Проблемы российского рынка труда
Российский рынок труда находится в стадии становления и значительно отличается от тех моделей, которые объясняют поведение субъектов рынка труда в условиях зрелых экономических отношений.
Специфика функционирования российского рынка труда предопределена рядом факторов, связанных с процессом формирования рынка труда и накопленными проблемами. Каковы же эти проблемы?
Сверхзанятость населения, которая имела место в советский период развития экономики, из-за неоправданно завышенного спроса на труд и неэффективного использования трудового потенциала привела к тому, что скрытая безработица достигала 10-25% занятого населения. Тем не менее, существовал дефицит рабочей силы по ряду профессий (число вакансий составляло 3 млн. по стране в целом). При наличии значительного количества высококвалифицированных специалистов в народном хозяйстве использовался труд около 25 млн. человек, занятых неквалифицированным трудом.
До настоящего времени особо острой остается проблема региональной занятости – существуют трудоизбыточные и трудодефицитные районы. Колоссальное развитие получил теневой рынок труда.
Во многом еще сохраняются психологические установки на умеренное потребление и весьма скромные представления об обеспеченности.
В качестве негативных последствий либеральных реформ необходимо назвать неблагоприятные структурные сдвиги, катастрофическое снижение уровня жизни основной массы населения, его резкое социальное расслоение, естественная убыль и старение населения. Влияние этих факторов во многом предопределяет поведение работников и работодателей.
Происходит обесценение труда: в 1992 г. на долю заработной платы приходилось примерно две трети денежных доходов, а в 1999 г. – чуть более тридцати, в 2002г.- 46% ВВП.
Минимальный размер заработной платы меньше прожиточного минимума примерно в пять раз и составляет около 10% от средней зарплаты (для развитых рыночных экономик эта доля равна 40-50%), а заработную плату ниже прожиточного минимума получает каждый четвертый работник. Значителен разрыв в уровнях заработной платы по отраслям, стираются квалификационные различия.
В результате проводимых преобразований, в том числе приватизации, произошел отток рабочей силы из государственного сектора. Развивается мелкий бизнес, обеспечивая создание значительного количества новых рабочих мест. По данным Госкомстата РФ, малое предприятие в среднем обеспечивает занятость 20 работникам. В начале 2000 г. на малых предприятиях работало примерно 12-15 млн. человек, а “челночным бизнесом” занималось (по разным оценкам) от 10 до 40 млн. человек. Тем не менее, для многих категорий работников возможность получать высокие заработки не является приоритетной, если она связана с риском, утратой гарантированности заработка и, особенно, тем, что обещанная заработная плата долгое время не выплачивается. Важной причиной того, почему многие квалифицированные работники не уходят из государственного сектора, является то, что они не хотят лишиться профессионализма, возможности самовыражения, и то, что еще для многих в России материальные стимулы не стали преобладающими, если хотя бы в какой-то степени удовлетворяются первые жизненные потребности. В этой связи существование скрытой безработицы во многом объясняется тем, что руководители государственных предприятий, особенно имеющих современное высокотехнологичное производство, идут на сохранение квалифицированной рабочей силы в ожидании лучших времен. Да и сами работники понимают, что, уволившись, они (с высокой долей вероятности) попадут в состав застойной безработицы, являющейся наиболее разрушительной для трудового потенциала и качества рабочей силы.
В России в настоящее время по большинству профессий сложился “гибкий” рынок труда, в связи с тем, что минимальная заработная плата находится ниже равновесного уровня (рис.8.9), поэтому она не оказывает ограничивающего влияния на рынок труда и не является причиной безработицы. В силу несоответствия трудового законодательства современным условиям, рабочие оказываются крайне незащищенными перед злоупотреблениями владельцев средств производства, администрации фирм и т.д. Цивилизованное и реальное решение трудовых споров через суд – вопрос будущего.
Кризисные процессы, происходящие в экономике России, пока не вызывают адекватного сокращения занятости. Происходящие в социально-экономической сфере процессы лишь приводят к дальнейшему углублению структурных диспропорций между спросом и предложением труда, к увеличению продолжительности безработицы и доли длительно незанятых в общей численности безработных.
Анализ современного состояния рынка труда в условиях переходного периода позволяет сделать вывод, что пока происходит существенное ухудшение трудового потенциала нации, поэтому крайне важна и необходима активная политика государства по преодолению столь пагубных для российской экономики кризисных процессов.
Межвременной выбор.
Бюджетное ограничение
Допустим, что потребители или фирмы имеют возможность брать и давать деньги в долг по ставке процента r.Предположим, что цены потребления в каждом периоде равны 1.
Пусть потребитель решил делать сбережения, поэтому его потребление в первом периоде с1 меньше дохода первого периода m1.. В результатеон получит процент на сберегаемую им сумму, равную разности между доходом и потреблением (m1 — с1) исходя из ставки процента r. Сумма, которую он может израсходовать на потребление в следующем периоде:
с2 = m2 + (m1 — c1) + r(m1 — c1)= m2 + (1 + r) (m1 –c1) . (8.9),
где m1,m2 - сумма денег, имеющаяся у потребителя в каждом периоде.
Во втором периоде потребитель может истратить на потребление свой доход m2 плюс сбережения, которые он сделал в первом периоде и процент, заработанный на эти сбережения.
Если потребитель является заемщиком, т.е. его потребление в первом периоде превышает его доход первого периода, т.е. если с1 > m1. Сумма по долгу, которую он обязан заплатитьво втором периоде, составит r(m1 — с1). Кроме того, он должен вернуть и саму сумму долга, равную (с1 — m1.).
Таким образом, бюджетное ограничение задано уравнением: с2 = m2 - (c1—m1) - r(c1 — m1) = m2 + (1 + r) (m1 –c1),которое такое же, как и уравнение (8.9).
Если величина(m1 — c1) положительна, то потребитель получает процент на эти сбережения.
Если величина(m1 — c1) отрицательна, потребитель платит процент за взятую в долг сумму.
Если m1= c1, то потребитель не является ни кредитором, ни заемщиком..
Преобразуем уравнение бюджетного ограничения для данного потребителя::
(8.10)
(8.11)
Оба уравнения представлены в виде: Р1Х1 + Р2Х2 = Р1m + P2m2.
Таким образом в уравнении (8.10) в качестве цены Р1=(1 + r)и Р2= 1. В уравнении (8.11) в качестве цены Р1=1, Р2= 1/((1 + r) .
Уравнение (8.10) представляет собой бюджетное ограничение, выраженное через будущую стоимость, а уравнение (10.11) — через текущую стоимость.
Текущая стоимость начального запаса денег в двух периодах представляет собой сумму денег в первом периоде, которая позволит получить то же бюджетное множество, что и начальный запас денег.
Эта сумма, дающая максимально возможную величину потребления в первом периоде (поскольку потребитель все тратит сегодня, полностью расходуя доход будущего периода) представлена точкой пересечения бюджетной линии с горизонтальной осью. Таким образом, текущая стоимость начального запаса равна с1 = m1 + m2/(1 + г).
Рис.8.10. Текущая и будущая стоимости.
Если потребитель ничего не тратит в первом периоде, все оставляя на второй, т.е. с1 = 0. Тогда точка пересечения бюджетной линии с вертикальной осью покажет максимальную сумму, которая может быть потрачена во втором периоде. Из уравнения бюджетного ограничения найдем будущую стоимость начального запаса.: с2= (1 + r)m1 + m2(рис 8.10).
Поскольку существует начальный запас, то такая структура потребления всегда доступна, следовательно, бюджетная линия проходит через точку (m1 , m2), и имеет наклон —(1 +r).