Но есть множество людей, которые об этом не знают»

ЛЕКЦИЯ № 1

«Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»

«На земле нет человека, которому не угрожает опасность,

Но есть множество людей, которые об этом не знают»

Учебники:

Б/Ж/Д Белов Сергей Викторович, Б/Ж/Д Русак Олег иколаевич.,

Б/Ж/Д Каракеян Валерий Иванович,

Б/Ж/Д Примеры и задачи Щербакова Елена Викторовна

Этапы формирования дисциплины БЖД

Если обратиться к истории человечества, то мы увидим, что люди начали задумываться о своей безопасности еще в древние времена. Изобретение орудий труда, одежды, средств защиты от нападения диких животных, изготовление и применение лекарственных средств – все это и многое другое как раз и подтверждает то, что с незапамятных времен человек был обеспокоен своей жизнедеятельностью, а конкретно – ее качеством и продолжительностью. Именно с этой целью и изобретались все выше перечисленные средства.

С течением времени стали появились опасности, творцом которых стал сам человек. Только в ДТП в России ежегодно погибают 30 тыс. человек, от алкоголя гибнут десятки тысяч, тысячи погибают на производстве. По данным Международной организации труда (МОТ) при ООН в мире каждые 3 минуты погибает 1 рабочий, каждую секунду 4 из рабочих получают травму. В мире основной причиной смерти лиц в возрасте до 41 года является травматизм.

Ученые с давних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности. Вот некоторые примеры развития науки о безопасности:

- В трудах Аристотеля (384-322 до н. э.), Гиппократа (460-377 до н. э.) и др. ученых рассматриваются условия труда.

- Знаменитый медик эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством»

- Немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555) изложил вопросы по охране труда в своей работе «О горном деле».

- Итальянский врач Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болез­нях ремесленников».

- М.В. Ломоносов (1711-1765) написал основопола­гающие работы по безопасности труда в горном деле.

- В XIX веке в связи с интенсивным развитием промыш­ленности появляется целая плеяда ярких ученых, занимающихся проблемами безопасности: В. Л. Кирпичев (1845-1913),А. А. Пресс (1857-1930), Д. П. Никольский (1855-1918), В. А. Левицкий (1867-1936).

- русский физиолог Сеченов в своей “Физиологии труда” изучая физические нагрузки на человека, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

В XIX России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”. С развитием научно-технического прогресса расширяется наша искусственная среда обитания, поэтому постепенно техника безопасности сменяется термином «охрана труда», а затем и более объемным понятием – безопасность жизнедеятельности.Можно отметить, что изобретение различных технологий, которые создаются с целью облегчения трудовой деятельности человека, идут параллельно с изучением воздействия этих новшеств на организм работающих.

В 1965 г. в ВУЗах был введен предмет “охрана труда”, а также читались курсы “Охрана окружающей среды” и “Гражданская оборона” - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД.

Понятие риска

Современная наука отвергает концепцию абсолютной безопасности любой деятельности, т.е. нулевых рисков не бывает. В качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность возникновения источника негативного воздействия – риск. Риск всегда является статистической величиной и связан с проявлениями тех или иных опасностей.

Риск - это вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека. В математическом выражении – это отношение числа неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период, т.е. это частота реализации опасностей.

Но есть множество людей, которые об этом не знают» - student2.ru

где R – риск, n – число чрезвычайных событий в год, N – число возможных опасных событий.

При этом к чрезвычайным событиям относятся: смертные случаи, случаи заболевания, временная и стойкая (инвалидность) нетрудоспособность, вызванные действием на человека конкретной опасности (эл. ток, вредное вещество, двигающийся объект, криминальные элементы общества и т.д.).

Различают след виды рисков:

1. Индивидуальный - вероятность реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций для одного человека или социальной группы. Индивидуальный риск может быть добровольным, если он обусловлен деятельностью человека на добровольной основе, и вынужденным, если человек подвергается риску в составе части общества (например, проживание в экологически неблагоприятных регионах, вблизи источников повышенной опасности).

Например:

1) Ежегодно в условиях производства в России погибает 8 тыс. чел. Общая численность работников – 80 млн. чел. Риск гибели человека на производстве определяем: R = 8*103 /80*106=10-4 (1 чел. на 10 тыс. чел.)

2) Население США 200 млн. человек, среднестатистическое число жертв аварий на дорогах около 50 тыс. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50 тыс./200 млн.=2,5*10-4 . ( или 0, 00025, т.е. ежегодно погибают в А/м катастрофах 25 человек из 100 тыс.)

Таб. 1 Индивидуальный риск преждевременного фатального исхода для населения России

Причина или место несчастного случая Общее число смертей за 2000 год Уровень риска или вероятность преждевременной смерти
Болезни кровообращения 8,4×10-3
Раковые опухоли 2×10-3
Самоубийства 4×10-4
Убийства 2,8×10-4
Автомобильный транспорт 2,7×10-4
Отравление алкоголем 2,3×10-4
Туберкулёз 2×10-4
Утопление 1,1×10-4
Взрывы и пожары 3,2×10-5
Теракты 4,3×10-7
Авиакатастрофы 3,4×10-7
Водный транспорт 2,2×10-7
Сход снежных лавин и сели 1,8×10-7
Аварии на железных дорогах 2×10-8
Сильные ветры 1.3×10-8
Общее число жертв 1,19×10-2

2. Коллективный (социальный) риск - характеризует масштабы и тяжесть негативных последствий чрезвычайных ситуаций, различных явлений в обществе, социально-политических преобразований, снижающих качество жизни людей. По существу - это риск для группы или сообщества людей. Оценить его можно, например, по динамике смертности, рассчитанной на 1000 человек соответствующей группы:

В настоящее время сложилась теория приемлемого (допустимого) риска – это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.

Классификация опасностей.

Существует таксономия опасностей – перечень всех опасностей в алфавитном порядке. В настоящее время этот перечень насчитывает более 100 видов реально действующих негативных факторов. Открывает эту номенклатуру алкоголь, затем следуют аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальное освещение, закрывают список - эмоциональный стресс, ядовитые вещества и т.д.

Согласно официальному стандарту (ССБТ ГОСТ 12.0.003-74 Опасные и вредные производственные факторы)все виды опасностей делятся на следующие группы: физические (электрический ток, давление, острые инструменты, превышение УЗД, уровня вибрации, ЭМП, плохая освещенность), химические (токсичные и вредные в-ва, запыленность воздуха, радиоактивные в-ва), биологические (болезнетворные вирусы, бактерии, повреждения при контакте с животными), психофизиологические (тяжесть и напряженность труда, монотонность труда, стресс).

Например: человек оказался в районе извержения вулкана, на него падают камни, сыплется пепел, он задыхается от углекислого газа и испытывает жуткий страх. Здесь мы имеем дело со всеми видами опасностей и их негативного воздействия на человека.

В настоящее время существует несколько классификаций опасностей:

а) по природе происхождения:

1. природные (климатические и природные явления),

2. техногенные (создают элементы техносферы: машины, сооружения,

3. антропогенные (в результате ошибочных или несанкционированных действий человека: ошибки оператора, авиадиспетчера, водителя, пилота);

4. экологические (в результате нарушения экологического равновесия: загрязнение воздуха, воды, почвы),

5. смешанные;

б) по времени проявления отрицательных последствий:

1. импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током),

2. кумулятивные (накапливающиеся, напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

в) по локализации:

1. литосферные (землетрясение, извержение вулканов);

2. гидросферные (цунами, наводнения);

3. атмосферные (озоновые дыры);

4. космические (солнечные циклы);

Кроме этих, существуют и другие, классификации опасностей по приносимому ущербу (социальный, технический, экологический и т.п.); по вызываемым последствиям (утомление, заболевание, травма и т.д.); по характеру воздействия на человека (активные и пассивные опасности).

Разновидности опасностей, угрожающих человеку, непрерывно увеличиваются.

Квантификация опасностей- это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

Методы обнаружения опасностей делятся на:

- инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.

- экспертный. Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.

- социологический метод. Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.

- регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.

- органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения - внешний визуальный осмотр техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) четкости работы двигателя и пр.

Методы обеспечения БЖД

Метод – это путь, способ достижения цели.

Обеспечение БЖД может быть достигнуто следующими основными группами методов:

1. А–методы – пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы (при работе с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей).Этот метод реализуется следующими средствами:

— ограждением механизмов, обеспечением недоступности в опасную зону, использованием блокирующих и предохранительных устройств;

— герметизацией оборудования и аппаратуры;

— тепловой изоляцией нагретых поверхностей или применением средств защиты от лучистого тепла;

— использованием дистанционного управления технологическими процессами и оборудованием;

— использованием средств автоматизации и станков с программным управлением, использованием роботов.

2. Б–методы – нормализация ноксосферы путем исключения опасности. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от негативных воздействий и (или) позволяющих снизить их уровень до допустимых значений (средства коллективной защиты). Достигается следующими средствами:

— использованием экранов, демпферов, поглотителей, фильтров для защиты от шума, пыли, вибрации, излучений, электромагнитных полей и т. д.;

— заменой вредных веществ безвредными;

— заменой сухих способов транспортировки и обработки пылящих материалов мокрыми;

— заменой технологических процессов, связанных с возникновением шума, вибрации и других опасных и вредных факторов, процессами, где эти факторы отсутствуют или имеют несущественную интенсивность;

— организацией полного улавливания или очистки технологических выбросов и сбросов.

3. В–методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы, т.е средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Это достигается:

— закалкой организма, общей физической культурой;

— обучением, получением инструктажа на отдельные виды работ;

— психологической подготовкой к восприятию опасностей и отработкой практических навыков и норм поведения в экстремальных условиях;

— использованием индивидуальных средств защиты, спецодежды, противогазов, инструмента с изолированными ручками, измерительных средств и приборов.

4. Г–методы – комбинирование А,Б,Вметодов.

Средства обеспечения БЖД

Средства обеспечения – это конструктивное, материальное воплощение принципов и методов БЖД. Это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства обеспечения БЖД в соответствии с ГОСТ 12.4.011-80 делятся на:

- средства коллективной защиты (СКЗ);

- средства индивидуальной защиты (СИЗ).

При этом СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (средства защиты от шума, вибрации, ионизирующих излучений и т.д.), а СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (средства защиты органов дыхания, рук, лица, глаз и т.д.).

По техническому исполнению СКЗ подразделяются на следующие группы: ограждения, блокировочные устройства, предохранительные устройства, световая и звуковая сигнализация, освещение, отопление, вентиляция и др.

К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д., применяются они тогда, когда нет других средств защиты. Кроме того, для организации личной безопасности при производстве работ устраиваются различные приспособления (всего лишь!): лестницы, трапы, леса, люки.

ЛЕКЦИЯ № 2

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, в которой осуществляется деятельность человека и которые оказывают влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

В соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса…» условия труда подразделяются на 4 класса в зависимости от фактического значения производственных факторов:

1 класс – оптимальные условия труда– это такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и обеспечивается высокий уровень их работоспособности;

2 класс – допустимые у.т. – характеризуются такими значениями производственных факторов, которые не превышают установленные гигиенические нормативы для рабочих мест;

1 и 2 класс - безопасные условия труда.

Если фактическое значение хотя бы одного фактора превышает допустимую величину, то условия труда – вредные и относятся к 3 классу.

3 класс – вредные у.т. – характеризуются наличием вредных производственных факторов. В зависимости от уровня превышения нормативов 3 класс имеет 4 степени вредности: 3.1; 3. 2; 3.2; 3.4 (вызывают профессиональные заболевания)

(Например, работа за компьютером (оператор ЭВМ или наблюдение по видеодисплейному терминалу) от 3 до 4 часов – это 3 класс 1 степени, более 4 часов – 3.2. вредности; трехсменная работа с работой в ночную смену – 3.1. класс)

4 класс – опасные у.т. характеризуются такими значениями производственных факторов, которые создают угрозу для жизни или тяжелой формы профессионального заболевания (экстремальные у.т.). Рабочие места с 4 классом условий труда подлежат либо ликвидации, либо реконструкции, а за вредные условия труда устанавливаются различные компенсации (выдача молока и других продуктов, доплата (4-20%), сокращенный рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращение возраста выхода на пенсию).

Работа в условиях не соответствующих нормативным требованиям возможно только при сокращении времени рабочей смены (т.е. защита временем).

Определение классов условий труда обычно проводится во время специальной оценки условий труда на рабочих местах. При этом измеряется 7 показателей тяжести труда и 22 показателя напряженности труда. Определяется по таблицам руководства класс для каждого показателя, а затем делается общая оценка условий труда. И если хотя бы один показатель не соответствует гигиеническим нормативам, условия труда признаются вредными и работникам полагаются различные льготы и компенсации.

ЛЕКЦИЯ № 1

«Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»

«На земле нет человека, которому не угрожает опасность,

но есть множество людей, которые об этом не знают»

Учебники:

Б/Ж/Д Белов Сергей Викторович, Б/Ж/Д Русак Олег иколаевич.,

Б/Ж/Д Каракеян Валерий Иванович,

Б/Ж/Д Примеры и задачи Щербакова Елена Викторовна

Этапы формирования дисциплины БЖД

Если обратиться к истории человечества, то мы увидим, что люди начали задумываться о своей безопасности еще в древние времена. Изобретение орудий труда, одежды, средств защиты от нападения диких животных, изготовление и применение лекарственных средств – все это и многое другое как раз и подтверждает то, что с незапамятных времен человек был обеспокоен своей жизнедеятельностью, а конкретно – ее качеством и продолжительностью. Именно с этой целью и изобретались все выше перечисленные средства.

С течением времени стали появились опасности, творцом которых стал сам человек. Только в ДТП в России ежегодно погибают 30 тыс. человек, от алкоголя гибнут десятки тысяч, тысячи погибают на производстве. По данным Международной организации труда (МОТ) при ООН в мире каждые 3 минуты погибает 1 рабочий, каждую секунду 4 из рабочих получают травму. В мире основной причиной смерти лиц в возрасте до 41 года является травматизм.

Ученые с давних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности. Вот некоторые примеры развития науки о безопасности:

- В трудах Аристотеля (384-322 до н. э.), Гиппократа (460-377 до н. э.) и др. ученых рассматриваются условия труда.

- Знаменитый медик эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством»

- Немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555) изложил вопросы по охране труда в своей работе «О горном деле».

- Итальянский врач Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болез­нях ремесленников».

- М.В. Ломоносов (1711-1765) написал основопола­гающие работы по безопасности труда в горном деле.

- В XIX веке в связи с интенсивным развитием промыш­ленности появляется целая плеяда ярких ученых, занимающихся проблемами безопасности: В. Л. Кирпичев (1845-1913),А. А. Пресс (1857-1930), Д. П. Никольский (1855-1918), В. А. Левицкий (1867-1936).

- русский физиолог Сеченов в своей “Физиологии труда” изучая физические нагрузки на человека, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

В XIX России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”. С развитием научно-технического прогресса расширяется наша искусственная среда обитания, поэтому постепенно техника безопасности сменяется термином «охрана труда», а затем и более объемным понятием – безопасность жизнедеятельности.Можно отметить, что изобретение различных технологий, которые создаются с целью облегчения трудовой деятельности человека, идут параллельно с изучением воздействия этих новшеств на организм работающих.

В 1965 г. в ВУЗах был введен предмет “охрана труда”, а также читались курсы “Охрана окружающей среды” и “Гражданская оборона” - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД.

Наши рекомендации