Десять управленческих ролей по Минцбергу

Роль Описание Характер деятельности
Межличностные роли
Главный руководитель Символический глава, который выполняет обычные обязанности правового или социального характера Церемонии, действия, обусловленные положением, ходатайства
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено Обеспечивает саморазвитие внешних контактов и источник информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации Разыскивает специальную информацию, которую, зная организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; центр внешней и внутренней информации Обработка почты, контакты, связанные преимущественно с получением информации (ознакомительные поездки)
Распространитель информации Передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть ее требует интерпретации для формирования взглядов организации Рассылка почты по организациям с целью получения информации, контакты для передачи информации подчиненным
Представитель Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли Участие в заседаниях, обращения по почте, выступления, включая передачу информации во внешние организации
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов Обсуждение стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировочные действия, когда организацию ожидают важные и неожиданные отклонения Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
Распределитель ресурсов Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению значительных решений в организации Составления графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных
Переговорщик Ответственный за представительство организации на важных переговорах Ведение переговоров

Требования, предъявляемые к современному менеджеру

Чтобы эффективно реализовать свою роль в процессе управления менеджер должен обладать определенными качествами. Все исследования по менеджменту содержат указания на черты характера и качества менеджера. Так Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера такие качества как:

· образованность;

· технические знания;

· решительность;

· силу (физическую);

· тактичность;

· энергичность;

· рассудительность;

· честность.

А. Файоль считал, что менеджер должен обладать:

· предвидением;

· организаторскими способностями;

· быть компетентным;

· отличаться здоровьем;

· иметь развитый интеллект;

· высокий уровень культуры и нравственности.

Современные теоретики соперничают друг с другом в том, какими качествами и чертами характера стоит наделить идеального менеджера.

По мнению Джона Адаира, самыми ценными качествами руководителя являются:

- способность работать с большим кругом людей;

- умение брать ответственность на себя за выполнение важных задач;

- стремление к достижению больших целей;

- опыт руководства коллективом;

- большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.

Ордуэй Тид – американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем называет 5 характеристик эффективного руководителя:

1) физическая и нервная нагрузка. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому руководитель должен обладать более чем средним запасом энергии;

2) сознание цели и направления. Цель должна вдохновлять подчиненных на ее достижение;

3) энтузиазм. Настоящие руководители воспринимают себя как бы одержимыми некоей силой. Этот внутренний энтузиазм каким-то образом трансформируется во властные распоряжения и другие формы влияния;

4) вежливость и обаяние. Для руководителя лучше, если его любят, а не боятся. Ему необходимо уважение ведомых для того, чтобы оказывать на них реальное влияние;

5) порядочность. Руководителю необходимо заслужить доверие подчиненных.

Вудкок М. и Френсис Д. установили связь эффективного управления с такими качествами руководителя как:

· способность эффективно управлять собой;

· способность прояснять свои личные ценности;

· способность четко ставить цели;

· способность эффективно решать проблемы;

· способность к постоянному саморазвитию;

· способность творческого подхода к управлению;

· умение влиять на окружающих;

· понимание особенностей управленческого труда;

· способность эффективно руководить;

· способность обучать;

· способность находить групповую работу.

На наш взгляд, интересна квалификационная модель руководителя «Трижды семь», разработанная Я.В.Михайловым. Она содержит три уровня важнейших требований, каждый включает семь позиций.

1 уровень – требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Включают качества руководителя, без которых невозможен успех работы.

1.1. Понимание людей: психологическая интуиция, психологический такт, коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.

1.2. Качества лидера: способность понять, высказать и отстоять интересы людей, желание брать ответственность на себя, способность неформально влиять на окружающих.

1.3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике.

1.4. Компетентность.

1.5. Способность предвидеть развитие событий.

1.6. Умение ставить цели.

1.7. Способность организовать взаимодействие и наладитьоптимальный контроль.

2 уровень – сервисные основные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям.

2.1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой.

2.2. Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворению, успокоенности.

2.3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении цели.

2.4. Владение стратегией эффективного мышления.

2.5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.

2.6. Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе.

2.7. Здоровье физическое и психологическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру.

3 уровень – сервисные дополнительные требования (обладают наименьшей значимостью).

3.1. Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределять силы.

3.2. Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнение других.

3.3. Гибкость, понимаемая как способность быстро перестраиваться, отказаться от неэффективности стратегии и тактики;

3.4. Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях;

3.5. Способность находить необходимую информацию;

3.6. Знание технических возможностей современной оргтехники;

3.7. Способность коротко и ясно говорить о деле.

Контрольные вопросы

Наши рекомендации