорией, тем не менее, он имеет ряд недостатков. Во-первых, категория полезности слишком субъективна и не поддается количественному измерению. А то, что нельзя измерить, трудно использовать в качестве доказательства теоретических положений, а также и практически. Во-вторых, не учитывались взаимосвязи между отдельными благами, а, следовательно, и их полезностями. Поскольку многие товары взаимосвязаны друг с другом в процессе потребления (являются комплементарными или субститутами), то целесообразнее рассматривать полезность не отдельного товара, а всего набора потребленных товаров. Это создает возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров.
Устранение отмеченных недостатков и поиск новых способов объяснения потребительского поведения на основе более реалистических допущений обусловили переход от кардинализма к ординализму. В 30-х годах XX века на основе работ Р. Аллена, И. Фишера, Е. Слуцкого и Дж. Хикса порядковый подход к анализу полезности - ординализм - приобрел завершенную форму и поныне остается наиболее распространенным.
Ординалистский (порядковый) подход основан на том, что потребитель не оценивает полезность каждой единицы каждого отдельно взятого блага, а сравнивает различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны те наборы товаров, которые имеют более высокий уровень полезности. Главное не измерить полезность, а упорядочить различные наборы товаров с учетом их предпочтительности для потребителя.
Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:
1. Упорядоченность предпочтений. Предполагается, что потребитель способен сравнить и классифицировать все товарные наборы в каждый определенный момент времени. Причем возможны 3 основных варианта:
х > у; набор х предпочтительнее;
х < у; набор у предпочтительнее;
х = у; потребитель безразличен в выборе.
2. Транзитивность предпочтения. Если первый набор товаров (х) сравним со вторым (у), а второй с третьим (z), то первый (х) сравним с третьим (z). Это означает, что все предпочтения согласованы и есть возможность присвоить полезностям этих товаров численные значения.
3. Аксиома ненасыщения. Полное насыщение исключено, т.е. ситуация типа «больше некуда» не встречается, а посему — большее количество товаров обычно предпочитается меньшему.
4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых благ и не зависит от других потребностей, т.е. отсутствуют внешние эффекты в поведении потребителя.
Функция полезности товарного набора может включать сколько угодно переменных, но чаще в анализе используется двухпродуктовая модель поведения потребителя, рассматривающая два товара или два их набора:
U = f (Qx, Qy), где U – уровень полезности, Qx и Qy – количество товаров.