Десять управленческих ролей по определению Г. Минцберга

Роль Описание Характер деятельности по материалам обследования руководителей
Межличностные роли
Главный руководитель   Лидер   Связующее звено Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги   Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства     Фактически все управленческие действия с участием подчиненных     Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации   Распространитель информации     Представитель Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как первый центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)     Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)     Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель   Устраняющий нарушения     Распределитель ресурсов Ведущий переговоры Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных изменений Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации ― что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговоров Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов по усовершенствованию деятельности   Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных   Ведение переговоров


В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию 12-ти функций:

1) целеполагание – процесс осознания и формулирования цели, один из важнейших элементов процесса управления, определяющий вид целевой функции системы менеджмента;

2) стратегополагание – процесс разработки программы действий, основными элементами которого являются стратегические цели организации, ее миссия, приоритеты развития, ограничения, ориентиры и этапы реализации;

3) планирование – одна из функций управления, заключающаяся в анализе ситуаций и факторов внешней среды, прогнозировании, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее социально-экономическое состояние организации, путей, способов и средств ее достижения;

4) регулирование – функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, влияющих на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента организации, принятию мер по доведению параметра «входа» системы до новых требований «выхода»;

5) организация – функция менеджмента, связанная с совокупностью процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого посредством разработки прежде всего организационных структур и других форм организации деятельности персонала, наиболее эффективных в заданных условиях;

6) координация – одна из функций управления, реализация которой состоит в согласовании внутреннего состояния организации с условиями внешней среды, в обеспечении согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, взаимодействия между подсистемами (целевой, функциональной, обеспечивающей, управляющей) системы менеджмента, в обеспечении единства и согласованности всех функций управления;

7) мотивация – функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека (внутренних сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий) в практике управления его деятельностью;

8) стимулирование – функция менеджмента, предполагающая создание условий, возможностей, атмосферы заинтересованности человека в проявлении инициативы и достижении определенного качества своей деятельности;

9) гуманизация – функция менеджмента, проявляющаяся в признании ценности отдельного человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки производственных отношений;

10) организационная культура (корпоративность) – набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий;

11) контроль – функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, заданий, управленческих решений, включающая в себя наблюдение за течением процессов в объекте управления, сравнение контролируемого параметра с заданной программой, выявление причин и характера отклонений от программы;

12) оценка – одобрение или осуждение результатов управленческой деятельности в контексте достижения или недостижения известной цели или выполнения или невыполнения некоторых функций управления.

Основные понятия:

Аналитический ресурс Решение
Виды менеджмента Роли, которые принимают на себя руководители (по Г. Минцбергу)
Инструменты управления (как воздействия) Управление
Координационный ресурс Управление как деятельность
Менеджер Управленческие способности
Менеджмент Управленческий ресурс
Объекты менеджмента Функции менеджмента
Организационный ресурс Человеческий фактор
Предприниматель  

Наши рекомендации