Распределительная логистика.
Распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализованных в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями.
Цель: наиболее полное удовлетворение спроса покупателей и получение на этой основе максимальной возможной прибыли.
Задачи:
- планирование процесса реализации;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор упаковки;
- комплектация товаров;
- организация отгрузки продукции;
- организация доставки;
- контроль за транспортировкой;
- организация послереализационного обслуживания;
- выбор схемы распределение материального потока;
- определение оптимального количества складов;
- определение места расположения складов.
Характеристика каналов распределения:
Характеристики | Каналы товародвижения | |||
Прямые | Косвенные | Смешанные | ||
Оптовые фирмы | Сбытовые агенты | |||
Рынок | Вертикальный | Горизонтальный | Вертикальный | Любой |
Объем сбыта | Небольшой | Большой | Средний | Большой |
Контакты с изготовителями | Очень тесные | Незначительные | Малые | Средние |
Издержки сбыта | Самые высокие | Средние | Самые низкие | Оптимальные |
Политика цен | Очень гибкая | Гибкая | Недостаточно гибкая | В целом гибкая |
Знание предмета сбыта | Отличное | Удовлетворительное | Хорошее | Оптимальное |
Зона действия | Узкая | Широкая | Узкая | Наиболее полная |
Право собственности на продукты в процессе сбыта | У изготовителя | У посредника | У посредника | Нормальное |
Финансовое состояние изготовителя | Сильное | Слабое, среднее | Слабое | Нормальное |
Возможности технического обслуживания | Самые высокие | Низкие | Средние | Нормальное |
Норма прибыли | Высокая | Низкая | Низкая | Средняя |
Уровень стандартизации | Низкий | Высокий | Высокий, средний | Любой |
Качество отчетности | Высокое | Низкое | Самое низкое | Нормальное |
Логистика запасов.
Логистика запасов – управление материальными потоками, ожидающими вступления в процесс личного или производственного потребления.
Цель: обеспечение бесперебойной работы призводственных и торговых предприятий.
Задачи:
- определение необходимого количества дополнительной продукции;
- выявление времени поставки дополнительной продукции;
- определение необходимых складских площадей для хранения запасов;
- организация процесса пополнения запаса;
- регулирование уровня запаса;
- определение расходов на содержание запасов.
Классификация запасов:
- по месту нахождения: производственные, товарные;
- в каналах сферы обращения: запасы в пути, запасы на предприятиях торговли;
- по исполняемым функциям: текущие, подготовительные (буферные), гарантийные (страховые или резервные), сезонные, переходящие;
- по времени: максимальный желательный запас, пороговый уровень запаса, текущий уровень запаса, гарантийный запас.
Транспортная логистика.
Логистика складирования – отрасль логистики, занимающая вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, учёта товаров и управления запасами.
Цель: организация и осуществление рациональной и недорогой доставки товаров до мест потребления.
Задачи:
- создание транспортных систем;
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- планирование транспортного процесса совместно со складским и производственным;
- выбор видов транспортных средств;
- определение рациональных маршрутов перевозки.
Характеристики видов транспорта:
Показатель | Морской | Железно-дорожный | Речной | Автомо-бильный | Воздуш-ный | Трубопро-водный |
Пропускная способность | Неограни-ченная | Высокая | Высо-кая | Невы-сокая | Малая | Ограниче-нная |
Себестоимость перевозок | Низкая | Низкая | Низкая | Средняя | Высокая | Высокая/ низкая |
Скорость перевозок | Низкая | Высокая | Низкая | Высокая | Очень высокая | Очень высокая |
Регулярность перевозок | Иногда ограниченная | Стабиль-ная | Сезон-ная | Контро-лируемая | Лимити-руется погодой | Неогра-ниченная |
Дальность перевозок | Межконти-нентальная | Внутрико-тинен-тальная | Вну-три вод-ного бассей-на | Неболь-шая | Неограни-ченная | Внутри-континен-тальная |
Объем перевозок | Большой | Большой | Боль-шой | Неболь-шой | Неболь-шой | Большой |
Необходимость в специальной сети дорог | Не требуется | Требуется | Не тре-буется | Требу-ется | Не требуется | Требуется |
Необходимость в специальных терминалах | Требуется портовое хозяйство | Требуются терми-налы на станции | Требут-ся терми-налы на приста-ни | Не требу-ется | Требу-ются аэро-порты | Требу-ются насосные станции |
Логистика складирования
Логистика складирования – отрасль логистики, занимающая вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, учёта товаров и управления запасами.
Цель: обеспечение минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров, а также достижение бесперебойной работы предприятий
Задачи:
- распределение складской сети;
- складирование;
- подготовка груза к поставкам;
- управлением товарными запасами;
- организация складских поставок.
Виды складской тары:
- деревянная: ящики (дощатые, фанерные), поддоны (плоские, ящичные, составные), бочки;
- металлическая: ящики (с опорами, без опор, съемная стенка, открытая сторона, стоечные), поддоны (однонастильные, двухнастильные), цистерны, канистры и бочки, бидоны и фляги;
- картонная;
- стеклянная;
- бумажная;
- полимерная (бочки и канистры, банки и бутылки, ящики и коробки, кассеты, корзины, тара из пенопласта, тара из поропласта).
Информационная логистика.
Информационная логистика - сфера логистики, связанная с управлением информационными потоками, необходимыми для управления и контроля за выполнением логистических операций.
Цель: своевременное и полное информированиеие составляющих областей логистической системы.
Задачи:
- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
- управление запасами;
- определение мест складирования;
- распоряжение внутрискладским транспортом;
- отбор грузов по заказам и их комплектация;
- организация документооборота;
- обеспечение логистических операций необходимой документацией.
ГЛОССАРИЙ
Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Информационная логистика - сфера логистики, связанная с управлением информационными потоками, необходимыми для управления и контроля за выполнением логистических операций.
Информационный поток – упорядочное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой.
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процесее доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации
Логистика запасов – управление материальными потоками, ожидающими вступления в процесс личного или производственного потребления.
Логистика складирования – отрасль логистики, занимающая вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, учёта товаров и управления запасами.
Логистическая операция – действие, направленное на преобразование материального и соответствующих ему потоков.
Логистическая система – совокупность элементов, связанных между собой, предназначенных для управления потоками.
Логистическая функция – совокупность логических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логической системой и её элементами.
Логистическая цель – множество физических и юридических лиц, осуществляющих логические операции по обеспечению потребителя продукцией; последовательность технологических и логических операций в производстве, находящихся под единым контролем.
Материальный поток – это продукция, рассматриваемая в процессе приложение к ней различных логических (погрузка, разгрузка, сортировка) и технологических операций (резание, ковка, сортировка, плавка) и отнесённая к оперативному временному интервалу.
Поток услуг – вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности.
Производственная логистика – управление материальными и информационными потоками в сфере производства материальных благ и услуг.
Распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализованных в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями.
Финансовый поток – направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.
Вопросы для повторения
1. Каковы две основные трактовки термина «логистика» в настоящее время?
2. Каковы определения главных категорий логистики – потока и запаса?
3. Каковы параметры потоков?
4. В чем заключаются основные правила логистики?
5. Каково определение материального потока?
6. Как классифицируются материальные потоки?
7. Что такое финансовый поток?
8. Как классифицируются финансовые потоки?
9. Что такое информационный поток?
10. По каким признакам классифицируются информационные потоки?
11. Что такое сервисный поток?
12. Каковы особенности сервисных потоков в логистике?
13. Каково определение логистической операции?
14. Каково определение логистической функции?
15. Что такое логистическая система?
16. Что называется звеном логистической системы?
17. В чем понятие логистической цепи?
18. В чем заключается содержание закупочной логистики?
19. Какие типовые задачи решает закупочная логистика?
20. Каковы этапы процесса закупок?
21. Каковы задачи производственной логистики?
22. Что относится к функциям распределительной логистики?
23. Что из себя представляет логистика запасов?
24. По каким показателям классифицируются виды транспорта?
25. Какова роль складирования в логистике?
26. В чем состоят функции складов?
27. В чем состоит эффективность складирования?
Тренировочные задания
1. В течение двух последних кварталов года фирма получала товары А и Б от двух поставщиков №1 и 2 На основании данных о работе фирмы с поставщиками необходимо принять решение о продлении договорных отношений с одним из них.
Динамика объемов поставки и цен на поставляемые товары
По-став-щик | Объем поставки, ед./квартал | Цена за 1 ед., у. д. е. | ||||||
3 квартал | 4 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |||||
Товар А | Товар Б | Товар А | Товар Б | ТоварА | ТоварБ | ТоварА | ТоварБ | |
№1 | ||||||||
№2 |
Динамика поставки товаров ненадлежащего качества
Квартал | Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение квартала, ед. | |
Поставщик №1 | Поставщик №2 | |
Динамика нарушений установленных сроков поставки
Поставщик №1 | Поставщик №2 | ||||
Квартал | Количество поставок, ед. | Всего опозданий, дн. | Квартал | Количество поставок, ед. | Всего опозданий, дн. |
2. Определить цену готового продукта, исходя из трехзвенного производственного процесса (добыча сырья и подготовка к потреблению, производство полуфабрикатов, изготовление конечного продукта). Определить конкурентоспособность готового продукта, если известно, что цена конкурентов по аналогичной продукции составляет 125 у. е.
Исходные данные для определения затрат по закупке сырья и его подготовки к потреблению: объем добычи сырья – 120 тыс. тонн в год; цена сырья за одну тонну 260 у. е.; процент выхода продукта из исходного сырья 70%; хранение сырья на складе – 5% от стоимости обработанного сырья; затраты на сушку приобретенного сырья – 1,5 у. е. за тонну; затраты на упаковку обработанного сырья – 1,1 у. е. за тонну; расходы на доставку сырья 0,6 у. е. за тонну; стоимость погрузочно-разгрузочных работ – 0,4 у. е. за тонну; прибыль – 7% от стоимости обработанного сырья.
Исходные данные для определения затрат на производсмтво полуфабрикатов: процент выхода полуфабрикатов из обработанного сырья – 90%; затраты на технологические операции – 14 у. е. за тонну; хранение полуфабрикатов на складе – 4% от стоимости приобретенного обработанного сырья; затраты на упаковку полуфабрикатов – 0,9 у. е. за тонну; расходы на доставку полуфабрикатов – 0,6 у. е. за тонну; стоимость погрузочно-разгрузочных работ – 0,4 у. е. за тонну; прибыль – 6% от стоимости полуфабрикатов.
Исходные данные для определения затрат на изготовление конечного продукта: процент использования полуфабрикатов в производстве – 100%; затраты на технологические операции – 55 у. е. за штуку; объем производства 550 тыс. штук; хранение на складе готовой продукции – 1,7 у. е. за штуку; затраты на упаковку готовых изделий – 1,2 у. е. за штуку; расходы на доставку готовой продукции – 0,3 у. е. за штуку; стоимость погрузочно-разгрузочных работ – 0,2 у. е. за штуку; прибыль – 7% от стоимости готового продукта.
3. Сталелитейный цех на 1 тонну стали расходует 320 кг чугуна и 720 кг лома. Запланированная с июня следующего года норма расхода снижается для чугуна на 5%, для лома на 6%. Определить среднегодовую норму расхода чугуна и лома, а также их необходимое количество на выплавку 340 тыс. т стали.
4. Имеются данные о затратах времени на пути перемещения продукции от производителя до потребителя, используя услуги различных сетей посредников. Затраты представлены между парой объектов, которые по отношению друг к другу являются продавцом и покупателем:
(I, J) | (1,2) | (2,3) | (2,4) | (3,4) | (3,5) | (3,6) | (4,7) | (5,8) | (6,7) | (6,8) | (7,8) |
Tij |
Построить сетевую модель. Определить критическое время и критический путь перемещения продукции, резервы времени, исходя из наиболее затратного времени распределения продукции.
5. Имеются данные о запасах поставщиков и потребностях потребителей. Необходимо так распределить запасы поставщиков с учетом потребностей потребителей, чтобы суммарные затраты были минимальными:
Потребители Поставщики | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | Запасы поставщиков |
А1 | ||||||
А2 | ||||||
А3 | ||||||
Потребности потребителей |
6. Имеются четыре варианта прогноза потребностей в изделиях: 264 шт., 288 шт., 312 шт., 336 шт. Стоимость хранения изделия на складе 25 руб./шт., потери из-за отсутствия запасных изделий 500 руб./шт. Цена изделия 250 руб. Известно, что в ближайшем квартале будет поставлено не более 300 изделий. Определить наиболее оптимальный прогноз запасных изделий и необходимость дополнительного привлечения запасных изделий.
7. Спрос на двигатели составляет 200 ед. в месяц. Затраты на размещение каждого заказа постоянны и равны 500 руб. Ежедневные затраты на хранение единицы запаса составляют 10 руб. Время поставки партии – два дня. Возможная задержка поставки – один день. Определить параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа.
8. Определить среднетехническую скорость автомобиля и количество ездок, если известно, что время в наряде 10 часов, время в движении 2 часа, время простоя пол погрузкой и разгрузкой 0,5 часа, общий пробег 240 км.
9. Определить необходимое количество автомобилей для перевозки 320 т груза. Грузоподъемность автомобиля 4 т, длина груженой ездки и расстояние ездки без груза 15 км, статистический коэффициент использования грузоподъемности 0,8, время простоя под погрузкой и разгрузкой 30 мин., техническая скорость 25 км/ч, время работы автомобиля на маршруте 8,5 часов.
10. Имеются центральный склад предприятия и три складских филиала. Известно, что объем продукции на центральном складе составляет 800 ед., остаток продукции на складских филиалах равен 40 ед., 100 ед., 80 ед. соответственно. Суточная потребность складских филиалов 20 ед., 80 ед., 25 ед. соответственно. Определить наличие товаров на складских филиалах.
Тесты
1. Что такое логистика:
а) искусство перевозки;
б) искусство управления материалопотоком;
в) предпринимательская деятельность.
2. Что является основным объектом изучения логистики:
а) процессы, выполняемые торговлей;
б) материальные и соответствующие им информационные потоки;
в) рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг.
3. С какими подразделениями предприятия взаимодействует служба логистики:
а) со службой маркетинга;
б) с производственными подразделениями;
в) финансовыми службами.
4. Какое из решений по упаковке принимается с участием службы логистики:
а) размер упаковки;
б) рекламный текст на упаковке;
в) рисунок на упаковке.
5. Что является прямой функцией логиста:
а) выбор транспорта;
б) рыночные исследования;
в) реклама.
6. Какие факторы оказывают влияние на логистическую систему:
а) НТП;
б) структурные изменения в транспорте;
в) цены на топливо и другие материальные ресурсы.
7. Какие элементы включает материально-техническая база транспорта:
а) транспортные средства;
б) путевое и дорожное хозяйство;
в) технические устройства и сооружения.
8. Что такое ездка автомобиля:
а) движение автомобиля;
б) законченный цикл транспортной работы;
в) движение автомобиля из автохозяйства в пункт погрузки.
9. Каким целям служат запасы готовой продукции:
а) обеспечению производства продукции партиями оптимального размера;
б) выпуску продукции фирмой;
в) хранению на складе готовой продукции.
10. Какие издержки относятся к закупкам продукции:
а) транспортные;
б) капитальные затраты;
в) затраты на содержание складских помещений.
11. Из каких площадей складывается общая площадь склада:
а) полезной;
б) приемочно-отпускных;
в) служебной и вспомогательной.
12. Какой вид транспорта способен доставлять груз «от двери до двери»:
а) автомобильный;
б) железнодорожный;
в) воздушный.
13. Какой вид транспорта обеспечивает наиболее низкую стоимость первозки:
а) автомобильный;
б) железнодорожный;
в) воздушный.
14. Что поступает из логистической системы во внешнюю среду:
а) материальные ресурсы, необходимые для производства продукции;
б) финансовые средства потребителей продукции;
в) готовая продукция.
15. Что является объектом логистического сервиса:
а) материальный поток;
б) материальные и связанные с ним информационные потоки;
в) потребители материального потока.
16. С чем связано основное содержание сбытовой деятельности:
а) с процессом продвижения готовой продукции на рынок;
б) организацией товарного обмена с целью извлечения прибыли;
в) выбором рациональных каналов распределения продукции.
17. Что происходит с издержками по хранению запасов при увеличении партии поставки:
а) увеличиваются;
б) уменьшаются;
в) не меняются.
18. Какая из перечисленных операций относится к логистическим:
а) оформление заказа на материальные ресурсы;
б) списание неликвидных материальных ценностей;
в) сушка сырья.
19. Что делает логистическая операция:
а) преобразует материальные потоки;
б) интегрирует материальные потоки;
в) ускоряет движение материальных потоков.
20. Какова зависимость между издержками выполнения заказа и размером поставляемой партии материальных ресурсов:
а) прямая;
б) обратная;
в) нет явной зависимости.