Особенности российского рынка труда IT-специалистов

Информационные технологии сегодня – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. Спрос на IT-специалистов достаточно высок, в том числе со стороны иностранных компаний. Несмотря на положительную динамику развития сферы информационных технологий, на российском рынке труда в данной области сложилась непростая ситуация, причем как для работодателей, так и для самих IT-специалистов. Причиной тому являются:

1) отсутствие четкой классификации IT-специалистов и системы, позволяющей определить уровень их квалификации;

2) неграмотность руководства многих компаний в сфере информационных технологий, в силу этого – неспособность определить, какой именно специалист нужен;

3) относительная новизна многих IT-специальностей и недостаточность образовательной базы выпускников российских вузов, отсутствие комплексного подхода в подготовке IT-специалистов.

IT-специалисты выполняют самые разнообразные задачи. Этих сотрудников условно принято делить на тех, кто осуществляет техническую поддержку пользователей, кто разрабатывает новое программное обеспечение и кто сочетает профессиональные и административные функции (например, руководители IT-отделов). В особую категорию выделяют web-специалистов, среди которых тоже множество работников узкого профиля.

Для того чтобы сделать карьеру в области информационных технологий, помимо высшего образования придется закончить специализированные курсы, и не одни, потребуется изучать профильную литературу и постоянно совершенствоваться. Зачастую руководству фирмы (особенно если это не профильная IT-компания) сложно определить реальную квалификацию специалиста и его умение решать конкретные задачи. Даже прохождение сертифицированных курсов Microsoft, увы, не гарантирует, что сотрудник — именно тот, кто нужен.

Довольно часто отделы кадров предприятий, получив заявку на IT-специалиста, не могут справиться с поставленной задачей. Как правило, срок поиска подходящего кандидата составляет как минимум месяц, а потом еще несколько месяцев уходит на то, чтобы ввести его в курс дела на данном предприятии. Так что часто менять этих сотрудников невыгодно. Зачастую руководство предприятия не в состоянии правильно ставить задачи и регулировать работу IT-специалистов из-за незнания специфики данной области. Особенно если уровень задач не просто укладывается в понятие «чтобы все компьютеры работали», а предполагает создание баз данных или электронной системы управления предприятием. А между тем серьезный сбой в работе с электронными базами чреват огромными убытками.

В настоящее время существуют специализированные агентства по подбору IT-персонала, которые могут профессионально осуществлять «перевод» с языка отдела кадров на язык компьютерщиков и обратно.

Помимо наличия профессиональных навыков, соответствующих постоянно растущим требованиям рынка, IT-специалисты должны иметь репрезентативные способности и уметь быстро ориентироваться в новой ситуации. Сфера IT-технологий — одна из самых динамично развивающихся в мире. Объем продаж через Всемирную сеть ежегодно увеличивается вдвое. Кроме того, широкое использование микропроцессоров при создании потребительских товаров (от сотовых телефонов до электронных систем управления домом) выводит деятельность IT-специалистов за рамки собственно компьютеров.

Российские вузы совсем недавно стали готовить практиков в данной сфере. Чтобы стать специалистом среднего уровня, после окончания института, как правило, надо еще два-три года где-нибудь поработать.

Один из парадоксов рынка труда заключается в том, что уровень зарплаты IT-специалистов в крупных IT-компаниях… на 3 % ниже среднерыночного. Правда, это компенсируется социальными льготами и возможностью профессионального роста. А самый высокий уровень доходов – в непрофильных компаниях, имеющих развитый IT-отдел (например, в банках). Для таких сотрудников характерна систематическая переработка. Для реализации крупных новых проектов зачастую приходится даже приглашать специалистов со стороны, поскольку штатные работники завалены повседневной текучкой.

Если говорить о распределении заработков по отраслям, то наиболее высок уровень зарплат на рынке телекоммуникаций, а самый низкий — на рынке продаж компьютеров и комплектующих. Конечно, речь идет об общей ситуации, в конкретной фирме может быть и по-другому: многое зависит от ее размера и прибыли.

Интересно, что нередко высококвалифицированные IT-специалисты предпочитают работать в небольших компаниях, мотивируя это более человечными взаимоотношениями в коллективе и большим уровнем свободы. А при желании они всегда могут подработать, занявшись каким-то конкретным проектом в другой фирме.

В данной области по-прежнему сохраняется дефицит топ-менеджеров и руководителей среднего звена. Специалисты, сочетающие технические и управленческие навыки, а также имеющие опыт продаж, востребованы везде. В сфере Интернета к таковым относятся менеджеры по продаже интернет-ресурсов, в сфере высшего руководства — директора по продажам и руководители проектов с опытом работы и нестереотипным мышлением.

Из технических специалистов — это системные аналитики, особенно имеющие опыт работы в сфере финансов и знающие динамику бизнес-процессов, консультанты по технической поддержке ERP-систем. Пользуются популярностью и специалисты со знанием Oracle и сертификатами. В офисы требуются квалифицированные инженеры по телефонии. Традиционные сервис-инженеры и системные администраторы тоже без работы не остаются. Как правило, сервис-инженерами становятся выпускники технических вузов с хорошим знанием компьютерного «железа». Если сеть большая, приходится нанимать нескольких системных администраторов.

В сфере массовых продуктов первенство принадлежит компании «1С». Ее программное обеспечение активно применяют (практически 50 % рынка) в управленческой и бухгалтерской сферах. Соответственно огромным спросом пользуются и программисты «1С».

Следует также, отметить относительно новое направление, такое как информационная безопасность, которое развивается быстрыми темпами – это разработка и внедрение решений, поддержка пользователей, сканеры безопасности, базовые сетевые сервисы – очень актуально в рамках формирующегося информационного общества в РФ.

Рынок труда все больше нуждается в специалистах по консалтинговым услугам в области информационных технологий и менеджерах по подбору соответствующего персонала. С каждым годом в этой сфере появляются новые направления, поэтому спрос на квалифицированных IT-специалистов будет только расти (особенно на тех, кто свободно владеет английским языком, поскольку сотрудничество с иностранными компаниями сегодня является очень перспективным).

Рынок ИКТ в России молод, но является одной из самых динамично развивающихся отраслей отечественной экономики из-за прибыльности и общей рентабельности этого бизнеса. Объем российского рынка ИКТ оценивается в $12,13 млрд, из которых 72 % приходится на телекоммуникации, а 28 % на ИТ (оборудование, ПО, ИТ-услуги). Среднегодовой рост инвестиций в ИТ в России считается равным 11 % в год.

Самой рентабельной признана отрасль ИТ-услуг (от 35 % до 42 %) и ПО (от 20 % до 34 %). Рентабельность рынков продажи оборудования и телекоммуникационных услуг составляет 12 % и 20 %, соответственно. Однако они, в отличие от рынков ИТ и ПО, считаются самыми стабильными, и факторы риска на них ниже. По данным агентства Gartner, в среднем российские компании расходуют на ИТ (технические средства и ПО, персонал, внешние услуги и передачу данных) 2,89 % своих годовых бюджетов, заложенных в оптимизацию собственных бизнес-процессов. А, к примеру, финансовые структуры в период активного развития своего электронного бизнеса (запуска в сети торговых площадок, Интернет-магазинов и т. д.) тратят на ИТ около 14 % от общего объема инвестиций.

Благоприятная конъюнктура рынка энергоносителей основного источника свободных средств, используемых в России для потребления и внутренних инвестиций, позволила многим российским потребителям рынка информационных технологий увеличить расходы на внедрение элементов информационных систем.

Наши рекомендации