Управление запасами с применением анализа АВС и XYZ
Задача. Руководству фирмы необходимо принять решение относительно расширения торгового ассортимента, при условии ограниченности свободных финансовых ресурсов. Проведите дифференциацию ассортимента, используя методы АВС и XYZ, используя данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные для проведения анализа, руб.
№ позиции | Средний запас за квартал по позиции | Реализация за квартал | |||
Алгоритм решения задачи.
1. Дифференцировать ассортимент по методу АВС.
1.1. Сформулировать цель анализа АВС, указать объект и признак, по которому намечено провести разделение ассортимента.
Цель анализа АВС – дифференциация ассортимента товаров по степени вклада в намеченный результат. Объект анализа – запасы товаров, хранимые на складе. Признак классификации – стоимость средних запасов за квартал.
1.2. Рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса. Результат внести в графу 3 таблицы 2.
1.3. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список, с указанием доли в запасах, разместить в графах 5 и 6 табл.2.
1.4. Построить кривую АВС, на миллиметровой бумаге или используя программу MS Exel. (рис.1).
1.5. Предложить разделение анализируемого ассортимента на группы А, В и С. Предлагается использовать следующий алгоритм:
в группу А включают 20% позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой;
в группу В включают следующие 30% позиций;
в группу С включают оставшиеся 50% позиций.
Таблица 2
Итоговая таблица
Исходная информация | ABC - анализ | XYZ - анализ | ||||||||
№ позиции ассортимента | Средний запас по позиции | Доля позиции в общем запасе, % | Коэффициент вариации спроса | № позиции в упорядоченном списке | Доля позиции в общей сумме запасов | Доля нарастающим итогом | Группа | № позиции по упорядоченному списку | Значение коэффициента вариации | Группа |
16,37 | 37,65 | 26,79 | 26,79 | А В С | 10,1 | X Y Z | ||||
1,49 | 46,8 | 22,32 | 49,11 | 14,98 | ||||||
11,9 | 14,98 | 16,37 | 65,48 | 17,4 | ||||||
6,1 | 45,94 | 11,9 | 77,38 | 22,82 | ||||||
26,79 | 10,1 | 6,1 | 83,48 | 30,62 | ||||||
3,72 | 61,64 | 4,61 | 88,09 | 33,71 | ||||||
2,98 | 33,71 | 3,72 | 91,81 | 37,65 | ||||||
22,32 | 22,82 | 3,72 | 95,53 | 45,94 | ||||||
3,72 | 17,4 | 2,98 | 98,51 | 46,8 | ||||||
4,61 | 30,62 | 1,49 | 61,64 |
Рис.1. Кривая АВС
2. Дифференцировать ассортимент по методу XYZ
2.1. Рассчитать коэффициент вариации (γ) спроса по отдельным позициям ассортимента. Результаты внести в графу 4 таблицы 2. Значения коэффициента вариации вычисляются по формуле:
,
где xi – i-е значение спроса по оцениваемой позиции;
- среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;
n – число кварталов, за которые произведена оценка.
2.2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 9 и 10 таблицы 2.
2.3. Построить кривую XYZ, на миллиметровой бумаге или используя программу MS Exel. (рис.2).
2.4. Разбить анализируемый ассортимент на группы X, Y и Z. В рамках данной задачи предлагается следующий алгоритм разбиения:
группа X - 0 ≤ γ < 10 %;
группа Y - 10 % ≤ γ < 25 %;
группа Z - 25 % ≤ γ < ∞.
Рис.2. Кривая XYZ
3. Построить матрицу ABC – XYZ (табл.3) и выделить товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля при управлении запасами.
Таблица 3
Матрица ABC - XYZ
AX | AY | AZ |
BX | BY | BZ 1, 4 |
CX | CY | CZ 2, 6, 7, 10 |
Для товарных позиций, входящих в группы AX, AY и AZ, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами. Так, для группы AX (позиция 5) следует рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии доставки точно в “срок”. Группу AZ следует контролировать ежедневно и предусмотреть страховой запас, что объясняется большими колебаниями спроса.
Управление запасами по позициям, входящим в группы BX, BY (позиция 3) и BZ (позиции 1, 4), может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по срокам доставки).
Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы CX, CY (9) и CZ (2, 6, 7, 10), может осуществляться на более длительный период, например, на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запаса на складе.