Денежные доходы и расходы населения
В 2016 году объем денежных доходов населения сложился в размере 128 271 млн. рублей и увеличился на 4,8% по сравнению с 2015 годом. Среднедушевые денежные доходы населения республики за 2016 год увеличились по отношению к 2015 году на 4,3% и составили 23,6 тыс. рублей.
За 2015–2016 годы среднедушевые денежные доходы населения выросли на 7%, среднемесячная номинальная заработная плата – на 10,1%. В то же время снижение реальных денежных доходов населения составило 12%, реальной заработной платы – 10,4%. Причиной снижения является индекс потребительских цен, который за 2015–2016 годы достиг значения в 18,4%.
В текущем году наметилась тенденция роста реальных денежных доходов населения: в январе – на 13% по сравнению с январем предыдущего года, в январе-феврале – на 4,2%, в январе-марте – на 0,7%, в январе-апреле – на 0,3%, январе-мае – на 2,6%; снижение темпов падения реальной заработной платы: в январе – на 1,8% по отношению к январю 2016 года, в январе-апреле – на 1,2%, январе-мае – на 1,5%.
Учитывая это, а также снижение темпов инфляции, в 2017 году ожидается достижение значения реальных денежных доходов населения в 100%, в 2018 году прогнозируется по первому варианту прогноза - 100,2%, по второму варианту прогноза – 100,5%. К 2020 году рост реальных денежных доходов населения должен составить 101% по первому варианту прогноза, 101,8% – по второму варианту прогноза.
Также в прогноз заложен рост основных источников денежных доходов населения – оплаты труда, социальных выплат, других доходов. Необходимо отметить, что другие доходы, основная доля которых приходится на «скрытые» доходы, занимает более 40% в общей сумме денежных доходов населения (в 2015 году – 49,5%, в 2014 году – 44%), что свидетельствует о значительном теневом секторе в экономике республики. В кризисные годы рост теневого сектора только усиливается – так, рост других доходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 37,7%. В прогнозируемый период рост других доходов продолжится, но с постепенным снижением темпов. В целом прогнозируется рост денежных доходов населения с темпами 4–5% по всем вариантам прогноза.
Следствием снижения реальных денежных доходов населения стало увеличение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения – в 2015 году она составила 13,9%, тогда как в 2014 году – 11%. В 2016 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,6%, что на 0,3% меньше, чем в 2015 году. В прогнозируемый период численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократится и к 2020 году достигнет 12,9%.
В номинальном выражении в сфере оплаты труда населения наблюдалась положительная динамика. Рост среднемесячной номинальной заработной платы в 2015 году составил 105,5%, в 2016 году – 104,6%. По оценке 2017 года значение показателя должно составить 23 766,8 рубля с темпом роста к 2016 году – 102,8%. В прогнозируемый период рост среднемесячной номинальной заработной платы продолжится и к концу 2020 года достигнет 26 911,7 рублей, что на 16,5% больше, чем уровень 2016 года.
По показателю «Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)» прогнозируется рост с более высокими темпами, чем по показателю среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, а именно 105–105,6%%. К 2020 году среднемесячный доход от трудовой деятельности составит 25 226,2 рубля с темпом роста 105,6% к предыдущему году.
Оценка значений показателей среднемесячной номинальной заработной платы, фонда оплаты труда учитывают незначительный рост среднесписочной численности работников организаций, отсутствие индексации заработных плат категорий работников бюджетной сферы, не отмеченных в «майских указах» 2012 года. Прогноз на 2018–2020 годы составлен с учетом индексация заработных плат категорий работников бюджетной сферы, не отмеченных в «майских указах» 2012 года, которая предусмотрена в 2018 году в размере 4%. В 2019–2020 годах прогноз показателей учитывает прогнозируемую инфляцию.
Численность пенсионеров на 1 января 2017 года составила 126,8 тыс. человек. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения (453,4 тыс. человек на 1 января 2017 года) составляет 27,9% (в 2015 году – 27,8%).
На 1 января 2017 года размер средней пенсии в республике составил 15,9 тыс. рублей, что на 49,8% больше размера средней пенсии в 2015 году. Высокий темп роста является следствием единовременной денежной выплаты пенсионерам, проведенной в январе 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 гожа ФЗ № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию». К 2020 году средний размер назначенных пенсий прогнозируется на уровне 13,6 тыс. рублей по всем вариантам прогноза. Темпы роста в 2018 году составят 4,8% к 2017 году по двум вариантам прогноза, в 2019–2020 годах – 6,2% по двум вариантам прогноза.
В 2017 году ожидается достижение положительного значения реального размера назначенных пенсий. К 2020 году рост реального размера пенсий должен составить 102% по двум вариантам прогноза.
В 2017–2018 годах продолжится исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в том числе в части, касающейся повышения оплаты труда отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры). В 2019 году уровень заработной платы указанных категорий работников должен быть сохранен на уровне, достигнутом в 2018 году.
Основные меры по снижению уровня бедности населения в прогнозируемый период будут направлены на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь, на основе развития занятости населения, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и усилению мер социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми. Реализация данных мер осуществляется в рамках государственных программ Республики Адыгея «Социальная поддержка граждан» на 2014–2020 годы» (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 ноября 2013 года № 285) и государственной программы Республики Адыгея «Содействие занятости населения» на 2014–2020 годы (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 7 ноября 2013 года № 255).
Прогноз показателей денежных доходов и расходов населения
Республики Адыгея на 2018–2020 годы
млн. рублей
Наименование показателей | 2016 год предв. отчет | 2017 год оценка | 2018 год – прогноз | 2019 год – прогноз | 2020 год – прогноз | |||
1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | |||
Доходы – всего | 128271,0 | 133130,0 | 139990,0 | 140166,0 | 146790,0 | 146980,0 | 152747,0 | 153240,0 |
в том числе: | ||||||||
доходы от предпринимательской деятельности | 6927,0 | 7273,0 | 7564,0 | 7637,0 | 7904,0 | 8072,0 | 8299,0 | 8548,0 |
оплата труда | 29887,0 | 31382,0 | 33264,0 | 33577,0 | 34928,0 | 35593,0 | 36674,0 | 37728,0 |
социальные выплаты – всего | 25013,0 | 26010,0 | 27293,0 | 27405,0 | 28652,0 | 28889,0 | 30145,0 | 30447,0 |
из них: пенсии | 18599,0 | 19622,0 | 20603,0 | 20701,0 | 21634,0 | 21840,0 | 22780,0 | 23041,0 |
пособия и соцпомощь | 5722,0 | 6119,0 | 6412,0 | 6424,0 | 6733,0 | 6759,0 | 7069,0 | 7103,0 |
стипендии | 257,0 | 269,0 | 277,0 | 279,0 | 286,0 | 290,0 | 295,0 | 302,0 |
доходы от собственности | 2822,0 | 2935,0 | 3061,0 | 3067,0 | 3196,0 | 3208,0 | 3356,0 | 3375,0 |
другие доходы | 63622,0 | 65530,0 | 68808,0 | 68480,0 | 72110,0 | 71218,0 | 74273,0 | 73142,0 |
Реальные денежные доходы населения (в % к пред. году) | 97,9 | 100,0 | 100,2 | 100,5 | 100,5 | 101,2 | 101,0 | 101,8 |
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц (рублей) | 23627,0 | 24372,1 | 25499,0 | 25519,8 | 26609,8 | 26614,0 | 27522,0 | 27568,3 |
Расходы и сбережения – всего | 112466,0 | 113590,7 | 118089,3 | 120974,0 | 125174,7 | 129442,2 | 133936,9 | 139150,4 |
в том числе: | ||||||||
покупка товаров и оплата услуг | 96824,0 | 97688,0 | 101556,8 | 104158,7 | 107900,6 | 111708,7 | 115587,5 | 120504,3 |
из них: покупка товаров | 83401,0 | 84207,0 | 87643,5 | 89888,9 | 93873,5 | 97409,9 | 100561,2 | 105079,7 |
обязательные платежи и разнообразные взносы | 11136,0 | 11018,3 | 11454,7 | 11734,5 | 12267,1 | 12685,3 | 12991,9 | 13636,7 |
прочие расходы | 4506,0 | 4884,4 | 5077,8 | 5080,9 | 5007,0 | 5048,2 | 5357,5 | 5009,4 |
Превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (–) | 15805,0 | 19539,5 | 21900,3 | 19192,0 | 21615,6 | 17537,9 | 18810,4 | 14089,3 |
Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в отделениях Пенсионного фонда РФ (рублей) | 15585,6* | 11495,0 | 12050,0 | 12050,0 | 12800,0 | 12800,0 | 13600,0 | 13600,0 |
Реальный размер назначенных пенсий (% к предыдущему году) | 143,4 | 100,0 | 100,2 | 100,5 | 101,0 | 101,0 | 102,0 | 102,0 |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц (рублей) | 8623,0 | 8916,0 | 9273,0 | 9690,0 | 10531,0 | 10984,0 | 11823,0 | 12201,0 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в % ко всему населению) | 13,60 | 13,70 | 13,30 | 13,30 | 13,10 | 13,00 | 12,90 | 12,90 |
*По оперативным данным Пенсионного фонда РФ с учетом единовременной денежной выплаты, произведенной в январе 2017 года, в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года №385-ФЗ в размере 5 тысяч рублей.