Качество - это совокупность свойств, характеризующих способность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Проблема качества имеет две стороны: с одной стороны снижение качества ведет к росту себестоимости, снижению прибыли; с другой стороны повышение качества - это, как правило, дополнительные вложения, что ведет к росту цены и потере конкурентоспособности продукции.
Для того чтобы оценить качество рассчитывают показатели качества, которые анализируются в динамике за ряд лет. Показатели качества делятся на специфические и общие.
1.Специфические показатели качества -показатели присущие данному конкретному изделию. Для различных видов продукции могут быть использованы следующие специфические показатели:
-показатели назначения
-надежности и долговечности
-технологичности
-эстетичности
-экономичности
-унификации и т.д.
При помощи специфических показателей качества рассчитывают уровень качества:
Уровень качества =
где :
- весомость каждого специфического показателя качества для данного изделия
Пi - специфические показатели качества данного изделия,
Пбаз - специфические показатели качества базового образца.
Уровень качества используют при сертификации продукции. Сертификация введена для подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов. Различают 2 вида сертификации: обязательную и добровольную.
Обязательная - чтобы выявить соответствие изделия требованиям безопасности использования продукции.
Добровольная - для подтверждения соответствия изделия определенным показателям качества или по контракту с потребителем.
По результатам оценки в динамике анализируются показатели:
-удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продаж
-удельный вес экспортной продукции в общем объеме продаж
-удельный вес новой продукции в общем выпуске
2.Общие показатели качества - применяются для всех видов продукции:
-Брак (общий % брака, потери от брака, % потерь от брака)
-Количество рекламаций
Брак - это продукция не соответствующая действующим нормам и стандартам.
Различают внешний брак - выявленный у потребителя. Такой брак характеризуется наличием рекламаций. Рекламация – это официальная претензия, жалоба, штраф в связи с поставкой некачественной продукции. Этот показатель не планируется, а при анализе оценивается динамика фактических данных о наличии рекламаций в течение года по кварталам и за ряд лет.
Внутренний брак – выявленный на самом предприятии - характеризуется показателями, которые анализируются в динамике:
1.Общий процент брака = %
2.Потери от брака =а+б – в
3.Процент потерь от брака = %
где:
а - себестоимость неисправимого брака
б - стоимость исправления исправимого брака
в - удержания с виновников брака и стоимость неисправимого брака по цене возможного использования (в качестве запчастей, материалов и т.д.)
с/с - себестоимость всей продукции
Задача: Определить общий процент брака, потери от брака и процент потерь от брака .
Показатель | № строки | Пред. год | Отч. год |
Производственная с/с продукции, тыс. руб. | |||
с/с неисправимого брак, тыс. руб. | |||
Расходы на исправление брака тыс. руб. | |||
Стоимость брака по цене возможного использования тыс.руб. | |||
Сумма взысканий с виновников брака, тыс. руб. |
1. Общий процент брака = 505+21 * 100% = 1,04%
предыдущий год 50450
Общий процент брака = 563+16 * 100% = 1,13%
отчетный год 51200
2. Потери от брака = 505+21-190-215=121 тыс. руб.
предыдущий год
Потери от брака = 563+16-210-205=164 тыс. руб.
отчетный год
3. Процент потерь от брака = 121 * 100% = 0,24%
предыдущий год 50450
Процент потерь от брака = 164 * 100% = 0,32 %
отчетный год 51200
Вывод: В отчетном году по сравнению с предыдущим годом произошло увеличение общих показателей брака, следовательно, качество продукции снизилось.