Достоинства и недостатки малого предпринимательства
Достоинства | Недостатки |
1. Более мобильны, быстрее и с меньшими затратами реагируют на рыночные изменения, обновление товаров и услуг, технологические процессы; 2. Не требуются крупные инвестиции. 3. Низкая себестоимость продукции. 4. Небольшой аппарат управления. 5. При единоличном владении собственник сам себе хозяин и владелец прибыли | 1. Большая вероятность риска, неудач, банкротства. 2. Ограниченность капитала и возможностей привлечения дополнительных средств. 3. Очень зависят от колебаний рынка. 4. Отсутствие квалифицированных управляющих. 5. При единоличном владении все проблемы ложатся на плечи собственника |
•
Для России, осуществляющей переход к рыночной экономике, создание сектора малого предпринимательства является одной из институциональных основ социальной трансформации общества.
Малое предпринимательство позволяет решить следующие социально-экономические проблемы экономического роста и развития государства и общества:
· формирование конкурентных, цивилизованных отношений, способствующих удовлетворению потребностей населения и общества;
· придание экономике гибкости, мобильности, маневренности;
· привлечение личных средств населения к развитию производства, ибо партнеры в малых предприятиях вкладывают свой капитал в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных фирмах;
· создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
· изобретение новых товаров и/или повышение качества товаров, услуг, работ и культуры обслуживания;
· эффективное привлечение самостоятельных, инициативных, талантливых, умных людей, раскрытие их творческого потенциала, позволяющее реализовать активность и трудоспособность огромного числа населения;
· создание основ демократии и гражданского общества через формирование «рыночной» общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения как альтернативы люмпенской психологии и социальному иждивенчеству;
· развитие различных видов ремесел, народных промыслов;
· вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, на которых крупное производство накладывает определенные ограничения (домохозяйства, инвалиды, пенсионеры, обучающиеся);
· формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий; активизация НТП, так как объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
· содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов путем освоения и использования местных источников сырья и отходов крупного производства; содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
· высвобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет аренды и выкупа.
При этом можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства в России:
· сложная экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность;
· ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке в связи с недостатками свободных финансовых средств предприятий и падений реальных доходов населения;
· вялая инвестиционная активность, отсутствие перетока средств из финансового в реальный сектор экономики, ужесточение требований к обеспечению кредитов со стороны финансовых организаций, крайне низкая эффективность инвестиций;
· неконкурентоспособность продукции отечественного производства в условиях растущего давления со стороны импортных товаров;
· относительно низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой этики, хозяйственной культуры в малом бизнесе;
· негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
· неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях; слабость механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
·
К формам поддержки государством малого предпринимательства относится: а) создание специальных фондов финансирования; б) льготное кредитование; в) особо льготные условия налогообложения; г) консультации специализированных организаций.
·
Важным экономическим условием становления малого предпринимательства, которое в основном зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:
· рынок капитала (сейчас он находится в зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов и общеэкономической конъюнктуры);
· рынок труда (сейчас он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения);
· рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты движимости (он законодательно недостаточно отрегулирован, слабо ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован и в значительной степени коррумпирован).
۩Бизнес-планирование
NB!Изучение данного раздела пособия имеет для обучающихся особое, прикладноезначение:трансформация теории в практикунаписания и защиты бизнес-плана является одной из форм (наравне с зачетом) итоговой отчетности по окончанию элективного курса. Напомним:по выбору обучающихся они защищают бизнес-план для следующих видов работ: 1) ремонт Вашей квартиры; 2) совершенствование учебно-материальной базы в стенах СУНЦ УрФУ; 3) совершенствование инфраструктуры СУНЦ УрФУ. |
Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур.
В истории человечества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции – планирования.
В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Планирование― это определение цели, или образа желаемого будущего развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действий различной степени детализации на ближайшую и более отдаленную перспективу.
Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуются предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия (фирмам).
Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана ― реакция на предвидение и запланированные явления.
Оптимальным вариантом таких решений является новая прогрессивная форма ― бизнес-план.
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов: 1) понимания общего состояния дел на данный момент; 2) представление того уровня, который вы собираетесь достичь; 3) содержательное и структурное планирование процесса перехода от одного состояния в другое (например, из режима функционирования в режим развития).
Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Бизнес-план― план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия (фирмы), анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и, определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?».
В теории и практике менеджмента с 60-х годов XX века приоритетным стала проектная форма разработки и принятия решений. Обращение к методологии проектной форме деятельности нам необходимо потому, что в свернутом виде именно она представляет собой алгоритм составления бизнес-плана:
1 ― принятие решения о создании нового предприятия (фирмы) или внедрения мероприятий по совершенствованию действующего их производства;
2 ― анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного;
3 ― выбор вида деятельности (товара) или услуги, производство которых будет являться целью задуманного проекта;
4 ― исследование возможного рынка сбыта;
5 ― составление прогноза объемов сбыта (для первого года – помесячно, для второго – поквартально);
6 ― выбор места осуществления коммерческой или производственной деятельности;
7 ― разработка плана производства;
8 ― разработка плана маркетинга;
9 – разработка организационного плана;
10― разработка юридической схемы будущей коммерческой или производственной деятельности;
11― решение вопросов бухгалтерского учета;
12 ― решение вопросов страхования;
13 ― разработка финансового плана;
14 ― написание резюме к бизнес-плану.
Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия (фирмы), которая синтезирует в себе как наработки традиционного планирования, так и современной технологии управления проектами применительно к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкуренции, маркетингу, менеджменту, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижения безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потребителя и др.
Структурными разделами бизнес-планаявляются:
а) титульный лист;
б) краткое изложение (резюме);
в) анализ конъюнктуры рынка;
г) описание предприятия (фирмы);
д) маркетинг и сбыт;
е) продукты (услуги);
ж) операции;
з) руководство и собственность (в том числе организационно-правовая форма, закрепленная в Уставе фирмы);
и) источники и направления финансирования;
к) финансовый план. При разработке финансового плана необходимо скрупулезно просчитать денежные затраты на каждую бизнес-операцию, ориентируясь на следующую формулу: Дз = Др + Дм + До + Ди + Ду + Двн + Дс,
где: Дз ― общие денежные затраты; Др ― заработная плата наемным работникам; Дм ― денежные средства на приобретение материальных ресурсов; До ― денежные затраты на приобретение или аренду основных производственных фондов; Ди ― затраты на собственно информацию и информационные услуги; Ду ― оплата за работы и услуги (строительные работы, охрана, погрузка и разгрузка, ремонт, услуги связи, интеллектуальные услуги, консультации); Двн ― внутренние затраты на оплату собственных ресурсов предпринимателя в виде его рабочей силы, материалов, основных фондов, денежных средств, информации; Дс ― процент за ссуду. В самом финансовом плане необходимо спрогнозировать и ожидаемую прибыль (Пр) по формуле:
Пр = Дт ― Дз,
где Дт ― ожидаемая сумма выручки за проданный товар или услуги; Дз ― денежные затраты (себестоимость) на производство товара или услуги;
л) приложения.
•
Практическая значимость бизнес-плана определяется возможностью ответить на три основных вопроса экономики:
1. когда? (когда необходимо привлечь деньги; когда происходит смена собственника или создается новая фирма; когда происходят значительные изменения в организации производства фирмы; когда воздействие внешней среды создает новые угрозы деятельности фирмы и стоит ли задача адаптироваться, превратив угрозы в возможности?);
2. для кого? (для собственника, менеджеров или кредиторов);
3. зачем?
3.1. для собственника, чтобы стратегически планировать, давать оценку возможностям, формулировать и отслеживать выполнение целей и задач, а также определять потребность в финансах (деньгах);
3.2. для менеджеров, чтобы уяснить идеологию фирмы, сформировать команды, увидеть дополнительные возможности получения денег и производить практический анализ текущей деятельности;
3.3. для кредиторов, чтобы иметь возможность оценить качество управления, ликвидность и риски фирмы.
۩Как и с чего начинается бизнес
В данном параграфе мы остановимся на кратком описании путей, ведущих к собственному предпринимательству.
Прежде всего, необходимо убедиться в том, что вы можете стать хорошим бизнесменом, обладаете необходимыми для этого наклонностями, способностями, упорством, инициативой. Потенциально бизнесменом способен стать каждый, для того не нужны особые природные таланты, врожденный дар, которые предоставляют дополнительные возможности и шансы.
Но далеко не всем следует овладевать искусством бизнеса и становиться бизнесменом. Если человек по своей природе, по характеру, наклонностям, убеждениям, наследственности недостаточно активен, мобилен, динамичен, ему не следует увлекаться бизнесом. Если вы не обладаете выдержкой, высокой работоспособностью, умением не только выигрывать, но и проигрывать, если вы тяготеете к спокойной, размеренной жизни и вам не свойственно идти на риск ― не ходите в бизнес. Итак, бизнес должен начинаться с самопознания, установления своей психологической предрасположенности к этой деятельности.
Коль бизнес хоть в какой-то степени ваш удел, надлежит выбрать вид предпринимательства, которым целесообразно заняться. Здесь важны не только ваши способности, но и знания, хоть небольшой опыт или возможность его приобрести, а также источники ресурсного обеспечения. Солидные бизнесмены, рассчитывающие на большой успех и прилагающие для этого немалые усилия, тяготеют к производственному предпринимательству, а любители более острых, но, увы, менее устойчивых результатов ― к коммерческому и финансовому бизнесу. Те же, кто не желает непосредственно иметь дело с производством и торговлей, идут в посредники, брокеры, маклеры. Всякому, как говориться, свой удел, но выбор надо сделать с умом, чтобы затем не разочароваться.
Избрав тот или иной вид бизнеса, в особенности когда речь идет о производственном и коммерческом, надо продвинуться в воем выборе еще дальше и установить виды товаров и услуг, которые станут объектом, предметом вашей деятельности. Естественно, этодолжны быть товары, которые, во-первых, вы способны получить, произвести, во-вторых ― обладающие спросом, и, в-третьих ― приносящие прибыль.
Далее будущему предпринимателю надлежит определить, будет ли он выступать как физическое лицо, заниматься индивидуальным бизнесом или оформит свою деятельность как юридическое лицо, то есть зарегистрирует предприятие с определенным названием, откроет расчетный счет в банке. Чтобы зарегистрировать, оформить предприятие, нужны учредители в виде физических или юридических лиц, в число которых может входить и сам предприниматель. С учредителями заключается учредительный договор. Деятельность официально зарегистрированного предприятия регламентируется его Уставом.
Прежде чем создать и зарегистрировать предприятие, официально открыть свое дело, надо выбрать организационно-правовую формупредприятия.
Прежде чем обратиться к современным смыслам данного понятия, вспомним, что вместе со становлением капиталистических отношений вообще, и в России, в частности, происходила и эволюция организационных форм предприятий: от мануфактуры через фабрики к заводам.
Мануфактура(от лат. manus ― «рука» и facere ― «делать) ― мануфактурное производство, чаще всего встречающееся в западноевропейских странах в XVI―XVIII вв. и в России в XVII― начале XX вв., ― способ производства, а также тип предприятий, главными характеристиками которых являются разделение и кооперация труда, однако сохранены ручной труд, ремесленничество, низок уровень применения машин и оборудования.
Фабрика― предприятие промышленности, использующее машины. Фабрики заменили мануфактуры. Возникла в Англии в XIX в. Сначала механизировали процесс хлопкопрядения. Поскольку пряжи стало больше, срочно потребовался механический ткацкий станок, который был изобретен в 1785 г. Э. Картрайтом. Более 30 лет шло внедрение в производство нового станка, который заменял 40 ткачей.
В России издавна так назывались предприятия легкой и пищевой промышленности.
Завод― сооружение, возведенное с целью изготовления какой-либо продукции, ее реализации и получения прибыли от этой деятельности.
Продукция, производимая заводом, может быть разнообразной. Это могут быть продукты питания, строительные и железобетонные изделия, предметы обихода, легковой и грузовой транспорт, химическая продукция и т.д.
В целях экономии денежных средств заводы обычно располагаются вблизи водных, энергетических и сырьевых источников. На заводах основную деятельность осуществляют рабочие и машины. Административный аппарат призван регулировать и контролировать деятельность рабочих и осуществлять управление. «Рождение» заводов в России относится к концу XIX в.
***
Сегодня под организационно-правовой формой собственности понимаетсявид и способ структурного построения фирмы (предприятия, учреждения, фонда и т.п.), предусмотренные законами и другими правовыми актами страны, в частности ― Гражданским кодексом. Зависит от: а) формы собственности, б) меры ответственности владельцев (собственников), в) путей формирования капитала, г) характера соединения и соподчинения составных его частей.
Например, различие обществ и товариществ заключается в том, что товарищества рассматриваются законом как объединение лиц, а общество ― в качестве объединения капиталов. Объединение лиц, помимо имущественных вкладов, предполагает непосредственное личное участие в делах товарищества. Поскольку речь идет о предпринимательской деятельности, член товарищества должен иметь статус индивидуального предпринимателя. Следовательно, предприниматель может быть участником только одного товарищества.
В отличие от этого общество как объединение капиталов не предполагает личного участия в предпринимательской деятельности, поэтому допускается, во-первых, одновременное участие в нескольких обществах, во-вторых, участие в них любых лиц, а не только профессиональных предпринимателей. Кроме того, участники товариществ несут неограниченную ответственность по долгам всем своим имуществом, тогда как в обществах участники вообще не отвечают по долгам, а несут только риск убытков.
Как правило, формы собственности устанавливаются в рамках правого режима.
Существуют два основных правовых режима ― режим частной собственности и режим государственной (или общественной) собственности. Им соответствуют и две основные формы собственности:
― частная собственность(отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем пучком правомочий или несколькими правомочиями);
― государственная собственность(всеми или частью правомочий обладает исключительно государство). Чем большая доля благ находится в государственной собственности, тем ближе такая экономическая система к иерархии.
Существуют промежуточные сочетания ― смешанные формы собственности, что связано с понятием смешанной экономики. У смешанной экономики два основных системообразующих признака: 1) в ней присутствуют в определенном сочетании обе формы собственности ― государственная и частная; 2) соответственно, в ней существуют два вида координации экономических агентов ― рыночная координация и иерархическая, вертикальная координация.
Согласно части первой (статьи 66―123) Гражданского кодекса РФ (на 1 сентября 2014 г.) на территории России разрешены следующие организационно-правовые формы:
1) для коммерческих корпоративных организаций ― хозяйственные товарищества или общества; товарищество на вере (коммандитное товарищество); крестьянское (фермерское) хозяйство; общество с ограниченной ответственностью (ООО); акционерное общество (АО); производственный кооператив;
2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
3) для некоммерческих корпоративных организаций ― потребительский кооператив; общественная организация; ассоциация (союз); товарищество собственников недвижимости (ТСН); казачье общество; община коренных малочисленных народов Российской Федерации;
4) для некоммерческих унитарных организаций ― фонд; учреждение (государственное учреждение и муниципальное учреждение); автономная некоммерческая организация; религиозная организация.
Из сказанного следует, что будущему бизнесмену при выборе организационно-правовой формы надо изучить правовые, юридические, экономические основы и особенности действия, функционирования разных организационных форм предпринимательства.
***
Не требует объяснения тот факт, что для становления и развертывания предпринимательства необходимы изначальные средства, стартовый капитал. Это факторы предпринимательской деятельности, средства предпринимательства, деньги. Поэтому и принято говорить, что предпринимательство в широком масштабе начинается с первоначального накопления капитала.
Таковы минимальные сведения о том, как и с чего начинать предпринимательство. Остальное ― дело рук самого предпринимателя.
۩Этика и мораль предпринимательства
Всем хорошо известно, что существуют веками выработанные правила и нормы поведения, отношения между людьми. Такие правила принято называть моральным кодексом. Культурные люди соблюдают также этикет, ведут себя в сооотвествии с понятиями о приличии, недопустимости порочащего их образа действий.
Однако, многие люди полагают, что правила и нормы поведения, приличия надо соблюдать только в быту, в семье и на виду у всех, в обществе. Что же касается производственных, служебных и тем более предпринимательских отношений, то они попадают в разряд чисто экономических, и к ним понятия морали, честности, порядочности, этики и этикета якобы не относятся. Такая точка зрения, позиция продиктована извращенным представлением о предпринимательстве, отнесением его к типу заведомо нечестных, «грязных» отношений.
Слов нет, среди предпринимателей, особенно новоявленных, ворвавшихся в мир экономической свобод, довольно часто встречаются люди, для которых ни религиозные, ни общечеловеческие законы чести и и морали не писаны. В погоне за длинным рублем или долларом, за сверхприбылью, за наживой они теряют и чувство меры и человеческого достоинства. Нечестность, ложь, обман, присвоение чужого, пренебрежение интересами других людей, зависть, алчность,, унижение ближних, стремление «утопить» соперника, неприкрытая корысть руководят делами и поступками таких людей, накладывают отпечаток на их поведение.
Надо знать и понимать, что эти черты не присущи бизнесу как таковому, а привнесены в него людьми сомнительного морального облика, которым, вообще говоря, не место в бизнесе. Существует и должно существовать честное предпринимательство, основанное на общечеловеческих ценностях, уважении людей, с которыми имеешь дело, на принципах высокой морали, на ряде запретов, нарушать которые никому не дозволено.
В современной цивилизованной экономике люди, не соблюдающие этики и морали предпринимательства, исключаются из круга бизнесменов, отторгаются бизнесом, лишаются возможности участвовать в нем.
Каковы же признаки, качества, свойства предпринимателей и предпринимательства, которые должны быть присущи его современным цивилизованным формам?
Это, прежде всего, честностьи вытекающие из нее доверие друг другу участников предпринимательских операций. Там, где в чести порядочность, предприниматели действуя без документов, подписей, передают друг другу «на слово» сотни тысяч рублей, долларов, евро. В частном предпринимательстве прибыль не добывается обманом.
Это, во-вторых, обязательность.То, что обещано, должно быть выполнено, исполнено любой ценой. Подлинный предприниматель не способен подвести компаньона, смежника, сорвать договор, контракт, не исполнить обязательства. В противном случае его поведение аморально.
Это, далее, ответственность. Настоящий предприниматель отвечает за свои поступки деньгами, имуществом. Если он виноват, то сам исправляет ошибки, компенсирует нанесенный ущерб, не стремясь списать свои грехи на других.
Это и уважительное отношение к другим людям, понимание их интересов, соблюдение этики деловых отношений, способствование успеху других, по крайней мере, в той степени, в которой вследствие этого не теряется успех собственный.
Это правовая культура, соблюдение законов, принятых норм, запретов, образно говоря, юридическая, правовая порядочность.
Это благотворительность, умение и желание делить свои доходы с той частью общества, которая нуждается в социальной поддержке и реабилитации, попросту говоря, в помощи.
Это сдержанность и умеренность,умение справиться с необузданными желаниями и устремлениями, видеть и соблюдать разумные пределы, подавлять в себе ненасытность.
Это, наконец, культура поведенияв самом непосредственном смысле слова, знание и соблюдение основных правил служебной, деловой этики и этикета.
Конечно, трудно надеяться, что каждый предприниматель будет в полной мере обладать всеми указанными качествами. Идеальных людей не бывает и какие-то отступления, отклонения, упущения неизбежны. Главное состоит в том, чтобы мера отклонения была невелика, чтобы отход от принципов этики, морали и этикета предпринимательства носил характер исключений.
Основные понятия:
Бизнес | Организационно-правовые признаки малого предпринимательства |
Бизнес-план | Предприниматели |
Благотворитель | Предпринимательство |
Богатство | Принципы предпринимательства |
Виды рисков | Риск |
Государственная собственность | Родовые черты предпринимательства |
Завод | Роль малого предпринимательства в решении социально-экономических проблем экономического роста и развития государства и общества |
Малые предприятия по назначению продукции | Субъекты предпринимательства |
Мануфактура | Традиционные малые предприятия |
Меценат | Фабрика |
Милосердец | Формы предпринимательства |
Объект предпринимательства | Функции предпринимательства |
Организационно-правовая форма собственности | Частная собственность |