Самые заметные молодежные субкультуры от Ленина до наших дней
(Источник: Русский репортер. № 43, ноябрь 4 ― 11 2010. С. 24 ― 29)
Народники
Период расцвета | 1860―1880-е |
Принимаемые ценности | Равенство, образование, справедливость, социальный прогресс, жертвенность, построение идеального мира. |
Отвергаемые ценности | Аристократизм, привилегированность, консерватизм. |
Стиль жизни | Сегодня народников можно было бы назвать волонтерами. Тысячи молодых людей бросали учебу, семьи и «уходили в народ» ― учить, лечить, пропагандировать. Одни просто обучали крестьянских детей грамоте, другие надеялись разжечь крестьянский бунт. Позднее многие из них разочаровались в просветительстве и сменили книги на бомбы и револьверы. |
Главные произведения | Тексты Герцена, Лаврова, Бакунина, Михайловского; газеты и журналы «Народное дело», «Народная воля»», «Вперед!», «Набат». |
Рабочие-революционеры
Период расцвета | 1890―1910-е |
Принимаемые ценности | Равноправие, принадлежность к рабочему классу, революционная борьба, построение идеального мира. |
Отвергаемые ценности | Частная собственность, накопительство, эксплуатация, царизм, капитализм. |
Стиль жизни | Добросовестные активисты-рабочие, которые в отличие от своих товарищей по вечерам не напивались, а усердно штудировали революционные брошюры и готовили забастовки. Противостояние нередко выливалось в кровавые столкновения с полицией и черносотенцами. |
Главные произведения | Труды Ленина, Маркса, Плеханова и прочих теоретиков, а точнее краткие брошюры с пересказом их идей. Газеты «Искра», «Революционная Россия», «Рабочее дело». |
Декаденты
Период расцвета | 1910-е |
Принимаемые ценности | Эстетика, индивидуализм, эксперимент в творчестве и сексе, утонченность, мистицизм. |
Отвергаемые ценности | Консервативная мораль, мещанство, государство, деньги, социальность. |
Стиль жизни | Писали стихи, картины, сочиняли музыку. Создавали свои журналы, галереи, художественные и поэтические группы. Собирались в кафе или на квартирах и устраивали творческие вечера с бесконечными спорами о принципах творчества. Постоянно тусуясь, подчеркивали свой индивидуализм. Так, поэт Константин Бальмонт писал: «Я ненавижу человечество,/Я от него бегу спеша./Мое единственное отечество ―/моя пустынная душа». |
Главные произведения | Поэтические сборники Сологуба, Брюсова, Мережковского, Гиппиус, Бальмонта. |
Авангардисты
Период расцвета | 1890―1930-е |
Принимаемые ценности | Эксперимент, прогресс, новизна, построение идеального мира, технологии будущего. |
Отвергаемые ценности | Традиции, историческая преемственность. |
Стиль жизни | Это атеисты и анархисты. Как пишет Вадим Руднев, составитель «Словаря культуры ХХ века», «смысл авангардистской позиции в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж ― без этого авангардное искусство невозможно». Авангардисты мечтали о переустройстве жизни, самое малое «в масштабе земного шара». Некоторые их произведения до сих пор до конца не расшифрованы, например, ставший уже притчей во языцех «Черный квадрат» Малевича. |
Главные произведения | Картины Малевича, Кандинского, Татлина, Лисицкого, стихи Маяковского, Введенского, Хлебникова, Хармса. |
Стройотрядовцы
Период расцвета | Конец 1950 ― середина 1980-х |
Принимаемые ценности | Труд, коллективизм, дух товарищества, альтруизм, социальная активность. |
Отвергаемые ценности | Стяжательство, накопительство, гедонизм, то есть жизнь ради наслаждений |
Стиль жизни | Студенты обычно жили в палатках со всей вытекающей романтикой. Главный атрибут внешнего вида ― рабочая куртка, «бойцовка», как ее называли сами стройотрядовцы, с пришитыми шевронами и знаками конкретного отряда. |
Чем занимались | Поднимали целину, строили автомагистрали и ГЭС. Практически ни одна большая стройка СССР не обошлась без студенческой рабочей силы. |
Главные произведения | БАМ, КАТЭК, Саяно-Шушенская ГЭС, города Усть-Илимск и Братск. |
Коммунары
Период расцвета | 1960―1970-е |
Принимаемые ценности | Коллективизм, искренность, самоуправление, творчество, эксперимент. |
Отвергаемые ценности | Индивидуализм, формализм. |
Стиль жизни | Коммунары хотели воспитать нового человека, стопроцентно подготовленного к тесной жизни коммуной. И чтобы этого достичь, начинали со школьников: учили детей по новой методике ― эдакой смеси движения скаутов, педагогического творчества, групповой психотерапии и развивающихся игр. По некоторым оценкам, педагогические отряды насчитывали более 60 тыс. студентов. |
Главные произведения | «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, методические труды педагога-исследователя Игоря Иванова, рубрика «Алый парус» в «Комсомольской правде». |
Туристы-каэспэшники
Период расцвета | 1960―1970-е |
Принимаемые ценности | Творчество, природа, коллектив, преодоление трудностей, искренность. |
Отвергаемые ценности | Авторитаризм, пассивность, индивидуализм, пафос, мещанство, стяжательство, милитаризм. |
Стиль жизни | Штормовка и рюкзак ― максимум брезента, минимум комфорта. Один из обязательных атрибутов ― гитара, под аккомпаниент которой исполнялись свои и чужие песни. Образ жизни ― регулярные выезды на природу, от ближнего Подмосковья до Алтая и Памира. Нередко туристическая группа была своего рода мини-государством, в котором конструировались образы идеального мира. |
Главные произведения | Песни Визбора, Городницкого, Окуджавы и многих-многих других. |
Стиляги
Период расцвета | Конец 1940 ― начало 1960-х |
Принимаемые ценности | Индивидуализм, расслабленность, гедонизм, аполитичность. |
Отвергаемые ценности | Коллективизм, унификация, жесткая мораль, аскетизм. |
Стиль жизни | Подражали увлечениям продвинутой молодежи Европы и Америки. Это была «пощечина общественному вкусу» серых форменных среднестатистических советских граждан. Внешне это выражалось у юношей в ношении ярких пестрых рубашек и галстуков, мешковатых клетчатых пиджаков и шляп с широкими полями. У девушек – в ярком макияже и таких же ярких нарядах. Разговаривали стиляги на особом сленге, словечки из которого в ходу и сейчас: например, «хата» - квартира, «чувак» - свой парень, «соксы» - носки. |
Главные произведения | Мелодии в стиле буги-вуги и рок-н-ролл, фильм А. Кончаловского «Стиляги». |
Хиппи
Период расцвета | 1970―1980-е |
Принимаемые ценности | Свобода, естественность, гедонизм, пацифизм, индивидуализм, творчество, путешествия. |
Отвергаемые ценности | Унификация, милитаризм, патриотизм, семья, деньги, власть, пафос. |
Стиль жизни | Среднестатистический типаж напоминает Христа во плоти: длинные волосы, недорогая простая одежда ярких цветов, всевозможные этнические украшения, которые символизировали отказ от рас и культур. Часто ленточка на лбу ― чтоб «не срывало крышу», на запястье «фенечка», подаренная приятелем-хиппи «на память». Сидели на улицах и площадях, напевали душевные мотивы под гитару, читали стихи и курили травку. Часто путешествовали автостопом с места на место. |
Главные произведения | Фотографии и картины Сергея Сольми, музыка Умки, ранний «Аквариум». |
Панки
Период расцвета | 1980-е |
Принимаемые ценности | Протест, независимость, эксперимент. |
Отвергаемые ценности | Авторитаризм, милитаризм, капитализм, расизм, сексизм, национализм, пуританская мораль, деньги. |
Стиль жизни | Первый и самый отличительный панк-признак ― цветной гребень-ирокез на макушке. Далее ― кожаная куртка-косуха, дырявые потертые джинсы, заправленные в высокие ботинки или солдафонские сапоги. Весь этот незамысловатый наряд украшен черепами и другими металлическими атрибутами. |
Главные произведения | Музыка «Гражданской обороны», произведения панк-рока. |
Готы
Период расцвета | 2000-е |
Принимаемые ценности | Чувствительность, индивидуализм, конструирование собственного мира, мистицизм. |
Отвергаемые ценности | Авторитаризм, прагматизм. |
Стиль жизни | Идентифицировать гота по внешности просто: белое лицо с ярко подведенными черными глазами и бровями, а нередко и губами, черная одежда, сверху плащ или накидка до пола. Готы, как правило, танатофилы: у них культ смерти и фетиши, связанные с загробным миром. Тусуются в заброшенных зданиях, на кладбищах и в других темных местечках. Читают мистику, инсценируют разные культовые обряды Средневековья и слушают готическую музыку. |
Главные произведения | Песни групп Antisisters, The Guests, «Отто Дикс» |
Эмо
Период расцвета | 2000-е |
Принимаемые ценности | Эмо ― сокращенное название от «эмоциональный», чувственность, любовь, дружба, индивидуализм. |
Отвергаемые ценности | Практицизм, авторитаризм, прагматизм. |
Стиль жизни | Эмо одеваются в черно-розовой гамме, отращивают длинные челки. Часто определить, какого пола перед тобой, просто невозможно. «Не обижайте эмо. Они и так всегда плачут» ― такой призыв-просьбу мы прочитали на одном из молодежных форумов. Но эмо переживают и положительные эмоции. В каком состоянии находится эмо, можно определить по цвету его одежды: если преобладает черный, то он в депрессии, если розовый, то вполне доволен жизнью. |
Главные произведения | Песни групп jane Air, «Послезавтра», «30 дней февраля». |
Основные понятия:
Алкоголизм | Отклоняющееся (девиантное) поведение |
Девиация | Санкции |
Деликт | Физическая культура |
Здоровье | Элементы здорового образа жизни |
Наркомания |
Межнациональные отношения
Формы социальных общностей людей эволюционировали от рода до нации и народа (см. таблицу 34).
Таблица 34