Принятие решения о месте закупки товаров
Задача. В Вашу консалтинговую фирму обратилась голландская компания с вопросом: где ей выгоднее закупать комплектующие: в Европе или Юго-Восточной Азии? Специалисты фирмы выяснили:
удельная стоимость поставляемого груза – 3000 у.д.е./т;
транспортный тариф – 105 у.д.е./т;
импортная пошлина на товар из Юго-Восточной Азии – 12 %;
ставка на запасы: в пути – 1,9 %, страховые – 0,8 %;
стоимость товара: в Европе – 108 у.д.е., в Юго-Восточной Азии – 89 у.д.е.
Дайте ответ обратившейся к Вам компании.
Алгоритм решения задачи.
1. Рассчитаем долю дополнительных затрат, возникающих при доставке комплектующих из Юго-Восточной Азии, в удельной стоимости поставляемого груза по формуле:
Д = 100 · Т т /У + П и + З п + З с (%) ,
где Т т – транспортный тариф, у.д.е. / т;
У – удельная стоимость поставляемого груза, у.д.е. / т;
П и – импортная пошлина на товар из Юго-Восточной Азии, %;
З п – ставка на запасы в пути, % ;
З с - ставка на страховые запасы, % .
Для нашей задачи: Д = 100 · 105/3000 + 12 + 1,9 + 0,8 = 18,2 %.
2. Определим разницу между стоимостью товаров в Европе и в Юго-Восточной Азии, приняв стоимость в Юго-Восточной Азии за 100 %:
РС = (СЕ – СА) · 100/СА (%),
где СЕ – стоимость товара в Европе, у.д.е.;
СА – стоимость товара в Юго-Восточной Азии, у.д.е.
Для нашей задачи: РС = (108 – 89) · 100/89 = 21,3 %.
2. Сравним разницу стоимости товара РС и дополнительные затраты Д. Так как РС > Д , то голландской компании выгоднее закупать комплектующие в Юго-Восточной Азии.
4. Выбор варианта снабжения производства сырьем
Задача.Снабжение производственного предприятия может осуществляться одним из двух способов:
а) сырье доставляет поставщик на своем транспорте один раз в неделю;
б) сырье доставляется собственным транспортом предприятия в количестве 6 тонн в сутки первые два дня недели.
При этом, ежедневная потребность производства в сырье составляет 2 тонны в сутки.
Грузоподъемность транспортного средства поставщика составляет 10 тонн, при стоимости доставки – 17 у.д.е. Стоимость доставки сырья собственным транспортом составляет 10 у.д.е. Стоимость хранения сырья на предприятии без учета времени хранения составляет 6 у.д.е. за тонну. Потери предприятия от дефицита сырья составляют 10 у.д.е. в сутки.
Определить затраты предприятия для обоих способов доставки сырья и выбрать наилучший вариант доставки.
Алгоритм решения задачи
1. Определим недельную потребность предприятия в сырье:
РС = А · 7,
где А – ежедневная потребность предприятия в сырье.
Для нашей задачи: РС = 2 · 7 = 14 тонн.
2. Определим наличие дефицита сырья в случае использования транспорта поставщика:
если РС > В, где В – грузоподъемность транспорта поставщика,
то предприятие будет использовать дефицит сырья;
если РС < В, то дефицита сырья не будет.
Для нашей задачи (РС = 14 т) > (В = 10 т), т.е. предприятие, в случае использования транспорта поставщика будет испытывать дефицит сырья в конце недели.
3. Определим расходы предприятия, связанные с хранением сырья, доставленного транспортом поставщика:
если дефицита сырья нет (рис.1), то расходы на хранение определяются по формуле: C1хр = Сх0 · S ,
где Сх0 – стоимость хранения сырья, независимая от срока хранения;
S – среднее количество сырья, хранимого на складе.
|
Рис.1. Динамика расхода ресурсов (разовая поставка, нет дефицита)
S = 0,5 · [B + (B – PC)] = 0,5 · (2 · В - PC),
где (B – PC) – остаток сырья в конце недели.
если предприятие работает в условиях дефицита сырья:
а) найдем продолжительность бездефицитной работы предприятия tд = В/А;
и среднее количество сырья, хранимого на складе: S = 0.5 · B.
Тогда расходы на хранение сырья будет равны: C1хр = Сх0 · S = 0,5· Сх0·В.
Для нашей задачи (рис.2) tд = 10 / 2 = 5 дней, C1хр = 0,5 · 6 · 10 = 30 у.д.е.
Рис.2. Динамика расхода ресурсов (разовая поставка, дефицит есть)
4. Определим расходы Сд из-за дефицита, в случае доставки сырья транспортом поставщика:
если дефицита нет, то Сд = 0;
если предприятие работает в условиях дефицита, расходы из-за дефицита определим по формуле: С1д = Сп · (7 - tд),
где Сп – потери от дефицита, у.д.е./сутки;
7 – t д – количество дней недели, когда на предприятии отсутствует сырье.
Для нашей задачи: С1д = 10 · (7 – 5) = 20 у.д.е.
5. Определим общие затраты предприятия при доставке сырья транспортом поставщика:
С1полн = С1тр + С1хр + С1д ,
где С1тр – стоимость доставки сырья поставщиком.
Для нашей задачи: С1полн = 17 + 30 + 20 = 67 у.д.е.
6. Определим наличие дефицита сырья в случае использования собственного транспорта предприятия.
Если РC > C · Д ,
где С – интенсивность доставки сырья собственным транспортом, тонн/сутки;
Д – количество поставок собственным транспортом,
то предприятие будет испытывать дефицит сырья.
Если РC < C · Д , то дефицита сырья не будет.
Для нашей задачи (РC = 14 т) > (C · Д = 6 · 2 = 12 т), т.е. предприятие и в этом случае будет работать в условиях дефицита сырья.
7. Определим расходы предприятия, связанные с хранением сырья, доставленного собственным транспортом предприятия.
Если дефицита сырья нет, то расходы на хранение определяются по формуле: С2хр = С х0 · S с р ,
где S с р – среднее количество хранимого на складе сырья.
Для определения S с р необходимо построить график динамики сырья на складе (рис.3) и определить площадь под ломаной прямой.
Рис. 3. Динамика расхода ресурсов (многократные поставки, нет дефицита)
На рис.3 показан случай, когда доставка сырья собственным транспортом осуществляется первые три дня недели (Д = 3). Площадь под кривой состоит из трех трапеций. Высота каждой трапеции – 1 день. Стороны первой трапеции – С и (С – А), второй – (2С – А) и (2С – 2А), третьей – (3С – 2А) и (3С – 6А). Площади трапеций соответственно равны: 0,5 · (2С – А); 0,5 · (4С – 3А); 0,5 · (6С – 8А), а их сумма равна 0,5 · (12С – 12А) = 6С – 6А.
Тогда S с р = (6С – 6А)/7. Аналогично определяют S с р при различном количестве дней доставки сырья.
Если существует дефицит сырья при его доставке собственным транспортом предприятия, то расходы определяются аналогично, но S с р определяется по площади кривой, находящейся над осью абсцисс.
Для нашей задачи график будет иметь следующий вид (рис.4).
дни недели
|
Рис.4. Динамика расхода ресурсов (многократные поставки, дефицит)
Площадь под кривой состоит из трапеции и треугольника. Высота трапеции – 1 день. Ее стороны: С = 6 и (С – А) = 4, а площадь – 0,5 · (С+С – А) = 0,5 · (2С – А) = 0,5 · (2·6 – 2) = 5 т · сут.
В треугольнике ордината F равна С – А + С = 6 – 2 + 6 = 10 тонн.
Определим срок от последней поставки до момента окончания запасов сырья: 10 / A = 10 / 2 = 5 суток.
Тогда площадь треугольника будет равна 0,5 · (10 · 5) = 25 т · сут. Суммарная площадь под кривой над осью абсцисс – 5 + 25 = 30 т · сут., а
среднее количество сырья, хранимого на складе, за неделю: S с р = 30 / 7 = 4,29 тонн.
Стоимость хранения сырья на складе при этом будет равна:
С2хр = С х0 · S с р = 6 · 4,29 = 25,7 у.д.е.
8. Определим расходы Сд из-за дефицита, в случае доставки сырья собственным транспортом.
Если дефицита нет, то расходы Сд = 0.
Если предприятие работает в условиях дефицита, то
а) найдем продолжительность бездефицитной работы предприятия:
t д = (С · Д)/А = (6 · 2)/2 = 6 дней.
б) определим расходы предприятия из-за дефицита сырья:
С2д = Сп · (7 - tд) = 10 · (7 – 6) = 10 у.д.е.
9. Определим общие затраты предприятия при доставке сырья транспортом предприятия: С2полн = С2тр + С2хр + С2д ,
где С2тр – стоимость доставки сырья транспортом предприятия.
Для нашей задачи: С2полн = 10 + 25,7 + 10 = 45,7 у.д.е.
10. Сравним значения С1полн и С2полн . Так как затраты предприятия при доставке сырья транспортом поставщика (С1полн = 67 у.д.е.) больше затрат при доставке сырья собственным транспортом (С2полн = 45,7 у.д.е.), предприятию целесообразно доставлять сырье собственным транспортом.