Тема 6. поведение потребителя
И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР
Потребитель появляется на рынке, чтобы приобрести определенное количество благ, с помощью которых можно удовлетворить свои потребности. Это - основной мотив потребительского поведения. Теория потребления исследует основные принципы потребительского выбора (поведения), в основе которого находятся такие понятия, как полезность блага, его цена, доход потребителя. Когда потребители делают свой выбор относительно целей и усилий для их достижения, они действуют рационально. Целью потребительского выбора является полезность – удовольствие и удовлетворение, получаемое людьми от товаров и услуг. В экономической науке выделяют кардиналистский и ординалистский подходы к проблеме измерения полезности. Полезность блага есть его способность удовлетворять определенным образом человеческую потребность. Кардиналистский подход предполагает возможность измерения полезности с помощью особой единицы полезности (ютиль - U). Ординалистский подход означает, что полезность измерить нельзя, но можно ее оценить, используя категории «больше», «равно», «меньше».
Добавочная полезность от единичного увеличения потребления товара и услуги называется предельной полезностью (MU). Чем интенсивнее потребление блага, тем меньше увеличение полезности, получаемой от каждой дополнительно потребленной единицы. В этом заключается сущность первого закона Госсена или закона убывающей предельной полезности. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления его дополнительных единиц снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены. Этим объясняется убывающий характер кривой спроса. В ситуации равновесия предельная полезность, приходящаяся на один рубль цены, должна быть постоянна у всех товаров. Этот принцип вошел в экономическую науку как второй закон Госсена.
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:
Ординалистами для моделирования потребительского поведения используются такие инструменты, как кривые безразличия и бюджетные линии.
Кривая безразличия – это множество точек, представляющих наборы двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, все точки, лежащие выше кривой характеризуют наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, а точки, лежащие ниже, - более низкий уровень полезности.
Карта безразличия - графическое изображение шкалы предпочтений потребителя, множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя. Две кривые безразличия не могут пересекаться.
Бюджетная линия – это линия цен и расходов, она отражает множество доступных потребителю товарных наборов. Увеличение дохода при неизменных ценах приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии вверх (а снижение дохода - вниз). Если же изменяется цена товара, то происходит изменение наклона бюджетной линии.
Нормой замещения товара Y товаром X называется то количество товара Y, которое потребитель согласен потерять для увеличения количества товара X на единицу, при этом общий уровень полезности не должен измениться:
Предельная норма замены уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. В случае жесткой взаимодополняемости MRS=0, а в случае совершенной взаимозаменяемости MRS=1.
Оптимум потребителя (максимум благосостояния при данном ограничении) достигается в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия, наиболее удаленной от начала координат.
План семинарского занятия
1. Причины и факторы, обуславливающие поведение потребителя.
2. Кардиналистическая и ординалистическая теории полезности.
3. Общая и предельная полезность, правило максимизации полезности.
4. Кривые безразличия и бюджетные линии, предельная норма замещения.
5. Равновесие потребителя.
Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:
полезность блага, общая полезность, предельная полезность, аксиомы потребительского выбора, закон убывающей предельной полезности, кривая безразличия, кривая Энгеля, линия «доход-потребление», равновесие потребителя, предельная норма замещения, бюджетная линия, уравнение бюджетной линии, бюджетное ограничение.
Основные термины и понятия
Каждому из приведенных ниже определений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие.
а) полезность
б) общая полезность
в) предельная полезность
г) закон убывающей предельной полезности
д) кривая безразличия
е) бюджетная линия
ж) предельная норма замещения
з) равновесие потребителя
и) кривая Энгеля
к) линия «доход-потребление» (кривая уровня жизни)
1. Означает, что полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров.
2.Приращение общей полезности при увеличении потребления блага на одну дополнительную единицу.
3.График, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.
4.Семейство точек, координаты которых соответствуют наборам двух благ, которые потребитель может купить при неизменных доходе и ценах.
5. Считается оптимальным, если он приобретает набор благ, соответствующий точке касания бюджетной линии с самой высшей кривой безразличия.
6. Способность благ удовлетворять какие-либо человеческие потребности.
7. Связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров Х и Y изменяется с ростом дохода.
8.Семейство точек, координаты которых соответствуют сочетаниям двух благ, дающим потребителю одинаковую общую полезность.
9. Суммарная польза от потребления определенного количества благ (или блага).
10.Количество одного блага, потребление которого должно быть уменьшено, чтобы полностью компенсировать потребителю увеличение потребления другого блага на одну дополнительную единицу.
Упражнения
1. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
а) 200, 300, 400, 500;
б) 200, 450, 750, 1100;
в) 200, 400, 1600, 9600;
г) 200, 250, 270, 280;
д) 200, 350, 450, 600.
Ваш ответ должен быть обоснован.
2. Полезность семи единиц продукта равна 20 ютил., а полезность восьми - 24 ютил. Оцените предельную полезность седьмого, восьмого и девятого продукта.
3. На рис. 6.1 представлены шесть графиков. Определите, на каком из них представлены:
а) кривая безразличия;
б) выбор потребителя;
в) кривая безразличия комплиментарных товаров;
г) кривая предельной полезности;
д) кривая общей полезности;
е) кривая безразличия товаров-субститутов.
Рис. 6.1. Набор кривых
4. Проанализируйте рис. 6.2 и определите: а) какая кривая изображена на рисунке; б) какую ситуацию характеризует каждая точка.
В |
Б |
Г |
Y, шт. |
А |
Х, шт. |
Рис. 6.2. Кривая ____________
5. По заданным в табл. 6.1 трем наборам благ изобразите собственные кривые безразличия (количество каждого блага определите произвольно) и рассчитайте MRS для каждой ситуации:
Таблица 6.1
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 | |
ось абсцисс | апельсины | джинсы | левый ботинок |
ось ординат | мандарины | куртки | правый ботинок |
6. Перед Вами две функции U=α∙X+β∙Y и U=Xα∙Yβ. Проанализируйте и определите предельную норму замены товара Х товаром Y для каждой функции.
7. На рис. 6.3 пунктирной линией представлена бюджетная линия. Определите, какому из графиков соответствуют: а) одновременное снижение цены на товары Х и Y; б) снижение дохода потребителя; в) снижение цены на товара Y и рост цены на товар Х; г) рост цены на товара Y и снижение цены на товар Х.
Y |
Y |
X |
X |
X |
X |
Y |
Y |
Рис. 6.3. Бюджетные линии
8. На рис. 6.4 показаны одна из кривых безразличия студента и его бюджетная линия. Цена товара Y равна 10 ден. ед.
Y |
0 8 X |
Рис. 6.4. Кривая безразличия и бюджетная линия
Проанализируйте кривые и определите: а) доход потребителя; б) цену товара Х; в) как изменится положение бюджетной линии при увеличении цены товара Y до 15 ден. ед.; г) как изменится положение бюджетной линии, если цена товара Y снизится до 5 ден. ед.?
9. На рис. 6.5 представлена бюджетная линия. Определите цены товаров А и В, если доход потребителя равен 6400 руб.
А |
0 10 В |
Рис. 6.5. Бюджетная линия
Тесты
1. Представители ординалистского подхода в теории потребительского поведения предполагали, что полезность…
а) измеряется специальной единицей U;
б) можно сравнивать в категориях «меньше», «больше», «равно»;
в) можно измерить;
г) оценивается индивидуально каждым потребителем.
2. Предельная полезность предполагает полезность, получаемую потребителем от потребления…
а) всей суммы имеющихся благ;
б) всего количества одного блага;
в) дополнительной единицы блага;
г) одной единицы данного блага.
3. Общая полезность будет максимальной, если…
а) МU > 0;
б) МU = 0;
в) МU < 0;
г) МU = 1.
4. В таблице представлены значения предельных полезностей благ и соответствующих цен. Потребитель будет находиться в равновесии, если предельная полезность стакана кефира будет равна…
Благо | Р, руб. | MU, ютил. |
Бутерброд | ||
Стакан кефира | ? | |
Шоколад |
а) 9;
б) 23;
в) 6;
г) 10.
5. Вкусы и предпочтения потребителя можно оценить с помощью…
а) линий бюджетных ограничений;
б) кривой общей полезности;
в) кривой производственных возможностей;
г) кривых безразличия.
6. Рост дохода потребителя отражается графически…
а) в изменении наклона бюджетной линии;
б) в параллельном сдвиге кривой безразличия вправо;
в) в параллельном сдвиге бюджетной линии вправо;
г) в изменении наклона кривой безразличия.
7. Потребительское равновесие на графике отражает точка…
а) пересечения кривой безразличия и бюджетной линии;
б) на кривой безразличия, наиболее удаленная от начала координат;
в) на бюджетной линии, находящаяся на минимальном расстоянии от начала координат;
г) касания кривой безразличия и бюджетной линии.
8. Для взаимодополняющих товаров…
а) MRS > 1;
б) MRS = 1;
в) 1 > MRS > 0;
г) MRS = 0.
9. Если предельная норма замещения борща пиццей составляет 0,5, то это означает, что потребительские предпочтения…
а) отданы борщу;
б) принадлежат пицце;
в) распределяются поровну между борщом и пиццей;
г) на основе этой информации определить нельзя.
10. Потребитель максимизирует полезность, если…
а)
б)
в) MUN = TUN – TUN-1;
г)
11. Допустим, одинаково полезно потреблять 8 ед. товара Х и 3 ед. товара Y или 6 ед. товара Х и 4 ед. товара Y. Предельная норма замещения товара Y товаром Х равна…
а) ½;
б) 2/1;
в) 4/6;
г) 6/4.
Верны ли следующие утверждения (да/нет):
1. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать предельную полезность.
2. Представители ординалистского направления в теории полезности ввели в экономический оборот кривые безразличия.
3. Общая полезность достигает максимума, когда предельная полезность равна нулю.
4. С точки зрения теории полезности максимальную ценность для проголодавшегося студента будет представлять последний съеденный бутерброд.
5. Кривая Энгеля может иметь разные формы в зависимости от цены товара.
6. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется только его предпочтениями
7. Кривая безразличия имеет положительный наклон, если набор благ включает два престижных товара.
8. Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности.
9. Товары Х и Y являются взаимозаменяемыми, если MRS = 1.
10. Если потребитель использует только одно благо, то его оптимальный выбор соответствует такому количеству данного блага, при котором MU = 0.
Вставьте пропущенные слова
1. Представители ___ подхода в теории потребительского поведения предполагали, что полезность ____ измерить, и ввели _____
2. Общая полезность ___, когда предельная полезность ____.
3. ___ полезность – это полезность, которую потребитель получает от потребления ____ единицы блага.
4. Для потребителя цена блага определяется его ____ полезностью.
5. Закон убывающей предельной полезности называют также ____
6. Исходя из аксиомы транзитивности предпочтений, кривые безразличия одного потребителя ____.
7. ____ - множество точек с координатами, соответствующими ассортиментным наборам, которые потребитель может купить при ___ доходе и ___ ценах.
8. Для товаров-субститутов значение MRS будет равно ____.
9. Потребитель ведет себя рационально, если стремится ____ полезность от потребления различных благ.
10. Правило ___ сводится к выполнению условия, согласно которому покупатель должен распределить свой доход так, чтобы полезность двух благ, полученная от использования последнего рубля, была ___.
Задачи
1. Изменение совокупной и предельной полезностей в зависимости от изменения объёма потребления задано в табл. 6.2. Заполните таблицу, рассчитав общую и предельную полезность.
Таблица 6.2
Q | |||||
TU | |||||
MU |
2. На рис. 6.6 показаны одна из кривых безразличия студента и его бюджетная линия. Цена товара Y равна 60 ден. ед.
Y |
0 15 Х |
Рис. 6.6. Кривая безразличия и бюджетная линия
Проанализируйте графики и определите: а) доход потребителя; б) цену товара Х; в) наклон бюджетной линии; г) запишите уравнение бюджетной линии.
3. Представьте, что вы делаете выбор между товарами А и В. На основании данных, представленных в табл. 6.3. Определите:
а) сколько единиц каждого товара вам следует купить, чтобы максимизировать полезность, если ваш доход составляет 13 ден. ед.;
б) величину общей полезности, которую вы получите.
Таблица 6.3
Qа | Ра | MUа | Qв | Рв | MUв |
4. Кривая безразличия задана степенной функцией Qa=1/Qb2. Бюджетная линия касается кривой безразличия в точке Qb=2 ед. Доход потребителя 14 800 руб. Определите цену товара А и товара В.
5. Цена масла составляет 300 ден.ед. Цена хлеба - 15 ден.ед. Студент желает максимизировать удовлетворение от покупки бутерброда. При этом он оценивает предельную полезность хлеба в 60 ютил. Как студент оценит предельную полезность масла?
6. Студент каждую неделю покупает газеты и журналы. Цена газеты - 20 руб., журнала - 50 руб. На основании данных, представленных в табл. 6.4, определите предельную полезность, которую студент получает от потребления разного количества газет и журналов. Постройте графики предельной и общей полезности. Ответьте на вопросы:
а) сколько газет и сколько журналов должен приобрести студент, чтобы получить максимальную полезность;
б) сколько денег студент тратит на газеты и журналы в случае получения максимальной полезности;
в) общую максимальную полезность от потребления газет и журналов.
Таблица 6.4
Газеты | Журналы | ||||||
Qг | ТUг | MUг | MUг/Pг | Qж | ТUж | MUж | MUж/Рж |
7. Функция совокупной полезности потребителя от потребления благ А и В задана уравнениями: ТUа=16Qа - Qа2 , ТUв = 20Qв -1,5 Qв2. Известно, что: Ра=2, Рв=5, I=39. Определите: а) количество благ (Qа и Qв), которые приобретёт потребитель, чтобы максимизировать доступную ему совокупную полезности ТUмах; б) величину ТUмах.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем смысл и значение теории потребительского поведения?
2. Каковы подходы к проблеме измерения полезности представителей кардиналистского и ординалистского направлений экономической науки?
3. Как можно измерить общую и предельную полезность?
4. Приведите примеры действия закона убывающей предельной полезности.
5. При анализе каких рыночных ситуаций используют графики «доход-потребление» и кривые Энгеля. Почему?
6. Что собой представляет кривая безразличия? Каковы ее свойства?
7. Как и для чего строят карту кривых безразличия?
8. Что собой представляет бюджетная линия, и какие причины приводят к её параллельному сдвигу?
9. Почему изменяется угол наклона бюджетной линии (продемонстрируйте на графике)?
10. При каких условиях потребительский выбор считается рациональным?
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2012, гл. 5, § 3,9.
2. Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика/ под общ. ред. Е.Н. Чижовой. – Белгород, 2009, гл. 6.
Дополнительная
1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича. - М..: «Дело и сервис», 2001, гл. 7.
2. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник/ под. ред. А.В. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2004, тема 5.
3. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов/ С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, гл. 10.
4. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, гл. 4.
5. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, гл. 9, § 2.
6. Экономическая теория: учебник/ под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2002, гл. 10.
7. Пиндайк, Р. Микроэкономика/ Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Издательство «Дело», 2002, гл. 3.