Производство и потребление. Маркетинг
۩Производство― источник экономических благ, основа жизнеобеспечения
Из естествознания и биологии хорошо известно, что в основе жизни, в том числе человека, лежит обмен веществ. Чтобы он происходил, людям нужна пища, нужна энергия. Животные ищут и находят то, что необходимо им для существования в природе и окружающей среде. Человек призван не находить готовое, а создавать, добывать, творить условия своего существования. Именно об этом нам говорит эволюция производства как общественного и непрерывного процесса, которое, постоянно повторяясь на новом качественном уровне, в своем историческом развитии прошло три этапа:
I этап. На заре цивилизации (в дотоварном производстве в условиях натурального хозяйства, где производитель и потребитель были в одном лице, а целью производства было потребление) основным способом получения человеком благявлялся их поиск в окружающей природной среде. Хозяйственная деятельность, осуществляемая на этой основе, называлась добывающей (или собирающей) экономикой.
II этап. С течением времени блага, которые не могли быть дарованы природой человеку, стали в массовом порядке создаваться на многочисленных мануфактурах, фабриках и заводах, поэтому целесообразную деятельность человека по созданию необходимых ему благ именуют производством, а хозяйство данного типа ― производящей экономикой.
III этап. Современное хозяйство принято называть воспроизводящей экономикой, поскольку непрерывно воспроизводится логическая цепочка связей «потребность → благо → производство», с одной стороны, и цикл «производство → распределение → обмен → потребление», с другой.
Воспроизводство― 1) непрерывно повторяющийся процесс производства, который может быть а) простым, б) убывающим, или суженым и в) расширенным;
2) воссоздание израсходованных факторов производства посредством их последующего производства.
Производство какодна из стадий воспроизводственного цикла представляет собой процесс непосредственного создания разных видов экономических продуктов.
Распределение как одна из стадий воспроизводственного цикла предполагает не только распределение результатов производства, но и ресурсов, точнее ― факторов производства. В этом смысле распределение зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.
Обмен как одна из стадий воспроизводственного цикла состоит в том, что одно лицо передает другому лицу экономический продукт, получая взамен деньги либо другой экономический продукт.
Потребление как одна из стадий воспроизводственного цикла заключается в использовании, употреблении, применении продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление― расходование, использование ресурсов/факторов производства в процессе производства и непроизводственное, конечноепотребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей.
Из сказанного вытекает, что производство есть процесс использования рабочей силы (способности человека к труду), оборудования, природных ресурсов и материалов с целью изготовления определенных товаров и услуг.
Производство насквозь пронизывает экономику потому, что для обеспечения жизни необходимо производить огромное количество видов конечной продукции, непосредственно потребляемой, используемой людьми в виде пищи, одежды, жилья, культурных ценностей, средств транспорта и связи, зданий, сооружений, машин. Но для производства конечной продукции надо предварительно произвести промежуточную продукцию: чтобы создать машину, нужны станки, металл, пластмасса. Чтобы получить металл и пластмассу, надо добыть сырье, руду, выработать энергию. И еще необходимо иметь проекты, технологию. Словом, нужна целая цепь производства от добычи исходного сырья до выпуска готовой продукции. Отсюда и возникает колоссальное множество разнообразных взаимосвязанных производств, которые именуют единым понятием «производство».
На вопрос, что производится, нам отвечает структураэкономики, производства, потребления, капитала, цен― разделение экономики, экономического объекта или экономической категории на составные части по определенным признакам, установление взаимосвязи между этими составными частями; состав, строение экономического объекта. В частности, при анализе структуры производствамы можем узнать, какую долю выпускаемой продукции составляют средства производства и предметы потребления. В зависимости от той или иной экономической системы хозяйства мы будем иметь разные структуры производства: 1) экономика, ориентированная на удовлетворение конечных потребностей людей, производит в большем количестве потребительские товары и услуги. В центре ее внимания ― жилье, предметы обихода, культурные ценности, образование, здравоохрание, инфраструктура отдыха. Но, конечно, и при такой структуре экономики не обойтись без значительной доли производства, прежде всего, оборудования, необходимого для выпуска товаров народного потребления, оказания услуг; 2) в централизованной, командной экономике экономика в значительной степени ориентирована на производство средств производства в целях наращивания чисто объемного потенциала. Как следствие, производство социально значимых товаров и услуг при этом финансируется «по остаточному принципу»; 3)в милитаризованной экономике значительную долю производства (до одной четверти, а то и выше) занимает производство вооружений.
Структура производства характеризуется также долей отдельных отраслей народного хозяйства страны в производстве. Такую структуру называют отраслевой. Если в стране преобладает промышленное производство, то ее называют индустриальной, если сельскохозяйственные отрасли ― аграрной.
Территориальная структура производства определяет, какие виды продукции и в каких долях производятся в отдельных регионах
И с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому:
1) производство― это процесс воздействия человека на различные предметы и силы природы для использования их с целью удовлетворения каких-либо потребностей;
2) при производстве человек, воздействуя на объекты природы, придает им форму, являющуюся пригодной для удовлетворения различных потребностей, поскольку неизменной функцией производства остается переработка природных веществ с целью непосредственного потребления либо для дальнейшей переработки.
Результатом всестороннего прогресса второй половины XX в. явилось существенное изменение производства в качественном отношении. Современное производство имеет следующие черты:
а) оно способно удовлетворить все основные потребности (в том числе, благодаря генно-модифицированным продуктам);
б) оно представляет собой два взаимосвязанных и дополняющих друг друга вида: материальное (занятое созданием вещественных богатств) и нематериальное (занятое созданием духовных, нравственных и других ценностей ― произведений искусства, научных трудов и др.);
в) оно органически включает особую сферу ― сферу услуг, доля которой в общественном производстве в постиндустриальном/информационном обществе составляет, как минимум, 45―55%.
NB!При производстве товаров и услуг используются различные технологии (см. комментарий ко 2-му вопросу экономики ― Как производить? ― в Теме 1.2). |
***
Основополагающим показателем эффективности общественного производства является показатель производительности труда (ПТ), под которым понимается плодотворность, эффективность деятельности людей в процессе создания материальных благ и услуг. NB!ПТ выражается количеством продукции, выпущенной в единицу времени или количеством времени, затраченном на производство одной единицы продукции. Повышение производительности труда можно определить как уменьшение количества затраченного труда на производство единицы товара и, следовательно, снижение стоимости последнего. При расчете показателя производительности труда на данном предприятии объем чистого, или конечного продукта делят в среднем на одного работника. В масштабе общества в целом производительность труда определяется как соотношение объема национального дохода (НД) к одному работнику, занятому в материальном производстве. Темпы роста производительности труда зависят от следующих основных факторов: 1) уровня квалификации работников; 2) степени развития науки и технологического применения ее достижений; 3) специализации, кооперирования и масштабов производства; 4) размера и эффективности технических средств; 5) природных условий. |
۩Материальное и духовное производство
Несомненно, что материальное производство, понимаемое как изготовление материальных предметов в виде пищи, одежды, обуви, жилья, машин, приборов, зданий и сооружений, играет огромную роль в экономике и составляет значительную часть всей экономической деятельности. Труд в сфере материального производства, будучи во многом физическим трудом, есть источник материальных благ, вещественного богатства, благосостояния людей.
Однако с позиций современной экономики, экономической науки сводить производство только к созданию и преобразованию материальных, вещественных предметов было бы крайне ограниченным, пожалуй, ошибочным. Ведь даже получение, преобразование, передача энергии уже не есть производство вещественной продукции. Однако, выработку тепла, электричества мы называем «энергопроизводством».
Совершенно правомерно и словосочетание «производство услуг», хотя и в обыденной речи, и в книгах многие предпочитают говорить и писать «оказание услуг». Напомним, что услуги есть вид деятельности, полезный эффект которой создает сама деятельность, изменяющая качество продукта. Услуги, за редким исключениям, не относят к сфере материального производства. Но ведь услуги реально существуют, обладают зримым эффектом, явно выраженной полезностью, требуют затрат времени и энергии.
Почему же не говорить и не считать, что услуги производятся? Ведь актеры производят сценическое действие, врачи производят лечение, операции, а учителя производят новые знания обучающихся. В то же время культуру, здравоохрание, образование было принято относить к сфере услуг и к непроизводственной сфере, в которой якобы ничего не производится. Конечно, производство услуг не следует понимать вульгарно, отождествляя его с изготовлением услуги из материала с помощью инструмента. Хотя многие услуги почты, транспорта, связи, бытовые услуги близки по характеру их выполнения к материальному производству.
Еще сложнее в рамках сложившихся привычек считать производством духовную, интеллектуальную деятельность, продуктом которой являются такие ценности как книги, картины, скульптуры, музыка, изобретения, научные открытия. Плод такого творчества ― произведения литературы, искусства, науки, по отношению к которым слово «производство» воспринимается как чуждое.
Однако, с экономических позиций создание духовных ценностей есть производство информации, ибо все тончайшие творения человеческого разума несут в себе, в конечном счете, информацию, воспринимаемую зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. Поэтому экономист, не умаляя и не принижая величие духовных ценностей, вправе считать их творение, создание «информационным, духовным, интеллектуальным производством».
Употребление термина «производство» в самом широком смысле слова, по отношению к созданию любого полезного, нужного творения, позволяет считать любой труд «производством ценностей, стоимостей».
И наконец, материальное производство, физический труд невозможны вне единства с духовным производством, умственным трудом. Ведь труд, как нам же известно, есть осознанная деятельность. Человек вначале творит, создает образ вещи, а уже затем ― производит саму вещь. Так что материальному производству заведомо предшествует неизбежное связанное с ним духовное, информационное производство.
۩Техника, технология, научно-технический прогресс
Мы уже знаем, что для обеспечения процесса производства необходимы ресурсы и факторы производства ― труд, капитал, земля, предпринимательские способности. Напомним, что к производственным ресурсам относятся: трудовые ресурсы, природные ресурсы, материальные ресурсы, капитальные ресурсы, состоящие их физического капитала и денежного капитала, информационные ресурсы. Особый вид производственного ресурса представляет время:рабочее время есть важнейший, к тому же невоспроизводимый ресурс, от характера расходования которого во многом зависит успех производства. При этом нужно помнить, что исчисленные в денежном выражении расходы производственных ресурсов при изготовлении, выпуске, создании определенных видов продукции, товаров, услуг, информации называют издержками производства, или себестоимостью. Издержки, то есть совокупные расходы в стоимостном выражении, делятся на постоянные, которые не зависят от объемов производства (например, расходы на эксплуатацию зданий, постоянные платежи, заработная плата менеджменту организации) и переменные, зависящие от масштабов производства, включая затраты на материалы, энергию, оплату труда, ремонт оборудования и др.
***
Про цены и ценообразование, которые порой существенно влияют на величину издержек производства, для адекватного экономического мышления необходимо знать следующее.
Цена ― денежное выражение стоимости.
Система цен ― это различные виды цен, существующие в рыночной экономике.
Элементами такой системы являются:
― Договорные цены. Это свободные рыночные цены. Договорными они называются потому, что они ― результат соглашения между покупателями и продавцами.
― Государственные цены. К ним относят цены, устанавливаемые государством на: а) продукцию предприятий-монополистов; б) базовые ресурсы для экономики данной страны; в) социально-значимые товары. Часть государственных цен могут быть жестко фиксируемы (их меньшинство) и регулируемыми с учетом изменения рыночной конъюнктуры (их большинство).
― Мировые цены. Это цены мирового рынка.
·
Цена ― многофакторное явление экономической жизни. К факторам, которые определяют уровень рыночной цены, следует относить: 1) издержки производства, которые делятся на постоянные (которые не зависят от объема произведенной продукции; например, арендная плата) и переменные (которые непосредственно зависят от объема произведенной продукции; например, фонд оплаты труда наемной рабочей силы); 2) потребительский спрос; 3) цены конкурентов; 4) целевую (стратегическую и тактическую) установку фирмы; 5) уровень мировых цен; 6) систему государственного регулирования цен; 7) систему продвижения товаров по торговой сети (логистика, маркетинг фирмы).
Ценообразование ― процесс установления и динамики цен на рыночные товары и услуги.
Процесс ценообразования проходит в соответствии с основными принципами: 1) цена товара должна быть выше его себестоимости; 2) цена определяется возможностями рынка; 3) реализация товара по данной цене должна принести за определенный период времени (а не за единицу продукции!) максимальную прибыль.
Существует три метода ценообразования, основанных на: а) издержках; б) изучении спроса; в) конкуренции.
Из названных ведущим является метод, основанный на издержках. В соответствии с ним цена определяется на основе подсчета (калькуляции):
· издержек производства товара (себестоимости), к которым добавляется
· (+) норматив прибыли данного предприятия: цена, установленная по этому методу должна возместить фирме валовые (общие) издержки производства и обеспечить прибыль.
· Часть издержек фирмы не связана напрямую с процессом производства товара. Это затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранения товаров. Такие издержки называются издержками обращения. Они входят в конечную стоимость товара, увеличивают ее.
· На основе подсчета издержек производства и обращения с добавлением величины планируемой прибыли определяется оптовая цена фирмы (предприятия).
· За пределами фирмы товар (услуга), совершая дальнейшее продвижение к потребителю через сеть торговых учреждений, постепенно растет в цене: каждое звено посредников в торговле добавляет к оптовой цене предприятия свою ценовую накидку.
· Кроме посредников, уровень розничных цен вырастает и за счет системы налогообложения, в частности ― за счет налога на добавленную стоимость и акцизных сборов.
Таков в общих чертах «путь» от себестоимости и оптовой цены предприятия до розничной цены ― цены, по которой товар продается или покупается в небольшом количестве, или поштучно.
На практике сказанное выглядит следующим образом.
Например, тариф на проезд автобусом по городу Верхняя Пышма имеет 8 составляющих (в % от стоимости одной поездки): 1) оплата труда работников ― 44,5%; 2) отчисления на заработную плату (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) ― 13,4%; 3) горюче-смазочные материалы ― 12,0%; 4) накладные (общепроизводственные) расходы (отопление, электроэнергия, ремонт зданий и сооружений, земельный налог и др.) ― 20,2%; 5) ремонт машин ― 3,5%; 6) амортизация ― 2,2%; 7) шины ― 0,75%; 8) прочие ― 3,5%. (Источник: Областная газета 7 августа 2012 г., С. 2)
А вот как выглядит структура издержек производства в легкой промышленности России: 1) амортизация основных средств ― 2,1%; 2) тепло-, энергозатраты ― 14% (в том числе природный газ ― 1,1%; электрическая энергия ― 4,8%; тепловая энергия ― 5,9%; вода ― 1,7%; другие виды топлива ― 0,5%); 3)затраты на оплату труда ― 20,3%; 4)единый социальный налог ― 4,7%; 5)сырье ― 53,8%; 6)прочие затраты ― 5,1%. (Источник: Мир новостей №50 3 декабря 2013 года. С. 24).
***
В то же время в производстве важно не только что производить и сколько производить, но и как производить, какие технические процессы применять.Другими словами, сейчас мы обратимся к интерпретации проблем, связанных с ответом на второй вопрос экономики: Как производить?
Затраты произведенных ресурсов, включая время, а также количество производимого продукта зависят первоочередным образом от используемой техники и технологии.
Под техникойили техническими средствамив экономике понимаются виды применяемых в производстве машин, оборудования, приборов, инструментов и их технические характеристики: вес, габариты, скорость, грузоподъемность, производительность, расход топлива и энергии, надежность, точность.
Технология― это виды технологических процессов, способы преобразования, обработки материалов, используемых в производстве, при получении готового продукта.
Техника и технология самым существенным образом зависят друг от друга и подвержены взаимному влиянию. Чтобы применить определенную технологию, нужна соответствующая ей техника. Вряд ли кому удастся прокатка рельс, не имея прокатного стана, сварить мясо за двадцать минут без скороварки или построить современные небоскребы, не используя подъемные краны. А если даже удастся с помощью изощрений, то качество окажется не тем и затраты времени и труда будут огромными.
Техника и технология непрерывно совершенствуются. Неоценимую помощь при этом оказывает наука. Двигаясь по ней, научные идеи проходят экспериментальную проверку, воплощаясь затем в научно-исследовательские разработки, технические проекты и технологическую документацию, опытные установки, на финише достигают производства и преобразуют его облик. В итоге производство оснащается новыми видами машин и оборудования, использует более прогрессивные материалы, применяет эффективные технологические процессы. Выигрывает в конечном счете потребитель, который получает более разнообразные качественные товары, продукцию, услуги.
Проникновение, продвижение научных достижений в технику и технологию, преобразование на их основе производственных процессов, освоение производства новых видов материалов, энергии, машин, товаров, услуг называют научно-техническим прогрессом (НТП).Как следует из этого определения, НТП ― очень емкое понятие, впитывающее, вбирающее в себя научные исследования, проектно-конструкторские и технологические разработки, опытное производство, выпуск новых видов продукции.
Научно-технические новшества иногда называют инновациями. Государство, предприятия, предприниматели, заинтересованные в инновациях, вкладывают в них значительные денежные капиталы. Такие капиталовложения именуются инвестициями в инновациями.
НТП ― основа и предпосылка прогресса экономического, производственного. В первую очередь от него зависит эффективность производства.Затраты на единицу выпускаемой продукции, производительность труда тесным образом связаны с применением прогрессивного оборудования, механизацией и автоматизацией производства, безотходными технологиями, научной организацией труда (НОТ) всего трудового процесса. Расход материалов на единицу продукции или, как говорят экономисты, материалоемкость будет тем меньше, чем совершеннее технология. Наконец, производительность оборудования, основных фондов может быть повышена путем применения более прогрессивных машин и механизмов.
А так как эффективность производства тем выше, чем меньше живого труда, рабочего времени, материалов, энергии, словом, всех видов производственных ресурсов, которые затрачиваются на выпуск единицы продукции, то НТП и есть главный рычаг роста эффективности.
С другой стороны, высокое качество продукции, ее соответствие современным вкусам, запросам, требованиям потребителя и стандартам качества во многом зависят от НТП. Без применения оборудования и технологий, отвечающих последнему слову науки и техники, не достичь и высшего качества производимых товаров.
Из сказанного следует, что там, где качество и эффективность производства и производимой продукции важны для производителей и потребителей, стремление к НТП неизбежно. Чаще всего такие условия наблюдаются в рыночной, конкурентной экономике, где производитель, не ценящий прогресс в технике и технологии, пренебрегающий им, может потерять место на рынке, а заодно и потребителя. Если же в экономике нет конкуренции между производителями, любой товар идет в ход и даже дефицитен, интерес к НТП падает: зачем нужны технический прогресс и качество, когда любая продукция и так легко сбывается на дефицитном рынке нетребовательному потребителю.
Говоря о достоинствах НТП, следует видеть и его теневые стороны: а) такой прогресс очень дорог, связан с огромной затратой средств на содержание научных, проектных, конструкторских, технологических организаций, опытного производства, испытательных центров, полигонов; б) весьма часто НТП вредно влияет на окружающую среду, природу: эффективные в производственном смысле машины и технологии способны загрязнять среду вредными выбросами, отходами, губительно воздействующими на естественную природу.
۩Как согласуются между собой производство и потребление
Ранее в этой теме отмечалась связь между производством и потреблением как смежными стадиями, звеньями единого воспроизводственного процесса. Мы говорили, что потребности, запросы потребителя стимулируют производство и, с другой стороны, производство, создавая новые ценности, блага, оказывает влияние на потребление.
Но хорошо известно, что объемы производства, количество производимой продукции ограничены производственными ресурсами, которые потому и называются экономическими, что они редки, то есть их имеющееся количество не соответствует требуемому и необходимому объему для удовлетворения производственных потребностей общества. А потребности людей, в свою очередь, характеризуются безграничностью и неутолимостью полностью. Как же при такой объективной ситуации согласовать между собой производство и потребление?
Прежде всего надо усвоить непреложную истину: «Нельзя потребить больше, чем произведено, получено». Существует, как все прекрасно знают, закон сохранения вещества. И никому не дано его нарушить. Это только в притче о деяниях Иисуса Христа рассказывается, как он накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, да при еще этом осталось пять коробов. Но сотворить такое чудо доступно лишь Богу. Что же касается людей, то они могут потребить ровно столько, сколько произвели и запасли. Конечно, еще есть импорт, поставки из-за рубежа, однако им нельзя накормить, одеть, обуть народ целой страны, тем более такой огромной как Россия.
Так что главным регулятором и ограничителем объема и структуры потребления служит производство. Чтобы больше потреблять нужно больше производить, ― другого пути нет. Если же производство падает, снижается, то неумолимо уменьшается и потребление. Никакими заклинаниями, протестами, просьбами, забастовками здесь не поможешь, ― надо наращивать производство. Использование запасов и импорта может помочь беде только временно, способно ослабить спад потребления, но решающее слово все равно останется за производством.
Многие люди вследствие недостаточной экономической грамотности склонны считать, что объем потребления зависит только от доходов и цен. Чем, мол, выше доходы, заработная плата и ниже цены, тем больше объем потребления товаров. Это кажущийся эффект, иллюзия. Конечно, если у одного человека много денег, и он имеет возможность купить товар по низкой цене, то и потребить такой человек способен больше. Но тогда кому-то другому заведомо достанется меньше: общий объем потребления никак не может быть больше количества производимых товаров!!!
Рассмотрим простой иллюстративный пример, подтверждающий высказанную мысль. В России примерно 150 миллионов жителей. Общий годовой объем производства мяса за год составляет, скажем, 4,5 миллиона тонн. Значит, в расчете на каждого человека производится 30 кг мяса в год, или 2,5 кг в месяц. Это и есть объем среднедушевого потребления вне зависимости от того, каковы доходы населения и цены на мясо (вспомните специфический метод экономического познания― правило «при прочих равных условиях»!).
Что произойдет, если человек с большими доходами или по низким ценам купит не 2,5, а 5 кг мяса в месяц? Только то, что кому-то другому вообще не достанется мяса. Можно ли увеличить потребление мяса, повышая заработную плату, пенсию или снижая цены на мясо? Нет, нельзя! Оно буде все равно находиться на том же уровне до тех пор, пока мы будем производить его только 4,5 миллиона тонн в год. Давайте будем производить 9 миллионов тонн в год и тогда можно потреблять вдвое больше.
۩Виды и формы потребления
Кем и каким образом потребляются создаваемые производством продукция, товары, услуги, информация? Частично ответ на этот вопрос содержался в предыдущем материале, рассказывающем о связи производства и потребления, о воспроизводственном цикле. Рассмотрим теперь несколько более подробно структуру потребления.
Потреблениев широком смысле этого слова есть применение, использование, употребление любого экономического продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.
Целесообразно различать, по крайней мере, три уровня потребления.
Личное и семейное потреблениеотносятся преимущественным образом к потреблению продуктов питания, одежды, обуви, жилья, личного транспорта, предметов хозяйственного обихода и домашнего пользования, бытовых услуг, предметов культурного назначения, духовных ценностей, знаний. Все это потребляется людьми, семьями для удовлетворения их жизненных, домашних потребностей.
Производственное потреблениена предприятиях, в организациях, в предпринимательской, трудовой деятельности людей представляет, как уже упоминалось, использование сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, информации, знаний, духовных ценностей, средств производства, зданий, сооружений в ходе осуществления производства.
Общественное потреблениеозначает использование материальных и духовных ценностей в целях удовлетворения государственных, общественных потребностей в обороне, защите и восстановлении окружающей среды, охране порядка и безопасности людей, управления, судопроизводстве, охране здоровья, образовании, науке, культуре и искусстве, физической культуре и спорте, отдыхе, внешних связях, международных контактах.
Принято различать конечное и промежуточное потребление. Под конечным потреблениемпонимается потребление завершенного производством продукта, полностью прошедшего производственный процесс и используемого в соответствии с его конечным назначением. К продукции конечного потребления относится готовая продукциявне зависимости от ее назначения: это и дом, и трактор, и костюм, и стол, и сапоги, и мороженое. Промежуточнымсчитается потребление, использование незавершенного производством продукта, еще находящегося в стадии производства. Как ясно из предыдущего, промежуточным является производственное потребление в той его части, в которой оно использует материалы, сырье, полуфабрикаты, информацию, интеллектуальный продукт, подвергающиеся дальнейшему производственному воздействию.
NB!Именно промежуточное потребление является причиной расчета валового внутреннего продукта (ВВП) методом добавленной стоимости (наравне с методами «по доходам» и «по расходам»), основная цель которого связана с исключением двойного счета из денежной оценки всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. |
Все, что создается, производится в экономике страны в течение одного года можно разделить на две части: потребление и накопление. Накопление― это будущее потребление, то есть средства, капитал, которые необходимо затратить, чтобы обеспечить возможность потребления в будущие периоды. Сказанное отражается в таком макроэкономическом показателе, как валовой национальный продукт (ВНП) ― совокупность конечного продукта, произведенного только национальными фирмами как внутри страны, так и за рубежом. Обычно примерно 80% ВНП используется на потребление, а 20% ― на накопление. Однако, в зависимости от экономической ситуации и стратегии государства соотношение между накоплением и потреблением может меняться.
Объем и структура личного, семейного потребления, каждого отдельного человека, семьи зависит от доходов (бюджетного ограничения), цен и распределения доходов на потребление и сбережения. Что же касается общего, суммарного потребления всех семей и граждан, то оно диктуется, как мы уже хорошо знаем, объемов производства и импорта потребительских товаров и услуг, попадающих в сферу потребления.
Величина и структура производственного потребления определяется менеджерами, управляющими предприятием в соответствии с принятой производственной программой и применяемой технологией.
Масштабы и каналы общественного потребления утверждаются в основанном при формировании государственного бюджета.
۩Рациональное потребление
Из предыдущего изложения ясно, что потребление ограничено возможностями производства, ибо нельзя потребить больше чем произведено. С другой стороны, чтобы потреблять товар, надо его приобрести, затратив на это деньги. Наличие денежных средств служит, таким образом, еще одним ограничителем потребления.
Вместе с тем, хотя для потребления необходимо наличие товара и наличие денег, обычно у потребителей есть в определенной степени и то и другое. К тому же иногда помогают запасы, помощь извне, самопроизводство. Поэтому довольно часто возникает вопрос: «Что именно потреблять и в каком количестве, если есть возможность выбора, если можно регулировать потребление?»
На такой вопрос чаще всего нет единственного, заведомо правильного ответа, и во многом все зависит от желания, вкусов, предпочтений потребителя. Вместе с тем, есть и общие положения, рекомендации, которыми можно руководствоваться, чтобы потребление было рациональным, продуманным. Весьма часто мы слышим такие рекомендации в форме советов: чем питаться, во что одеваться, какие предметы использовать в быту, какие машины и материалы при менять в производстве, что читать, что смотреть в театре, кино, по телевизору. Во многом рациональное потребление диктуют обычаи, вкусы, мода, привычки.
Постараемся подойти к рассматриваемой проблеме с научных позиций.
Потребление прежде всего предопределяется потребностями. Потребностьесть объективная, определяемая социальными, экономическими, биологическими, технологическими условиями необходимость в потреблении определенного количества экономического продукта данного вида с заданными свойствами, качеством.
Например, в силу биологических условий человек испытывает необходимость ежедневно потреблять примерно литр пресной воды. Это и есть биологическая потребность человека в воде. Чтобы сшить костюм, надо израсходовать два метра ткани. Это и есть технологическая потребность производства ткани. Чтобы приобрести автомобиль, надо затратить 500 000 руб., что представляет экономическую потребность в деньгах.
Существует огромное множество самых разнообразных потребностей человека, семьи, социальных групп, предпринимателей, предприятий, поселений, городов, регионов, населения, государства, страны. Что же можно сказать о них, чтобы сказанное способствовало выработке рационального подходов к потреблению?
Прежде всего, потребности должны быть структурированы, расставлены, образно говоря, «по полочкам».
Так, применительно к человеку, семье необходимо выделять потребности в питании, то есть в отдельных продуктах питания, в одежде ― верхней, белье, чулочно-носочных изделиях, головных уборах, ― в обуви ― зимней и летней, ― в предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, в жилье, услугах, духовных ценностях, коммуникациях, средствах общения.
Производственные потребности делятся, как уже упоминалось, на потребности в разных видах производствен