Глава 8. рынок факторов производства.
До сих пор мы рассматривали процессы, которые происходили на рынках благ. Фирмы там выступают в роли продавцов, а население (домашние хозяйства) – в роли покупателей продукции, предлагаемой фирмами. Субъектами спроса являются домохозяйства, максимизирующие свои индивидуальные функции полезности, а субъектами предложения — предприятия, максимизирующие свои индивидуальные функции прибыли.
На рынках ресурсов, или факторов производства собственниками и продавцами ресурсов выступает население, а покупателями – фирмы, которые осуществляют соединение и взаимодействие ресурсов для производства товаров и услуг. Первичнымисубъектами предложения труда и финансового капитала (сбережений) являются домохозяйства, ставящие своей целью максимизацию своих функций полезности. Конечнымисубъектами спроса на труд и капитальные блага (включая земельные участки), являются предприятия, имеющие цель максимизации прибыли. Каждый из факторов, участвуя в производственном процессе, вносит свой вклад в создание благ, или оказывает определенные услуги. И именно величина оплаты этих услуг определяет доходы собственников факторов производства. Естественно поэтому рассматривать спрос на факторы производства, или производственные ресурсы, с точки зрения поведения прибылемаксимизирующих предприятий.
На рынках факторов производства действуют те же законы, что и на товарных рынках. Равновесная рыночная цена также складывается под воздействие спроса и предложения.
Но спрос на факторы производства имеет и свои особенности, поскольку сам он формируется под влиянием процессов, происходящих на рынках товаров и услуг.
Спрос на ресурс является производным от спроса на продукт, который производится при помощи данного вида ресурса. Производный спрос – это спрос на факторы производства (предъявляемый со стороны фирм) зависящий от спроса на товары и услуги, которые производятся с использованием этих факторов. Например, в летнее время в курортных городах увеличивается спрос на обслуживающий персонал в санаториях и гостиницах, т.к. увеличивается количество отдыхающих. Если увеличивается спрос на жилье, то растет спрос все ресурсы, используемые для строительства: строительные материалы , технику, рабочих и т.д.
Спрос на факторы производства
Ценность какого-либо фактора производства для фирмы, максимизирующей прибыль, зависит от того, в какой мере использование данного фактора способствует увеличению прибыли. Прирост прибыли, полученный в результате использования дополнительной единицы какого-либо фактора, зависит от следующих трех обстоятельств:
1) от физического прироста продукции, обусловленного применением дополнительной единицы данного фактора, т. е. от величины его предельного продукта.
2) от прироста выручки, приносимой этим предельным продуктом фактора.
3) от предельных факторных затрат, т.е. от прироста затрат фирмы, вызванных привлечением дополнительной единицы фактора производства.
Анализ формирования спроса на факторы производства рассмотрим на примере формирование спроса на трудовые ресурсы. Но все выводы, полученные в результате исследования спроса на труд, будут справедливы и в отношении спроса на другие ресурсы: капитал и землю.
Спрос на труд
Спрос на труд, прежде всего, зависит от его производительности и рыночной стоимости (цены) товара, который производится с его использованием. Величина спроса на труд определяется его предельной доходностью, которая равняется предельной выручке фирмы, умноженной на предельный продукт труда:
MRPL=MRxMPL, (8.1)
где MRPL – предельная доходность труда, или предельный продукт труда в денежном выражении; MR – предельная выручка (т.е. выручка, полученная от реализации еще одной дополнительной единицы продукции); MPL – предельный продукт труда (т.е. количество продукции, созданное с использованием дополнительной единицы труда).
Спрос на труд будет изменяться (смещается вся кривая спроса) в результате:
- изменений в спросе, а, соответственно, и в цене на продукт, который производится с помощью данного ресурса;
- изменений в производительности труда, в том числе в силу роста количества и качества других ресурсов, совместно с которыми используется труд;
- изменений в цене других ресурсов.
Например, если капитал и труд являются субститутами (взаимозаменяемыми ресурсами), то снижение цены на капитал, как правило, приводит к сокращению спроса на труд, который капитал призван заменить, т.е. действует эффект замещения. Но это сокращение может быть компенсировано тем, что понижение цены капитала приведет к уменьшению издержек производства и тем самым к росту объемов производства и соответственно к повышению спроса на труд, т.е. действует эффект объема, или эффект выпуска продукции. Поэтому снижение цены капитала может как уменьшить, так и увеличить спрос на труд, в зависимости от того, какой из эффектов (эффект объема или эффект замещения) окажется сильнее. Если капитал и труд являются взаимодополняющими ресурсами, т.е. на них предъявляется совместный спрос, то действует только эффект объема (увеличение использования капитала приведет к увеличению использования труда).
Эластичность спроса на труд будет тем выше, чем выше:
- количество имеющихся подходящих ресурсозаменителей;
- эластичность спроса на продукт;
- доля труда в совокупных издержках производства.
Какое же количество работников будет нанимать фирма?