Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

Многомерная, сложная природа человека, разнообразие его социальных связей и отношений породили множество различных подходов к проблеме личности в современном обществознании. К числу наиболее популярных относится ролевая концепция личности. Эта концепция начала складываться в 30-е годы XX в. в американской социальной психологии, в трудах Ч. Кули, Дж. Мида. Каждый человек включен во множество социальных групп: семья, учебная группа, дружеская компания и др. в каждой он занимает определенное место, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенный ожидания. В одной ситуации подросток/юноша должен вести себя, как следует сыну, в другой ― как другу, в третьей ― как спортсмену, то есть выступать в разных ролях.

Социальная роль― 1) соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений; 2) социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

К основным социальным ролям относят:

― роль семьянина;

― роль работника;

― роль гражданина;

― роль собственника;

― роль потребителя.

Весь мир ― театр. В нем женщины, мужчины ― все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той: Младенец, школьник, юноша, любовник, Солдат, судья, старик. В. Шекспир

Освоение социальных ролей ― часть процесса социализации личности, обязательное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Социальная роль распадается наролевые ожидания, то есть то, чего ждут от исполнителя той или иной роли (врача, дворника, обучающегося, водителя), и на ролевое поведение ― то, что человек реально выполняет в данной роли. Общество обязательно следит, причем разными способами, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует система социального контроля― от общественного мнения до правоохранительных органов, располагающая разными социальными санкциями ― от порицания до насильственного пресечения.

Исполняя свою совокупность социальных ролей, человек занимает в общественной системе определенную позицию. Ее принято называть социальным статусом личности― это ее позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе или сообществу, совокупность ее социальных ролей, качество и степень их выполнения.

Социологи различают предписанные и приобретенные статусы. Скажем, если человек родился в дворянском сословии, то его статус предписанный. А статус писателя, ученого, лидера политической партии ― обязательно приобретенный.

Нередко говорят о естественном статусе (например, мужчина, женщина, подросток, старик), профессионально-должностном статусе (например, банкир, слесарь пятого разряда, адвокат).

Главный (или интегративный) статус указывает на ту позицию в обществе, которая особенно важна для личности (глава фирмы, профессор).

Анализ социального статуса личности 1. Социальное происхождение. 2. Пол. 3. Национальность. 4. Возраст. 5. Образование. 6. Положение в социальной структуре (то есть с какой социальной группой соотносится). 7. Профессия (будущая профессия): ― название; ― насколько престижна; ― что определило (определяет) выбор (престиж, информация о профессии, материальное благополучие, личные способности, родители заставили, друзья посоветовали и др.). 8. Социальные функции (социальные роли). 9. Материальное положение. 10. Права (много, мало, достаточно, недостаточно). 11. Обязанности. 12. Авторитет. 13. Семейное положение. 14. Личные качества. 15. Квалификация. 16. Увлечения, хобби.

Из сказанного вытекает, что исполнение роли социальной должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку роль социальная вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющих совместную деятельность.

Так, например, обучающимся в средней школе приходится реализовывать в жизни не менее десяти социальных ролей, а именно:

1) сын/дочь;

2) брат/сестра;

3) внук/внучка;

4) обучающийся/обучающаяся;

5) друг;

6) покупатель;

7) пешеход;

8) член спортивной (или иной команды);

9) пассажир;

10) староста класса.

Основные понятия:

Главный (или интегративный) статус Ролевое поведение
Освоение социальных ролей Ролевое ожидание
Предписанный статус Социальная роль
Предписанный статус Социальный статус личности

Социальные ценности и нормы

Норма― в философии, социологии: общепринятое правило, образец поведения или действия.

Норма социальная― признанное правило, образец поведения или действий индивидов, социальных групп (см. таблицу 31).

Нормы групповые― принятые в данном сообществе стандарты поведения, регламентирующие отношения между людьми. Соблюдение групповых норм ― необходимое условие эффективного взаимодействия индивидов в процессе общей деятельности и общения (см. таблицу 33).

К способам регулирования поведения людей социальными нормамиотносятся: а) дозволение (что можно делать); б) предписание (что должно или нужно делать); в) запрет (чего нельзя делать).

Таблица 31

Виды социальных норм

Виды социальных норм Характеристика норм Примеры
Обычаи― стихийно сложившийся образец поведения, имеющий нормативное значение для членов общества Функционируют в отдельных областях общественной жизни. Служат средством приобщения индивидов к социальному и культурному опыту, передачи его от поколения к поколению Гостеприимство, празднование Нового года и Рождества
Традиции― 1)исторически сложившиеся в обществе и передаваемые из поколения в поколение идеи, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения; 2)обычай, установившийся порядок в поведении, быту Передаются от поколения к поколению в определенных обществах. Сохраняются длительное время. Охватывают материальные и духовные ценности Встречи одноклассников, подъем национального флага
Правовые нормы― правила поведения, установленные или санкционированные государством Закрепляются в законах, издаваемых государством. Содержат образец, модель поведения людей в определенной ситуации, а также определяют наказание за неисполнение закона Ст. 19 Конституции РФ: «»Все равны перед законом и судом»
Моральные нормы― формы нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки; формируются в нравственном сознании общества стихийно и санкционируются силой обычая и общественного мнения (Этика (греч. ethos ― обычай, нрав, характер) ― философская наука о морали, о нравственности, о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, о ее роли в общественной жизни. Мораль ― 1)форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека в обществе, во всех без исключения сферах общественной жизни; 2)в переносном значении: поучительный, нравственный логический вывод из чего-то, урок) Существуют в виде поучений и притч. Регулируют не только поступки, но и мысли и чувства. Обеспечиваются совестью и общественным мнением. Совесть― категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и осуществлять оценку собственных поступков. Не лгать, не хвастать, не лицемерить, укреплять семью У разных народов свои представления о приличиях… В Таиланде считается непристойным публичное проявление нежности (нельзя даже похлопать собеседника по плечу). Сидеть во время японской чайной церемонии, вытянув ноги в сторону соседа, ― верх невежливости. В США женщины не позволяют себе прилюдно смотреться в зеркало. А в Великобритании считается неблагочинным публично вязать.
Политические нормы Регулируют отношения между классами, нациями, партиями и другими социальными группами, между личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти Ст. 18 Конституции РФ: «Президент РФ является главой государства»
Эстетические нормы (Эстетика― философская наука, которая изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру, и сферу художественной деятельности людей; Основополагающими категориями эстетики являются понятия «Прекрасное» и «Безобразное» Определяет критерии красоты в художественном творчестве и в поведении людей, в производстве, в быту, а также восприятие красоты человеком «Золотое сечение»: математическое соотношение, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей
Религиозные нормы― вид социальных норм, которые устанавливает церковь и (любая) религия. Религиозные нормы состоят из: а)правил поведения (разрешение, приказ или запрет определенных действий); б)указаний на их сверхъестественное происхождение и на средства, обеспечивающих их выполнение (обещание награды или наказания, угроза церковным наказанием) Определяют особое мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в сверхъестественное Соблюдение поста, «Бог терпел и нам велел»
Правила этикета (Этикет(франц.etiguette ― ярлык, этикетка) ― составная внешней культуры общества, совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда, и т.п.) Касаются внешнего проявления отношения к людям Приветствие при встречео знакомыми, вежливое обращение, почтение к старшим
Мода(лат. modus ― мера, образ, правило) ― 1)периодически возникающие и повторяющиеся частичные изменения внешних форм культуры, которые происходят под влиянием многих социальных факторов (экономических, психологических, культурологических, моральных и эстетических); 2)господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, предметов быта и т.п.; образцы предметов одежды, отвечающие таким вкусам Возникает преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. Тесно связано с образом жизни Короткие юбки, брюки-клеш, каблуки-шпильки

Ценность―свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта (индивида, группы людей, общества).

В процессе познания общества важно понимать, что:

1) с помощью понятия «ценность» характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности;

2) ценности бывают большие и малые, материальные и духовные и т.д.;

3) в том или ином сообществе складывается определенная система ценностей, в которую могут входить различные ценности:

3.1)смысложизненные ценности (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

3.2)витальные, или жизненные, ценности (здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья и т.д.);

3.3)общественного признания ценности (социальное положение, неформальное лидерство и т.д.);

3.4)межличностного общения ценности (честности, бескорыстия, доброжелательности, ответственности, организованности и т.д.);

3.5)демократические ценности (свободы слова, совести; национальный суверенитет и т.д.);

3.6)утилитаристские ценности (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость, поиск сферы приложения своих сил и способностей и т.д.);

4) ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, то есть в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности: чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта;

5) оценочное отношение формируется в акте оценки, которая включает в себя:

―субъект оценки ―это индивид, группа людей, общество;

―оцениваемый предмет (явление);

―эталон оценки―это основание оценки, образец, высшая и совершенная форма предмета (явления), с которой сличаются все иные явления действительности, существующие в рамках конкретной ситуации;

―процесс сличения эталона с оцениваемым предметом (явлением);

―ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются вценностной установке.

Ценностная установка ―это предрасположенность целостного отношения субъекта к определенному объекту оценки (предмету, явлению, событию, человеку и т.д.). Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и общения поколения в процессе социализации, обучения, воспитания и т.д. Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности, направляют ее и стимулируют. Осознание индивидами содержания ценностных установок образуют мотив (то есть внутреннее побуждение)деятельности и общения.

Основные понятия:

Мода Способы регулирования поведения людей социальными нормами
Мораль Традиции
Моральные нормы Ценностная установка
Норма Ценность
Норма социальная Элементы акта оценки
Нормы групповые Элементы системы ценностей
Обычаи Эстетика
Политические нормы Эстетические нормы
Правовые нормы Этика
Религиозные нормы Этикет

3.5. Отклоняющееся(девиантное)поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

Отклоняющееся (девиантное) поведение― это поступки, противоречащие писаным и неписаным нормам, принятым в обществе(девиация ― любое отклонение в широком смысле).

Причины отклонений представлены в таблице 32.

Таблица 32

Причины отклонений

Подход, направление Объяснение
Биологическое(антропологическое) Ч. Ломброзо (итал. врач-психиатр и антрополог) Отклоняющееся поведение связано с вырождением личности, которая с рождения наделена преступными склонностями. Прирожденный преступник имеет специфические анатомо-физиологические признаки: сплющенный нос, низкий лоб, выступающая нижняя челюсть, низкий рост и др.
Психологическое Отклоняющееся поведение ― это результат нарушений в системе личности, которые выражены в умственных дефектах, слабоумии, психопатии, неврозах, психозах, паранойе.
Социологическое(Э. Дюркгейм (франц. социолог), Р. Мертон (амер. социолог) Отклоняющееся поведение зависит от социальных условий, так как времена кризисов, бурных перемен и потрясений в обществе рушатся социальные нормы, люди теряют ориентацию
Культурологическое Э. Стерланд Разные индивиды или группы людей усваивают разные культурные ценности (в рамках одной социальной системы), что ведет к конфликтам между господствующей культурой и субкультурой
Психоаналитическое З. Фрейд (австр. психиатр), А. Адлер (австр. психолог) Отклоняющееся поведение связано с врожденной, естественно присущей человеку агрессивностью, не снятой в процессе социализации и проявляющейся не только в подсознании, но и в реальности

С позиций аксиологии (ценностного подхода) отклонения могут быть оценены как:

а) негативные, то есть вредные для человека и общества: правонарушения, аморальные поступки, скандалы, раздоры; бюрократизм, волокита, коррупция; алкоголизм, наркомания, террор, цинизм, вандализм и др.;

б) нейтральные, то есть сугубо индивидуальные, не влияющие на общество: несоблюдение обычаев и традиций, чудачество, эксцентризм и др.;

в) позитивные, то есть полезные для общества: инициатива, новаторство, талант, героизм, самопожертвование и др.

Санкции― 1)вид поощрения или наказания, с помощью которого закрепляются социально допустимые формы поведения; 2)у юристов: меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на: А) уголовно-правовые санкции (например, лишение свободы, ссылка и т.п.) применяются только судом; Б) административно-правовые санкции (например, штраф, административный арест и т.п.) ― милицией, государственной инспекцией и др.; В) дисциплинарно-правовые санкции (например, понижение в должности, увольнение) ―должностными лицами и администрацией; Г) имущественные санкции (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной, уплата неустойки и др.) назначаются судом, арбитражным судом как самостоятельная мера или в сочетании с другими мерами.

***

Отклоняющееся поведение может быть не только девиантным (то есть отклонением, не влекущим за собой уголовного наказания), но и делинквентным ― серьезным правонарушением, влекущим за собой уголовную ответственность.

Деликт(правонарушение) ― антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону, за него законом предусматривается гражданская, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Подразделяются деликты на:

― гражданские. Установленные нормами гражданского права юридические последствия ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, связанных с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для должника экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмещение вреда, уплату неустойки), или может выражаться и в применении к нарушителю неимущественных санкций (например, требования опровергнуть распространявшиеся им сведения, порочащие честь и достоинство граждан и организаций);

― административные. К административной ответственности виновные привлекаются на основе законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения;

― дисциплинарные проступки (прогул и т.п.). Ответственность заключается в наложении дисциплинарного взыскания. При наложении взыскания учитываются объяснение нарушителя, тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение. Дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) увольнение с работы;

― уголовные. Наиболее опасный вид ― преступление. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Привлечение к ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. У совершившего преступление возникает, с одной стороны, обязанность нести ответственность, а с другой ― право на ограничение этой ответственности только пределами, установленными законом для данного вида деяний. Ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление, за соучастие в преступлении.

***

Алкоголизм(от арабского al-kuhl ― тонкий порошок) ― хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психологической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации.

Во взаимосвязанном комплексе факторов (социальных, психологических, биологических) определяющих природу и распространение алкоголизма, доминирующая роль принадлежит многообразным социальным условиям: социально-экономическое неравенство, тяжелые условия труда, предрассудки, безработица, противоречие между традиционными индивидуалистическими ценностями и реальными возможностями их реализации, чрезмерная интенсификация труда, резкий рост нервно-психических перегрузок ― основные источники алкоголизма.

Экономический, социальный, моральный и психологический ущерб, наносимый алкоголизмом обществу, непосредственному социальному окружению (прежде всего ―детям) и личности проявляется в нарушении производственных ритмов и дисциплины, разрушении материальных ценностей, производственном, транспортном и бытовом травматизме; росте правонарушений, распаде семей, дефектах воспитания, деформациях межличностных отношений, соматических и психических болезнях, пагубном воздействии на потомство, на демографическую структуру населения.

Ущерб, наносимый алкоголизмом, ставит проблемы борьбы с ним в число весьма актуальных.

***

Наркомания(от греч. narke ― оцепенение и mania ― безумие, восторженность) ― в медицине болезнь, в социологии ― вид отклоняющегося поведения. Как болезнь характеризуется неодолимым влечением к наркотическим средствам, потребностью в увеличении принимаемых доз, мучительно-тягостным состоянием в случае лишения наркотиков и, как следствие, разрушением физического и психологического здоровья, деградацией личности. Возникает вследствие употребления наркотиков в качестве стимулирующего, снотворного и обезболивающего средства, особенно при самолечении.

В молодежной среде приобщение и быстро наступающее пристрастие к наркотикам развивается в силу неадекватного способа самоутверждения, давления группы, социально-психологического закона заражения, экспериментирования.

В большей мере наркомании подвержены лица с неустойчивой психикой, низким уровнем развития интеллекта, тяжело приспосабливающиеся к социальным условиям. Наркомания как вид отклоняющегося поведения тесно связана с первой формой, провоцируется патологическим пристрастием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях, вызванных главным образом противоправным их производством и распространением.

NB! «Добывание» и потребление наркотиков индивидуально или посредством асоциальной группы, связанной круговой порукой, опутанной порочными и преступными связями, вынужденной маскироваться, с царящей в ней атмосферой страха и псевдоколлективизма, выводит наркомана за рамки общепринятых норм и ставит вне закона. Последствиями наркомании становятся разрушение межличностных взаимоотношений, распад семьи, ограничение сферы общения узким кругом лиц, отягощенных наркоманической зависимостью, а также депрофессионализация, незанятость, иждивенчество, паразитизм.

Распространению наркомании способствуют неблагоприятные условия первичной социализации, отрицательное влияние ближайшего окружения, в том числе семьи; недостатки воспитания и организации досуга; традиционные формы употребления наркотиков в производящих их регионах, негативные стороны урбанизации, а в определенных социальных условиях ― безработица, отсутствие социальных перспектив, отчуждение.

***

Здоровье― общеупотребительный и научный термин, обозначающий: 1) состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека; 2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов; 3) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; 4)состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики; 5) количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека или социальной общности.

Здоровье населения обусловлено общественно-экономическим и политическим строем общества, господствующей идеологией, мировоззрением, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций социально-демографических и этнических групп населения, условиями труда и быта, режимами труда и отдыха, социальным обеспечением, уровнем благосостояния, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, уровнем развития здравоохранения и медицины.

Будучи объективно обусловлено социальными и биологическими факторами, здоровье определяется также субъективным отношением человека к своему здоровью и здоровью окружающих.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)предполагает соблюдение режимов труда и отдыха, сбалансированного питания, отказ от вредных привычек, соблюдение гигиенических требований, адекватного гигиеническое поведение, соблюдение профилактических мероприятий, своевременное обращение к врачам в случае болезни, занятие физической культурой и др.

Физическая культура― специализированная сфера культуры, в которой содержанием и целью является поддержание и совершенствование телесной основы человека, его здоровья, формирование отношения к ним. Здесь реализуются потенции человека по воспроизводству и развитию биологической основы общества. сюда естественным образом входят а) все знания о биологии человека; б) вся медицина, как научная, так и лечебная; в) физическая культура в принятом у нас смысле слова (спорт ― только в тех его аспектах, где целью является выявление высших возможностей человеческого организма, но не тех, где спорт является средством получения коммерческой прибыли); г)комплекс соответствующих традиций, норм, обычаев (санитарно-гигиенических, касающихся питания, жилья и других компонентов образа жизни).

Таблица 33

Наши рекомендации