Глава 1. Теоретические аспекты логистического управления.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

дисциплины «Логистика»

Глава 1. Теоретические аспекты логистического управления.

Определение теримина «логистика».

В-первые, понятие логистика появилась в эпоху Древней Греции и Римской Империи. В Древней Греции под логистикой понималось счётное искусство или «искусство рассуждений, вычислений». В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия. В эпоху развития Византийской империи (9 – 10 века) логистика определилась как искусство снабжения армии и управление и перемещение.

В целом, исторически можно проследить две основные трактовки термина «логистика», которые дошли до наших дней. Первая связанная с применением логистики в военной области. Так в 198 логистика определилась как практическое искусство управления войсками включающие планирование, снабжение, определение мест дислокации войск, транспортное обслуживание армии. Широкое развитие принципы логистики получит в годы второй мировой войны в процессе решения задач материально-технического обеспечения американской армии, дислоцирование в Европе, а также организации и взаимодействия между поставщиками и продовольствия, транспортом и войсками.

Вторая трактовка логистики как математической логики использовалась в работах немецкого математика Лейбинца в 18 – 19 веках, а закрепилось данное знание логистики на философском конгрессе в Женеве в 1904г.

В России научно-практическое направление логистике появилось и стало активно развиваться в 90-е годы 20 в, в период перехода к рыночной экономике «развитие бизнеса».

В настоящее время общественного определения термина «логистики» как в мире, так и в России нет.

Так в терминологическом словаре логистика определяется, как «наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процесее доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.»

В более широком смысле логистику можно трактовать как современную методологию и методику управления возникающими в процессе экономической деятельности потоками всех взаимосвязанных видов как едином целым.

В настоящее время логистика включает в себя следующие функциональные разделы: логистика запасов, транспортная логистика, закупочная логистика, сбытовая (распределительная) логистика, логистика производственных процессов, логистика складирования, информационная логистика.

Ключевой идеей, лежащей в основе логического подхода к организации и управлению эконом. деятельностью, является интеграция, т.к. потоки материалов, ресурсов финансов и информации взаимосвязаны посредством общей системы управления, что даёт эконом. приоритет.

В целом логистическое управление отвечает на следующие вопросы: что именно и в каком объёме следует изготавливать собственными силами, а что заказать у поставщиков; как осуществить выбор оборудования; как осуществлять планирование; как осуществлять выбор структуры и реализации внутренней транспортной системы и управлять её функционированием; как осуществлять производственный контроль; как создавать эффективную систему складирования; как осуществить учёт и управление запасами готовой продукции.

Основные понятие логистики.

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сфере предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и др. потоков.

Главными категориями логистики являются: поток, логическая операция, логическая функция, логическая система, логическая цель, правила логистики.

Поток – один или множество объектов, воспринимаемое как единое целое, существующее как процесс па определённом временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах.

Основные виды потоков:

Материальный поток – это продукция, рассматриваемая в процессе приложение к ней различных логических (погрузка, разгрузка, сортировка) и технологических операций (резание, ковка, сортировка, плавка) и отнесённая к оперативному временному интервалу.

Финансовый поток – направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.

Информационный поток – порядочное множество сообщений, циркулирующих в логической системе, между логической системой и внешней средой.

Поток услуг – вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные, оптово – розничные, консультационные и др.)

Логистическая операция – действие, направленное на преобразование материального и соответствующих ему потоков.

Виды логических операций.

- с материальными потоками в сфере производства: размещение заказов, управление складированием, выбор оборудования и поставщиков, планирование и контроль производственного процесса, учёт и управление запасами;

- с материальными потоками в сфере обращения: погрузка, разгрузка, транспортировка, конкуренция, складирование, распределение, затоваривание;

- с информационными потоками: сбор, хранение, обработка, передача информации;

- с финансовыми потоками: проведение стоимостного анализа, составление бюджетов, контроль расходов и доходов.

Логистическая функция – совокупность логических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логической системой и её элементами.

Логистическая система – совокупность элементов, связанных между собой, предназначенных для управления потоками.

Логистическая цепь – множество физических и юридических лиц, осуществляющих логические операции по обеспечению потребителя продукцией; последовательность технологических и логистических операций в производстве, находящихся под единым контролем (закупка материалов, сырья, полуфабрикатов – хранение материалов, сырья, полуфабрикатов – производство товаров – распределение готовой продукции – потребление готовой продукции).

Правила логистики – требования, предъявляемые к логистической системе, с максимально возможным удовлетворением потребностей потребителей.

7 правил: продукт должен быть: необходим потребителю; соответствующего качества; в необходимом количестве; доставлен в нужное время; доставлен в нужное место; доставлен с минимальными затратами; доставлен конкретному потребителю.

Материальный поток.

Материальный поток – это продукция, рассматриваемая в процессе приложение к ней различных логических (погрузка, разгрузка, сортировка) и технологических операций (резание, ковка, сортировка, плавка) и отнесённая к оперативному временному интервалу.

Параметры, характеризующие материальные потоки: номенклатура, ассортимент, количество продукции; габаритные характеристики (площадь, др. параметры); весовые характеристики; физико – химические характеристики; характеристики тары; упаковки, транспортного средства; условия договора купли – продажи; условия транспортировки и страхования; финансовые характеристики.

Классификация материальных потоков:

1. по отношению к логистической системе: внутренние (не выходящие за пределы логист системы), внешние (поступающие и входящие из логистической системы)

2. по отношению к звену логистической системы: входные и выходные

3. по ассортименту: одноассортиментные и многоассортиментные

4. по масштабности: массовые (требующие транспортировки группой транспортных средств: железнодорожный состав) крупные (несколько вагонов), средние (один вагон), мелкие (грузоподъёмность меньше транспортного средств а.

5. по массивности: тяжеловесные (свыше 1 т.), легковесные (до 1 т.), негабаритные (высота более 3,8м., ширина более 2,5м, длина – больше длины грузоподъеиной площадки)

6. по консистенции: насыпные (зерно), навалочные (руда, уголь).

7. по характеру движения во времени: непрерывные, дискретные.

Финансовые потоки.

Финансовый поток – направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.

Классификация финансовых потоков, его организация, время, направление

  1. по отношению к логистической системе: внешнее и внутреннее
  2. по назначению: финансовые потоки, связанные с покупкой товаров; инвестиционные финанасовые потоки; фин. потоки по воспроизводству рабочей силы; финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат; финансовые потоки, связанные с продажей товаров.
  3. по способу переноса авансированной стоимости на товары: сопрвождающие движение основных фондов предприятия; обусловленные движением оборотных средств предприятия.
  4. в зависимости от применяемых форм расчётов: денежные (характеризующие движение наличных денег), информационно-финансовые (характеризующие движение безналичных средств).
  5. по видам хозяйственных связей: горизонтальные (расчёты между равноправными организациями), вертикальные (расчёты между материнской и дочерней компаниями)

Информационные потоки.

Информационный поток – упорядочное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой.

Классификация:

1. по отношению к логистическим функциям: ключевые, базисные, элементарные, комплексные.

2. по отношению к логистической системе: внешние, внутренние, вертикальные, горизонтальные, входные, выходные.

3. по назначению информации: управляющие, нормативно – справочные, учётно-аналитические, вспомогательные.

4. по степени открытости и уровню значимости: открытые, закрытые, коммерческие, секретные, простые, заказные

5. по виду носителей информации: на бумажных носителях, на магнитных носителях, электронные.

6. по способу передачи данных: курьер; телефон, телеграф, телевидение, радио; электронная почта; факс.

7. по времени возникновения и периодичности использования: регулярные, периодические, оперативные, on line, of line.

Потоки услуг.

Поток услуг – вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные, оптово – розничные, консультационные и др.)

Параметры оценки качества услуг:

- осуществляемость – среда, в которой оказываются услуги;

- надёжность – чёткость и соблюдение сроков;

- ответственность – желание персонала сервисной фирмы помочь покупателю, гарантии выполнения услуг;

- законченность – обладание необходимыми знаниями и навыками, компетентность персонала;

- доступность – лёгкость установления капиталов с сервисной фирмой, удобное для покупателя время оказание сервисных услуг;

- безопасность – отсутствия риска и недоверия со стороны покупателя;

- внешность – корректность, любезность персонала;

- взаимоотношения с покупателем – интерес к покупателю, способность персонала войти в роль персонала и знания его потребностей.

Логистические операции.

Логистическая операция – действие, направленное на преобразование материального и соответствующих ему потоков.

Виды логических операций.

- с материальными потоками в сфере производства: размещение заказов, управление складированием, выбор оборудования и поставщиков, планирование и контроль производств. процесса, учёт и управление запасами;

- с материальными потоками в сфере обращения: погрузка, разгрузка, транспортировка, конкуренция, складирование, распределение, затоваривание;

- с информационными потоками: сбор, хранение, обработка, передача информации;

- с финансовыми потоками: проведение стоимостного анализа, составление бюджетов, контроль расходов и доходов.

Логистические функции.

Логистическая функция – совокупность логических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логической системой и её элементами.

Функции управления логистической системой:

- функция планирования: установления оптимальной траектории движения потока, формирования потока, установления его интенсивности, разработка графики следования потока

- функция оперативного регулирования: контроль перемещённых объектов, выработка и ввод в действии управляющих воздействий (ускоренное продвижения материальных ресурсов от поставщиков; изменения траектории движения потока и его компонентов другими; использование резервов оптово – торговых предприятий; страхование поставок за счёт запасов; включение в товарный оборот излишних и ненужных данному предприятию материальных ресурсов дробление материального потока на мелкие партии поставок; изменения частоты поставок).

- функция анализа: выявления влияния различных факторов на фактическое значение параметров потока, расчёт эффективности управления и функционирования логистической системы в целом.

- функция контроля: установление соответствующих фактических параметров движения потока заданными параметрам.

С точки зрения уровня выполнения логистической функции:

- оперативные (управление движением сырья и материалов от поставщика, приемка и движение полуфабрикатов, движение готовой продукции, организация потоков готовой продукции);

- координационные (анализ рынков, потребителей в материальных ресурсах, выявление динамики потребностей в материальных ресурсах, прогнозирование динамики рыночной ситуации, сбор и анализ информации о потребностях клиентуры, анализ и прогнозирование расширения клиентуры).

-с точки зрения уровня организации бизнеса:

- базисные (снабжение, производство, сбыт)

- ключевые (поддержание стандартов обслуживания потребителей, управление закупками, транспортировка, управление запасами, управление производством, ценообразование, распределение)

- поддерживающие (складирование, грузопереработка, защита упаковки, обеспечение возврата товаров, обеспечение запасными частями и сервисное обеспечение, сбор возвратных отходов, информационная поддержка).

Закупочная логистика.

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Цель: надёжное и качественное и обеспечение производственных подразделений материальными ресурсами для выполнения производственных заданий.

Основные задачи закупочной логистики:

- определение структуры или предмета закупок решается со службой снабжения, с производственным отделом и инженерной службой, включает в себя определение потребности в сырье и материалах, их качественных и эксплуатационных характеристик.

- выбор поставщика осуществляется только службой снабжения.

- определение объема закупок решается службой снабжения совместно с производственным, складским, финансовым отделами, бухгалтерией.

- определение условий закупок осуществляется службой снабжения с возможным привлечением производственного, финансового отделов и предполагает определение цены, условий оплаты, доставки, сроков доставки.

Этапы организации процесса закупок:

- определение потребности в материальных ресурсах;

- определение нужных характеристик и количества товаров и услуг;

- анализ и определение возможных источников снабжения;

- определение цены и условий закупок;

- подготовка и размещение заказа на закупку;

- контроль выполнения заказа и/или экспедирование;

- получение и проверка товаров;

- обработка счета и оплата;

- учет поступлений материальных ресурсов.

Методы закупок:

- прямые закупки – закупки материальных ресурсов непосредственно у производителей;

- встречные закупки – закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;

- лизинг – аренда, например, складского оборудования;

- новая закупка – покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;

- обычная повторная закупка;

- измененная повторная закупка – предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;

- комплексная закупка – осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.

Производственная логистика.

Производственная логистика – управление материальными и информационными потоками в сфере производства материальных благ и услуг.

Цель: оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, укладка.

Задачи:

- планирование и контроль производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;

- разработка планов-графиков производственных заданий производственным подразделениям предприятия;

- разработка графиков выпуска продукции, согласованных со службой снабжения и сбыта;

- установление нормативов незавершённого производства и контроль за их соблюдением;

- оперативное управление производством и качеством готовой продукции;

- участие в разработке и реализации производственных нововведений;

- контроль за себестоимостью готовой продукции.

Типы производственных процессов:

- по целевому назначению: основные, вспомогательные, обслуживающие;

- по характеру протекания во времени: непрерывные, периодические;

- по способу воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические и др.;

- по характеру применяемого труда: автоматизированные, механизированные, ручные.

Принципы организации производственного процесса:

- дифференциация – разделение производственного процесса на отдельные части и их закрепление за соответствующими подразделениями предприятия;

- комбинирование – объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенных видов продукции в пределах одного участка, цеха или производства;

- концентрация – сосредоточение определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально-однородных работ на отдельных рабочих местах, участках, в цехах или производствах предприятия;

- специализация – закрепление деталей и изделий широкого ассортимента или выполнение разнородных производственных операций на каждом рабочем месте или производственном подразделении;

- пропорциональность – сочетание отдельных элементов производственного процесса, которое выражается в их определенном количественном отношении друг с другом;

- параллельность – одновременная обработка разных деталей одной партии по данной операции на нескольких рабочих местах и т. д.;

- прямоточность – осуществление всех стадий и операций производственного процесса в условиях кратчайшего пути прохождения предмета труда от начала до конца;

- ритмичность – повторение через установленные сроки времени всех отдельных производственных процессов и единого процесса производства определенного вида продукции.

Логистика запасов.

Логистика запасов – управление материальными потоками, ожидающими вступления в процесс личного или производственного потребления.

Цель: обеспечение бесперебойной работы призводственных и торговых предприятий.

Задачи:

- определение необходимого количества дополнительной продукции;

- выявление времени поставки дополнительной продукции;

- определение необходимых складских площадей для хранения запасов;

- организация процесса пополнения запаса;

- регулирование уровня запаса;

- определение расходов на содержание запасов.

Классификация запасов:

- по месту нахождения: производственные, товарные;

- в каналах сферы обращения: запасы в пути, запасы на предприятиях торговли;

- по исполняемым функциям: текущие, подготовительные (буферные), гарантийные (страховые или резервные), сезонные, переходящие;

- по времени: максимальный желательный запас, пороговый уровень запаса, текущий уровень запаса, гарантийный запас.

Транспортная логистика.

Логистика складирования – отрасль логистики, занимающая вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, учёта товаров и управления запасами.

Цель: организация и осуществление рациональной и недорогой доставки товаров до мест потребления.

Задачи:

- создание транспортных систем;

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- планирование транспортного процесса совместно со складским и производственным;

- выбор видов транспортных средств;

- определение рациональных маршрутов перевозки.

Характеристики видов транспорта:

Показатель Морской Железно-дорожный Речной Автомо-бильный Воздуш-ный Трубопро-водный
Пропускная способность Неограни-ченная Высокая Высо-кая Невы-сокая Малая Ограниче-нная
Себестоимость перевозок Низкая Низкая Низкая Средняя Высокая Высокая/ низкая
Скорость перевозок Низкая Высокая Низкая Высокая Очень высокая Очень высокая
Регулярность перевозок Иногда ограниченная Стабиль-ная Сезон-ная Контро-лируемая Лимити-руется погодой Неогра-ниченная
Дальность перевозок Межконти-нентальная Внутрико-тинен-тальная Вну-три вод-ного бассей-на Неболь-шая Неограни-ченная Внутри-континен-тальная
Объем перевозок Большой Большой Боль-шой Неболь-шой Неболь-шой Большой
Необходимость в специальной сети дорог Не требуется Требуется Не тре-буется Требу-ется Не требуется Требуется
Необходимость в специальных терминалах Требуется портовое хозяйство Требуются терми-налы на станции Требут-ся терми-налы на приста-ни Не требу-ется Требу-ются аэро-порты Требу-ются насосные станции

Логистика складирования

Логистика складирования – отрасль логистики, занимающая вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, учёта товаров и управления запасами.

Цель: обеспечение минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров, а также достижение бесперебойной работы предприятий

Задачи:

- распределение складской сети;

- складирование;

- подготовка груза к поставкам;

- управлением товарными запасами;

- организация складских поставок.

Виды складской тары:

- деревянная: ящики (дощатые, фанерные), поддоны (плоские, ящичные, составные), бочки;

- металлическая: ящики (с опорами, без опор, съемная стенка, открытая сторона, стоечные), поддоны (однонастильные, двухнастильные), цистерны, канистры и бочки, бидоны и фляги;

- картонная;

- стеклянная;

- бумажная;

- полимерная (бочки и канистры, банки и бутылки, ящики и коробки, кассеты, корзины, тара из пенопласта, тара из поропласта).

Информационная логистика.

Информационная логистика - сфера логистики, связанная с управлением информационными потоками, необходимыми для управления и контроля за выполнением логистических операций.

Цель: своевременное и полное информированиеие составляющих областей логистической системы.

Задачи:

- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

- управление запасами;

- определение мест складирования;

- распоряжение внутрискладским транспортом;

- отбор грузов по заказам и их комплектация;

- организация документооборота;

- обеспечение логистических операций необходимой документацией.

ГЛОССАРИЙ

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Информационная логистика - сфера логистики, связанная с управлением информационными потоками, необходимыми для управления и контроля за выполнением логистических операций.

Информационный поток – упорядочное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой.

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процесее доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации

Логистика запасов – управление материальными потоками, ожидающими вступления в процесс личного или производственного потребления.

Логистика складирования – отрасль логистики, занимающая вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, учёта товаров и управления запасами.

Логистическая операция – действие, направленное на преобразование материального и соответствующих ему потоков.

Логистическая система – совокупность элементов, связанных между собой, предназначенных для управления потоками.

Логистическая функция – совокупность логических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логической системой и её элементами.

Логистическая цель – множество физических и юридических лиц, осуществляющих логические операции по обеспечению потребителя продукцией; последовательность технологических и логических операций в производстве, находящихся под единым контролем.

Материальный поток – это продукция, рассматриваемая в процессе приложение к ней различных логических (погрузка, разгрузка, сортировка) и технологических операций (резание, ковка, сортировка, плавка) и отнесённая к оперативному временному интервалу.

Поток услуг – вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности.

Производственная логистика – управление материальными и информационными потоками в сфере производства материальных благ и услуг.

Распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализованных в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями.

Финансовый поток – направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.

Вопросы для повторения

1. Каковы две основные трактовки термина «логистика» в настоящее время?

2. Каковы определения главных категорий логистики – потока и запаса?

3. Каковы параметры потоков?

4. В чем заключаются основные правила логистики?

5. Каково определение материального потока?

6. Как классифицируются материальные потоки?

7. Что такое финансовый поток?

8. Как классифицируются финансовые потоки?

9. Что такое информационный поток?

10. По каким признакам классифицируются информационные потоки?

11. Что такое сервисный поток?

12. Каковы особенности сервисных потоков в логистике?

13. Каково определение логистической операции?

14. Каково определение логистической функции?

15. Что такое логистическая система?

16. Что называется звеном логистической системы?

17. В чем понятие логистической цепи?

18. В чем заключается содержание закупочной логистики?

19. Какие типовые задачи решает закупочная логистика?

20. Каковы этапы процесса закупок?

21. Каковы задачи производственной логистики?

22. Что относится к функциям распределительной логистики?

23. Что из себя представляет логистика запасов?

24. По каким показателям классифицируются виды транспорта?

25. Какова роль складирования в логистике?

26. В чем состоят функции складов?

27. В чем состоит эффективность складирования?

Тренировочные задания

1. В течение двух последних кварталов года фирма получала товары А и Б от двух поставщиков №1 и 2 На основании данных о работе фирмы с поставщиками необходимо принять решение о продлении договорных отношений с одним из них.

Динамика объемов поставки и цен на поставляемые товары

По-став-щик Объем поставки, ед./квартал Цена за 1 ед., у. д. е.
3 квартал 4 квартал 3 квартал 4 квартал
Товар А Товар Б Товар А Товар Б ТоварА ТоварБ ТоварА ТоварБ
№1
№2

Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

Квартал Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение квартала, ед.
Поставщик №1 Поставщик №2

Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик №1 Поставщик №2
Квартал Количество поставок, ед. Всего опозданий, дн. Квартал Количество поставок, ед. Всего опозданий, дн.

2. Определить цену готового продукта, исходя из трехзвенного производственного процесса (добыча сырья и подготовка к потреблению, производство полуфабрикатов, изготовление конечного продукта). Определить конкурентоспособность готового продукта, если известно, что цена конкурентов по аналогичной продукции составляет 125 у. е.

Исходные данные для определения затрат по закупке сырья и его подготовки к потреблению: объем добычи сырья – 120 тыс. тонн в год; цена сырья за одну тонну 260 у. е.; процент выхода продукта из исходного сырья 70%; хранение сырья на складе – 5% от стоимости обработанного сырья; затраты на сушку приобретенного сырья – 1,5 у. е. за тонну; затраты на упаковку обработанного сырья – 1,1 у. е. за тонну; расходы на доставку сырья 0,6 у. е. за тонну; стоимость погрузочно-разгрузочных работ – 0,4 у. е. за тонну; прибыль – 7% от стоимости обработанного сырья.

Исходные данные для определения затрат на производсмтво полуфабрикатов: процент выхода полуфабрикатов из обработанного сырья – 90%; затраты на технологические операции – 14 у. е. за тонну; хранение полуфабрикатов на складе – 4% от стоимости приобретенного обработанного сырья; затраты на упаковку полуфабрикатов – 0,9 у. е. за тонну; расходы на доставку полуфабрикатов – 0,6 у. е. за тонну; стоимость погрузочно-разгрузочных работ – 0,4 у. е. за тонну; прибыль – 6% от стоимости полуфабрикатов.

Исходные данные для определения затрат на изготовление конечного продукта: процент использования полуфабрикатов в производстве – 100%; затраты на технологические операции – 55 у. е. за штуку; объем производства 550 тыс. штук; хранение на складе готовой продукции – 1,7 у. е. за штуку; затраты на упаковку готовых изделий – 1,2 у. е. за штуку; расходы на доставку готовой продукции – 0,3 у. е. за штуку; стоимость погрузочно-разгрузочных работ – 0,2 у. е. за штуку; прибыль – 7% от стоимости готового продукта.

3. Сталелитейный цех на 1 тонну стали расходует 320 кг чугуна и 720 кг лома. Запланированная с июня следующего года норма расхода снижается для чугуна на 5%, для лома на 6%. Определить среднегодовую норму расхода чугуна и лома, а также их необходимое количество на выплавку 340 тыс. т стали.

4. Имеются данные о затратах времени на пути перемещения продукции от производителя до потребителя, используя услуги различных сетей посредников. Затраты представлены между парой объектов, которые по отношению друг к другу являются продавцом и покупателем:

(I, J) (1,2) (2,3) (2,4) (3,4) (3,5) (3,6) (4,7) (5,8) (6,7) (6,8) (7,8)
Tij

Построить сетевую модель. Определить критическое время и критический путь перемещения продукции, резервы времени, исходя из наиболее затратного времени распределения продукции.

5. Имеются данные о запасах поставщиков и потребностях потребителей. Необходимо так распределить запасы поставщиков с учетом потребностей потребителей, чтобы суммарные затраты были минимальными:

Потребители Поставщики В1 В2 В3 В4 В5 Запасы поставщиков
А1  
А2  
А3  
Потребности потребителей  

6. Имеются четыре варианта прогноза потребностей в изделиях: 264 шт., 288 шт., 312 шт., 336 шт. Стоимость хранения изделия на складе 25 руб./шт., потери из-за отсутствия запасных изделий 500 руб./шт. Цена изделия 250 руб. Известно, что в ближайшем квартале будет поставлено не более 300 изделий. Определить наиболее оптимальный прогноз запасных изделий и необходимость дополнительного привлечения запасных изделий.

7. Спрос на двигатели составляет 200 ед. в месяц. Затраты на размещение каждого заказа постоянны и равны 500 руб. Ежедневные затраты на хранение единицы запаса составляют 10 руб. Время поставки партии – два дня. Возможная задержка поставки – один день. Определить параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа.

8. Определить среднетехническую скорость автомобиля и количество ездок, если известно, что время в наряде 10 часов, время в движении 2 часа, время простоя пол погрузкой и разгрузкой 0,5 часа, общий пробег 240 км.

9. Определить необходимое количество автомобилей для перевозки 320 т груза. Грузоподъемность автомобиля 4 т, длина груженой ездки и расстояние ездки без груза 15 км, статистический коэффициент использования грузоподъемности 0,8, время простоя под погрузкой и разгрузкой 30 мин., техническая скорость 25 км/ч, время работы автомобиля на маршруте 8,5 часов.

10. Имеются центральный склад предприятия и три складских филиала. Известно, что объем продукции на центральном складе составляет 800 ед., остаток продукции на складских филиалах равен 40 ед., 100 ед., 80 ед. соответственно. Суточная потребность складских филиалов 20 ед., 80 ед., 25 ед. соответственно. Определить наличие товаров на складских филиалах.

Тесты

1. Что такое логистика:

а) искусство перевозки;

б) искусство управления материалопотоком;

в) предпринимательская деятельность.

2. Что является основным объектом изучения логистики:

а) процессы, выполняемые то

Наши рекомендации