Стрельбе из пистолета и автомата калашникова
Петров А. И.
СКОРОСТНАЯ СТРЕЛЬБА
ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОРУЖИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СКОРОСТНОЙ
СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА И АВТОМАТА КАЛАШНИКОВА
Г. Челябинск
Г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. | |
Глава 1. МЕТОДИКА УДЕРЖАНИЯ ПИСТОЛЕТА ПРИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ. | |
Глава 2. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ УДЕРЖАНИЯ ПИСТОЛЕТА ПРИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ. | |
1. Кодекс практической стрельбы. | |
2. Практические занятия в учебном классе, в спортивном зале (без патронов). | |
2.1 Материальная часть штатного пистолета. | |
2.2 Обучение безопасному обращению с пистолетом. | |
2.3 Удержание пистолета хватом правой (левой) руки, двуручным хватом. | |
2.4 Наводка оружия на мишень (двуручным хватом). | |
2.5 Досылание патрона в патронник. | |
2.6 Выхватывание пистолета – первый выстрел. | |
2.7 Перезаряжание пистолета. | |
2.8 Стрельба при перемещении. | |
2.9 Стрельба в движении. | |
3. Практические занятия в тире и на стрельбище. | |
3.1 Организационная часть. | |
3.1.1 Организация занятия в тире. | |
3.1.2 Обеспечение оружием. | |
3.1.3 Техническое обеспечение. | |
3.2 Практическое обучение безопасному обращению с пистолетом. | |
3.3 Удержание пистолета хватом правой и левой руки, двуручным хватом. | |
3.4 Стрельба двуручным хватом сдвоенными выстрелами. | |
3.5 Наводка оружия на мишень (двуручным хватом). | |
3.6 Досылание патрона в патронник. | |
3.7 Выхватывание пистолета – первый выстрел. | |
3.8 Перезаряжание пистолета. | |
3.9 Перенос огня (стрельба по групповым целям). | |
3.10 Шаг – выстрел. | |
3.11 Стрельба при перемещении. | |
3.12 Стрельба в движении. | |
3.13 Стрельба в низкой стойке. | |
3.14 Билл Дрилл. | |
3.15 Эль-Президент. | |
Глава 3. МЕТОДИКА УДЕРЖАНИЯ АВТОМАТА КАЛАШНИКОВА ПРИ ВЕДЕНИИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ. | |
Глава 4. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ ОДИНОЧНЫМ И АВТОМАТИЧЕСКИМ ОГНЕМ ИЗ АВТОМАТА КАЛАШНИКОВА НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ УДЕРЖАНИЯ АВТОМАТА КАЛАШНИКОВА. | |
1.Кодекс практической стрельбы. | |
2. Теоретические и практические занятия в учебном классе, в спортивном зале (без патронов). | |
2.1 Материальная часть штатного автомата Калашникова. | |
2.2 Обучение безопасному обращению с автоматом Калашникова. | |
2.3 Удержание автомата Калашникова, стойка при стрельбе стоя. | |
2.4 Вскидывание автомата Калашникова, первый выстрел. | |
2.5 Перезаряжание автомата Калашникова и досылание патрона в патронник. | |
2.6 Стрельба при перемещении. | |
2.7 Стрельба в движении. | |
3. Практические занятия в тире и на стрельбище. | |
3.1 Организационная часть. | |
3.1.1 Организация занятия в тире. | |
3.1.2 Обеспечение оружием. | |
3.1.3 Техническое обеспечение. | |
3.2 Обучение безопасному обращению с автоматом Калашникова. | |
3.3 Удержание автомата Калашникова, стойка при стрельбе стоя. | |
3.4 Вскидывание автомата Калашникова, первый выстрел. | |
3.5 Вскидывание автомата Калашникова, сдвоенный выстрел. | |
3.6 Перезаряжание автомата Калашникова и досылание патрона в патронник. | |
3.7 Перенос огня (стрельба по групповым целям). | |
3.8 Стрельба при перемещении. | |
3.9 Стрельба в движении. | |
3.10 Стрельба в низкой стойке. | |
3.11 Экс-Президент | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. | |
Приложение 1. | |
Приложение 2. | |
Приложение 3. |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие индивидуального стрелкового вооружения и его роль в широкомасштабных боевых действиях и локальных военных конфликтах ХХ и ХХI веков можно условно разделить на несколько этапов:
- Период I Мировой войны, когда на долю стрелкового оружия приходилось до 80% потерь армий – участниц тех событий, при этом основное внимание уделялось пулеметам, а технологии того времени не позволяли создавать совершенные образцы короткоствольного и длинноствольного самозарядного полуавтоматического и автоматического оружия.
- Период до II Мировой войны и во время, когда была сделана ставка на создание и производство танков, авиации и артиллерии, а вооружение пехоты составляли пистолеты, револьверы и винтовки I Мировой войны и незначительное к началу войны количество пистолетов – пулеметов под пистолетный патрон с относительно небольшой дистанцией эффективной стрельбы.
- В период после II Мировой войны вся система стрелкового вооружения армий основных стран мира создавалась с учетом ведения широкомасштабных боевых действий во фронтовых и армейских наступательных и оборонительных операциях. В таких боевых действиях основная роль в поражении противника принадлежит авиации, ракетным войскам и артиллерии, танкам и другим бронированным машинам, а на долю стрелкового оружия должно было приходиться не более 20-30% живых целей, уцелевших после мощнейших огневых ударов.
Однако опыт войн и локальных военных конфликтов 1970-80-х гг. показал, что они часто велись не в форме широкомасштабных боевых действий, а как боевые столкновения подразделений пехоты (роты, батальона), поддерживаемых огнем артиллерии и танков. В этих условиях на долю стрелкового оружия порой приходилось до 70% поражаемых живых целей противника.
- Период с 80-ых г. и по настоящее время, с его бурным развитием высокоточного и высокотехнологичного оружия окончательно доказал, что каким бы суперсовременным оружием ни начинались боевые действия, продолжаются и заканчиваются они бойцом с обычным стрелковым оружием.Это объективно привело к возрастанию в последние десятилетия роли огня индивидуального автоматического оружия под промежуточный (по мощности между пистолетным и пулеметным) патрон и определенной переоценке роли пистолета как боевого оружия.
Все эти периоды в равной степени прослеживаются и в развитии стрелкового оружия в Советских, а затем и Российских силовых структурах.
Однако при этом сложилась весьма интересная ситуация – как с вместимостью магазинов к оружию (с увеличением боевых возможностей индивидуального стрелкового оружия, и при этом, с уменьшением дистанций огневых контактов, где магазины повышенной емкости играют решающую роль как-то забыто, что с 1943 г. имели место более 190 обращений с Восточного фронта к командованию вермахта следующего содержания: «ППШ-41 превосходит МП-38 (40) по вместимости магазина, поэтому части вермахта терпят поражения в боях на ближних дистанциях в окопах и в населенных пунктах, просим дать действующей армии автоматическое оружие с магазинами повышенной емкости»), так и с методиками обучения стрельбе из него, которые остались на уровне требований к ведению огня в годы I Мировой войны – все та же стрельба из пистолета и автомата на выбивание очков за неограниченное время, при весьма высокой динамике реальных боестолкновений. Не менее странным в имеющихся на сегодняшний день учебных пособиях по стрельбе является тот факт, что безопасному и квалифицированному обращению с оружием в них практически не уделяется внимание, следствием чего являются замалчиваемые необоснованно большие потери от «дружественного» огня.
Пришедшая в Россию в 1999г. Практическая стрельба в корне изменила все представления о возможностях индивидуального стрелкового оружия и изменила взгляды на огневую подготовку в целом. Как все прогрессивное – Практическая стрельба достаточно быстро была взята за основу огневой подготовки подразделениями специального назначения различных силовых ведомств России, что привело к количественному и качественному изменению действующих курсов стрельб, но все эти курсы стрельб фактически являются сборниками контрольных упражнений, при этом нормативы, в которые должен укладываться сотрудник подразделения при отработке упражнений этих курсов стрельб – достаточно жесткие. Отсутствие учебно-методических пособий, обучающих правильно стрелять каждое из этих упражнений, привело к тому, что в подразделениях уровень огневой подготовки пополз вниз, так как стрелять из пистолета 25 метровые упражнения из статической стойки сотрудники уже не хотят, а новые, созданные на основе Практической стрельбы – не могут, натолкнувшись на проблему: начинают аккуратно обстреливать мишени – не укладываются в отведенное нормативом время, стараются уложиться в норматив по времени – куда-то исчезают пробоины в мишенях, а почему – непонятно, и как следствие, теряется интерес к занятиям. Поэтому и было разработано данное учебно-методическое пособие, обобщающее и систематизирующее опыт более 200 проведенных занятий и семинаров с сотрудниками силовых структур, в своей основе имеющее 6-летний опыт тренировок и участий в соревнованиях по Практической стрельбе, в том числе, международного уровня.
Основой данного учебно-методического пособия являются методики удержания пистолета и автомата при скоростной стрельбе, дающие обучаемому понимание паразитных сил, возникающих при стрельбе из пистолета и автомата, и осознанное противодействие этим силам закрепощением оружия в определенных точках при скоростной стрельбе одиночным огнем, беглым одиночным огнем, сдвоенными выстрелами и автоматическим огнем, короткими и длинными очередями с высокой точностью и кучностью, в том числе, при перемещениях, в движении и из неудобных стрелковых положений даже после длительных физических нагрузок. Изменена сама концепция стрельбы: если по ранее известным методикам главной задачей при производстве точного выстрела было удержание мушки с целиком на точке прицеливания без колебаний на ней до выстрела, и отсюда – задержка дыхания (особенно, когда грудь разрывается от недостатка воздуха после большой физической нагрузки) и плавное нажатие на спусковой крючок первой фалангой указательного пальца сильной руки вдоль оси ствола пистолета, чтобы его не увело влево или вправо с линии прицеливания при срыве курка (особенно, когда стрелок носит перчатки 12-го размера, а в служебной деятельности использует пистолет Макарова), то по методикам, на которых основано данное учебно-методическое пособие, выстрел производится быстрым нажатием на спусковой крючок любой фалангой указательного пальца под любым углом к оси ствола оружия в момент совмещения его прицельных приспособлений с точкой прицеливания, даже на предельные для данного оружия дистанции, в том числе, после длительной физической нагрузки.
В одном «околооружейном» журнале в 2008 году очередное «светило», чьи научные звания и должности заняли четверть журнальной полосы, после шести страниц обобщений, графиков и диаграмм, обоснований психологических и физиологических особенностей управления спуском, в конце статьи делает вывод: «И если после всего этого у вас не идет стрельба, сделайте для себя вывод – Вы относитесь к тем 70 % населения, которым просто не дано стрелять». На самом же деле, если у человека на месте две руки, две ноги и оба глаза, и он очень хочет научиться хорошо стрелять, он должен помнить главное – на самом деле он уже великолепный стрелок, просто пока еще чего-то не знает.
Глава 1.
ПРИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ
Максимальное расстояние, на котором возникает дуэльное противоборство с вооруженным противником, как правило, в большинстве случаев, не превышает 3-7 метров. Для гарантированного поражения противника необходимо попадание в цель двух пуль. При поражении одной пулей существует возможность ответного выстрела, поэтому вторая пуля, попадающая в цель, оказывает опрокидывающее воздействие и исключает ответную прицельную стрельбу.
В основе разработанной методики лежит хват пистолета, принятый в Практической стрельбе, где у стрелка вырабатываются устойчивые навыки стрельбы с минимальной изготовкой, выбора наиболее важных целей, производства первого прицельного, упреждающего по времени, выстрела, контролирование складывающейся обстановки, поэтому скоростная стрельба, основанная на принципах Практической стрельбы, является наиболее перспективной.
Данная методика дает объяснения процессам, происходящим при производстве выстрела из пистолета, и обучает управлению оружием посредством противодействия паразитным силам, возникающим при одиночной и скоростной стрельбе.
Для производства эффективного выстрела по существующим методикам необходимо соблюдать 3 основных правила:
1. Удержание оружия.
2. Тщательное совмещение до выстрела мушки и целика на точке прицеливания.
3. Задержка дыхания и плавное нажатие ногтевой фалангой указательного пальца на рычаг спускового крючка.
Предлагаемая методика удержания пистолета при скоростной стрельбе позволяет не придерживаться 3-го правила, и на коротких (3-7 м) дистанциях – 2-го правила, что существенно снижает время на производство прицельного выстрела (рассмотрим далее).
Разберемся с задержкой дыхания и плавным нажатием ногтевой фалангой указательного пальца на рычаг спускового крючка.
Строение кисти руки, сухожилий, мышц пальцев рук и ладоней таково, что если не сжимать пальцы в кулак и указательный палец держать полусогнутым, то, имитируя выстрел (без оружия), можно понять процессы, происходящие с оружием, находящимся в расслабленной ладони.
Рис. 1
Дернув указательным пальцем в направлении движения воображаемого рычага спускового крючка, мы видим, что дергаются при этом и остальные пальцы, а в большинстве случаев и сама кисть, т. к. все мышцы и сухожилия кисти руки взаимосвязаны между собой (Рис. 1). Отсюда справедливо утверждение – при производстве выстрела из пистолета расслабленным хватом необходимо сдерживать дыхание и плавно выжимать ногтевой фалангой указательного пальца рычаг спускового крючка вдоль продольной оси пистолета, во избежание его ухода с линии прицеливания.
Если же в ладонь вложить и жестко обжать пальцами продолговатый предмет – шариковую ручку, пустой магазин от пистолета и др., сосредоточив основное усилие на обжатии предмета мизинцем и безымянным пальцем внизу, а в верхней части сдавить его встречно основаниями большого и указательного пальца, то, дернув указательным пальцем в направлении воображаемого рычага спускового крючка, пальцы и кисть руки стрелка будут неподвижны, поскольку усилие, произведенное мышцами и сухожилием указательного пальца значительно уступает усилию, которым сжаты остальные пальцы кисти руки (Рис. 2). Поэтому в данной методике удержания пистолета плавный спуск не играет роли, т. к. на кисть руки, удерживающей рукоятку пистолета, не влияют действия указательного пальца.
Рис. 2
Тщательное совмещение до выстрела мушки и целика на точке прицеливания заменяется в данной методике наработкой выхватывания пистолета, и выносом его на ось: глаз – целик – мушка – точка прицеливания. Осуществляется это по следующей методике: стрелок выбирает точку на стене на уровне глаз (или уменьшенную копию мишени), далее, закрыв оба глаза, медленно вынимает из кобуры пистолет и выносит его на линию – глаз-мишень, интуитивно зафиксировав пистолет в точке прицеливания. Когда возникает уверенность, что пистолет наведен на цель, обучаемый открывает глаза: если мушка относительно целика смещена влево (вправо), то рукоятка пистолета поправляется в ладони вправо (влево), запоминается положение рукоятки пистолета в кисти руки (кистях рук). Далее – пистолет вкладывается в кобуру, обучаемый накладывает ладонь на рукоятку пистолета для вынимания его из кобуры, тщательно следя, чтобы ладонь легла на рукоятку с уже введенными поправками.
Обучаемый с закрытыми глазами вновь выносит пистолет на ось: глаз – целик – мушка – мишень, глаза открываются, и при необходимости вновь вводятся поправки; задача: найти такое положение рукоятки пистолета в кисти руки (кистях рук при двойном хвате), при котором пистолет, вынутый из кобуры и направленный в центр макета мишени с закрытыми глазами, при открытии глаз не требовал более поправок.
Стрелок должен периодически повторять это упражнение в медленном темпе, каждый раз добиваясь требуемого результата, и каждый раз с силой кратковременно сжимать рукоятку пистолета, чтобы мышцы кисти руки (кистях рук) запоминали оптимальное положение рукоятки пистолета в ладони. Следует заметить, что при смене типа оружия (с другой эргономикой рукоятки), обучаемый производит те же манипуляции, тренируя мышечную память применительно к другому пистолету. И так каждый раз при смене типа пистолета. Таким образом, на коротких дистанциях (3-7 м) быстрое прицеливание осуществляется мышечной памятью кисти (кистей) рук.
Основой предлагаемой методики удержания пистолета при скоростной стрельбе является ЖЕСТКОЕ ЗАКРЕПОЩЕНИЕ ОРУЖИЯ В КИСТИ РУКИ (КИСТЯХ РУК) В ЧЕТЫРЕХ ТОЧКАХ.
Известно, что в процессе производства выстрела на пистолет действуют две силы (третья сила, возникающая при экстракции гильзы и уводящая ствол пистолета вправо-вверх, в данной методике не рассматривается, т. к. при противодействии двум основным – ее значением можно пренебречь):
- Сила отдачи (импульс) – толкающая пистолет прямолинейно назад по оси канала ствола (Рис. 3).
Рис. 3
2. Сила проворачивания пистолета вокруг центра его масс, возникающая из-за того, что задний упор рукоятки пистолета расположен ниже оси ствола, а также из-за встречи двигающегося кожуха-затвора с ограничительным упором (Рис. 4).
Рис. 4
Таким образом, задача стрелка состоит в противодействии этим двум силам: в двух точках в вертикальной плоскости и удержании пистолета в горизонтальной плоскости дополнительно в двух точках (Рис. 5).
Рис. 5
Противодействие проворачиванию (подбросу ствола вверх) достигается жестким упором в рукоятку мизинца и безымянного пальца правой руки.
Противодействие прямолинейной силе отдачи достигается «вбиванием» перепонки между большим и указательным пальцами в задний упор основания рукоятки пистолета. Чем жестче вдавить перепонку в основание рукоятки (для исключения амортизирующих свойств перепонки), тем меньше движение пистолета назад внутри кисти (Рис. 6).
Рис. 6
В горизонтальной плоскости пистолет запирается следующими 2-мя точками: суставом основания указательного пальца, суставом основания большого пальца и вторым суставом большого пальца, плотно прижатыми к рамке пистолета (Рис. 7).
Рис. 7
При стрельбе с левой руки силы противодействия отдаче и подбросу пистолета прикладываются зеркально.
Данная методика 4-х точек имеет важное значение при стрельбе двойным хватом (удержание пистолета двумя руками).
Известно, что скорость стрельбы – это сумма времен между каждым предыдущим и последующим выстрелами в серии выстрелов. Чем меньше время между двумя выстрелами, тем скорость стрельбы выше, и тем важнее сокращение времени на возвращение пистолета на линию прицеливания после воздействия отдачи и подброса. Поэтому дополнительный охват пальцами левой руки пальцев правой руки, удерживающей пистолет, на 40%-60% увеличивает силы противодействия отдаче и подбросу оружия. Для достижения этой цели большой палец правой руки убирается с рукоятки пистолета в сторону, а на его место укладывается подушка основания большого пальца левой руки(значительно увеличивается усилие прижима за счет увеличения площади опоры). Не задействованный большой палец правой руки произвольно укладывается на основание большого пальца левой руки (для ПМ – отводится далеко влево во избежание травмирования его при откате затвора). Мизинец и безымянный пальцы левой руки укладываются на мизинец и безымянный палец правой руки для увеличения силы противодействия подбросу ствола пистолета (проворачивания пистолета вверх вокруг центра масс).
При этом необходимо использовать особенности сустава кисти руки человека. Движение кисти левой (правой) руки относительно предплечья имеет ограничение хода в кистевом суставе (Рис.8).
Рис. 8
Это и необходимо использовать в данной методике.
Кисть левой руки опускается относительно предплечья вниз до упора в суставе и в таком положении накладывается (Рис. 9) охватом пальцев правой руки на рукоятку пистолета. Важно помнить, что мягкое основание большого пальца левой руки жестко прижимает рамку пистолета к суставу указательного пальца правой руки, давящего на рамку в противоположную сторону (встречно) (Рис. 10).
Рис. 9
Рис. 10
При этом мизинец и безымянный палец левой руки с силой давят на мизинец и безымянный палец правой руки, жестко охватывающие основание рукоятки пистолета, третья (вторая) фаланга указательного пальца левой руки (зависит от размеров ладони и пальцев) служит максимально жестким упором для предохранительной скобы спускового крючка, создавая тем самым дополнительный упор для всего пистолета (большой палец правой руки без усилия располагаем сверху на основании большого пальца левой руки в любом удобном положении).
Рис. 11
Это очень важно, так как кожух затвора пистолета, возвращаясь под воздействием возвратной пружины после отката, с силой ударяется в передние упоры, что приводит к «клевку» ствола пистолета вниз. Жесткий упор предохранительной скобой в 3-й (2-й) сустав указательного пальца левой руки (средний палец правой руки – при удержании одной рукой) значительно уменьшает провал ствола вниз (Рис. 11).
Теперь рассмотрим требование известных методик по стрельбе из пистолета по нажатию на рычаг спускового крючка пистолета ногтевой фалангой указательного пальца. Согласно требованиям всех методик ногтевая фаланга должна давить на рычаг спускового крючка строго вдоль оси пистолета, иначе он уйдет с линии прицеливания (особенно при расслабленном удержании пистолета).
Рис. 12
Применение данной методики, запирающей пистолет от движения в горизонтальной плоскости основанием указательного пальца правой руки и всем мягким основанием большого пальца левой руки при двойном хвате, либо основаниями большого пальца и указательного пальца правой руки (встречное сжатие пистолета) при стрельбе с одной руки (все сказанное – зеркально для левши) позволяет произвести один или серию точных выстрелов любой удобной точкой ногтевой фаланги, суставом или второй фалангой указательного пальца правой руки без увода пистолета с прицельной линии (Рис. 12).
Таким образом, данная методика позволяет предельно минимизировать подброс ствола после выстрела и с максимальной скоростью производить серии выстрелов, не контролируя на близких дистанциях мушку и целик, так как мушка пистолета не может сильно подскакивать вверх из-за противодействия мизинца (мизинцев при двойном хвате) и безымянного пальца (пальцев при двойном хвате) основанию рукоятки и после выстрела не проваливается вниз из-за шарнира левой кисти, находящейся уже в нижней точке возможного наклона.
Данная методика удержания пистолета при скоростной стрельбе имеет преимущества и в высокоточной, «медленной» спортивной стрельбе, так как кисть руки закрепощена не вся, а только на 60-70% благодаря распределению усилий по удержанию пистолета в 4-х точках. Жесткое удержание оружия по данной методике позволяет производить точные выстрелы на предельныедля пистолета дистанции.
Методика 4-х точек позволяет с одинаковойэффективностью и скоростью стрелять из пистолетов от калибра 5,6 мм до калибра .45, включая высокоимпульсные патроны типа 9 х 21 («Вектор»). При стрельбе по данной методике из АПС в режиме автоматического огня на расстоянии 10 м все пули укладываются в мишень.
Рис. 13
Человек с закрытыми глазами находит указательным пальцем перед грудью другой указательный палец и с закрытыми глазами легко находит указательным пальцем свой кончик носа (Рис. 13).
Этот природный дар и лежит в основе методики перезаряжания пистолета. Стрелок опускает предплечье левой руки (для правши), уперев в середину ладони донце магазина так, что указательный палец располагается вдоль переднего торца магазина, а большой и средний пальцы охватывают магазин с двух других сторон (Рис. 14).
Рис. 14
При этом локоть левой руки не опускается вслед за кистью. Затем вращательным движением предплечья относительно локтя снизу вверх магазин подается горловиной вверх. Пистолет, находящийся на линии прицеливания, развернут влево относительно окна выброса гильз и чуть наклонен стволом вниз так, чтобы ось рукоятки пистолета совпадала с вертикальной осью подаваемого магазина (важно: не магазин ориентируется относительно рукоятки пистолета, а пистолет рукояткой ориентируется относительно оси магазина, подаваемого естественным движением предплечья).
Указательный палец левой руки, лежащий вдоль передней стенки магазина, сам легко находит середину мизинца правой руки, охватывающий окно приема магазина в рукоятке пистолета (Рис. 15). Резким ударным движением, с одновременным раскрытием ладони, магазин загоняется в рукоятку до щелчка фиксатора магазина (до упора). (Для стрелков с крупной ладонью рекомендуется убирать мизинец, охватывающий приемное окно рукоятки пистолета, когда магазин частично находится в рукоятке пистолета, во избежание недосыла магазина.)
Рис. 15
При данной методике перезаряжания магазина пистолет не убирается с линии прицеливания, создавая ось: глаз – окно выброса гильз с левой стороны (для правши) – мишень, что по завершению перезарядки позволяет за минимальное время вернуть пистолет на линию прицеливания. Использованием данной методики достигается максимальная скорость перезарядки, в том числе и в стрессовых ситуациях, и в полной темноте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Пистолет, зажатый рамкой в тиски, прикрученные к столу, неподвижно прикрепленному к полу, и прицеленный в центр мишени, даст точность попадания в точку прицеливания любым количеством выстрелов в пределах своей технической кучности, как бы силы отдачи и подброса на него не воздействовали, как бы стрелок не дергал рычаг спускового крючка или даже ударял по нему. Поэтому, если пистолет максимально жестко закрепостить в рассмотренных точках, и стойкой стрелка относительно пола создать угол противодействия отдаче, соответствующий мощности применяемого патрона, то паразитные последствия работы движущихся частей пистолета и внутренней баллистики при выстреле (выстрелах) можно предельно минимизировать, при этом нажатие на рычаг спускового крючка с любой силой и скоростью не повлияет на точность стрельбы.
В зависимости от анатомии рук стрелка и эргономики пистолета стрелок сам для себя выбирает степень усилий в каждой точке противодействия отдаче и подбросу оружия, добиваясь максимальной скорости и кучности стрельбы, так как попадание в цель двух (или нескольких) пуль с минимальным рассеиванием и минимальным разрывом по времени удваивает (увеличивает в несколько раз) кинетический удар.
После совершения выстрела или серии выстрелов стрелок ослабляет хват.
При достаточных тренировках вхолостую излишнее напряжение в хвате исчезает.
Усвоение данной методики позволяет вести эффективную стрельбу даже после длительного отсутствия тренировок.
Глава 2.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
ПРИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ
1. КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЫ:
- Я буду всегда обращаться с оружием как с заряженным.
- Я никогда не направлю оружие туда, куда я не хочу стрелять.
- Перед тем как выстрелить, я всегда проверю, что перед целью и за ней.
- Я никогда не коснусь пальцем спускового крючка, пока оружие не будет направлено на цель.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНОМ КЛАССЕ, В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ (БЕЗ ПАТРОНОВ).
ПЕРЕЗАРЯЖАНИЕ ПИСТОЛЕТА.
Необходимость изучения темы занятия:если стрелок умеет с большой скоростью и точностью поражать цели, но не обучен быстро производить смену магазина, то при необходимости совершения количества выстрелов, большего, чем патронов в магазине, особенно в стрессовой ситуации, шансы на выживание у него резко снижаются, поэтому способность достаточно быстро перезаряжать пистолет как в светлое время суток, так и при полном отсутствии видимости, в любом положении тела и в условиях стресса, имеет неоценимое значение.
Цель занятия:приобретение устойчивых навыков перезаряжания пистолетов любой модели и конструкции на основе природных возможностей человека.
Обеспечение: штатное снаряжение, пистолет с двумя магазинами, средство подачи сигнала (таймер МКПС, свисток), мишени на стойках по количеству обучаемых.
Упражнение: И. П. – пистолет с вставленным магазином, не снаряженным патронами, у груди, стволом в сторону мишени, хват одной или двумя руками. Указательный палец находится вне спусковой скобы. Обучаемые находятся на одной линии с интервалом не менее 1,5 м. Мишень в 7 м напротив каждого обучаемого. По сигналу обучаемый наводит оружие на цель, указательный палец накладывает на спусковой крючок, производит нажим и убирает палец со спускового крючка, в зависимости от конструкции фиксатора магазина правой или левой рукой сбрасывает магазин, вставляет следующий, прицеливается в мишень, наложив указательный палец на спусковой крючок, производит выстрел вхолостую и убирает палец со спускового крючка. По следующему сигналу (два свистка) рука (руки) с оружием и выпрямленным указательным пальцем возвращается к груди.
Методические рекомендации:объяснять важность умения быстро перезаряжать пистолет и осуществлять показ движений рук на основе природной координации движений. Перезарядка производится слабой или сильной рукой в зависимости от механизма фиксации магазина в пистолете:
1. Для пистолета с кнопочным фиксатором: сильная рука, перехватив рукоятку пистолета, большим пальцем нажимает на фиксатор магазина и, пока слабая рука ушла за следующим магазином, перехватом рукоятки пистолета обратно укладывается в хват.
2. Для пистолетов с фиксацией основания магазина (ПМ, АПС и другие марки оружия с фиксатором в нижней части рукоятки пистолета): слабой рукой извлекаем магазин и опускаем кисть руки к подсумку со сменным магазином. Пистолет рукояткой ориентируется относительно оси магазина, подаваемого естественным движением предплечья. Пистолет находится на линии прицеливания, развернут влево относительно окна выброса гильз и чуть наклонен стволом вниз так, чтобы ось рукоятки пистолета совпадала с вертикальной осью подаваемого магазина.
Особое внимание обратить на положение указательного пальца сильной руки в момент перезарядки. Палец находится вне спусковой скобы, обеспечивая безопасность действия с оружием.
Дозировка:выполнять не менее 20 раз.
Характерные ошибки при отработке темы занятия:магазин дном не упирается в ладонь, указательный палец слабой руки ложится не строго вдоль передней стенки магазина, а наискосок. Локоть слабой руки опускается вместе с кистью, что при подаче магазина вверх ведет к выгибанию всего тела. При перезарядке пистолет уходит с линии прицеливания вниз, что снижает возможность прицельного выстрела, когда патрон в патроннике есть, а смена магазина еще не произошла.
СТРЕЛЬБА ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ.
Необходимость изучения темы занятия:при возникновении необходимости вести огонь из пистолета в лесу, в здании, среди развалин и т. д., умение поражать быстро и точно цели, совершая короткие и длинные перемещения, имеет важное значение.
Цель занятия:приобретение устойчивых навыков принятия положения для стрельбы из пистолета после короткого и длинного перемещения.
Обеспечение:штатное снаряжение, пистолет, средство подачи сигнала (таймер МКПС, свисток), 2 мишени на стойках на каждого обучаемого.
Упражнение № 1:короткое перемещение,И. П.– пистолет с вставленным магазином, не снаряженным патронами, в кобуре. На исходном рубеже устанавливается глухой щит, шириной 1,5-2 м. Слева и справа от щита на дистанции 3-7 м - две мишени. И. П. – с одной из сторон щита. По сигналу обучаемый наводит оружие на цель, делает выстрел вхолостую (два выстрела), перемещается на другой конец щита и выполняет другой выстрел вхолостую (два выстрела).
Методические рекомендации:при коротких перемещениях оружие остается на уровне глаз. Удерживать оружие в момент перемещения можно как одной, так и двумя руками. Следить за положением пальца в зоне спускового крючка при перемещении с пистолетом и соблюдением угла безопасности.
Дозировка: выполнять не менее 20 раз, до полного исчезновения ошибок.
Упражнение № 2:длинное перемещение,И. П.– пистолет с вставленным магазином, не снаряженным патронами, в кобуре. На исходном рубеже устанавливается глухой щит, шириной 5-7 м. Слева и справа от щита на дистанции 3-7 м - две мишени. И. П. – с одной из сторон щита. По сигналу обучаемый наводит оружие на цель, делает выстрел вхолостую (два выстрела), перемещается на другой конец щита и выполняет другой выстрел вхолостую (два выстрела).
Методические рекомендации: при длинном перемещ