Эволюция праобщин архантропов
Конфликты между членами праобщины, даже если они не вели к распаду того или иного объединения пралюдей, представляли большую опасность. Они расстраивали хозяйственную жизнь праобщины, делали ее менее приспособленной к среде, препятствовали развитию производственной деятельности. Опасность, которую несли в себе конфликты для нормального функционирования праобщины, нужно рассматривать исторически. Степень обуздания зоологического индивидуализма, позволявшая праобщине нормально функционировать, пока она находилась на одной ступени эволюции, становилась недостаточной по мере развития производственной деятельности. Последняя, развиваясь, неизбежно приходила в противоречие с существующим в праобществе уровнем формирования социальных отношений и требовала его дальнейшего повышения, возрастания уровня сплоченности коллектива. И противоречие между потребностями развития производственной деятельности и существовавшими в праобщине отношениями не в малой степени преодолевалось при помощи той формы отбора, которая была охарактеризована как праобщинный отбор.
Праобщины, неспособные преодолеть противоречие между потребностями развития производственной деятельности и существующими в них отношениями, в которых учащались прорывы зоологического индивидуализма, часто происходили конфликты, рано или поздно исчезали. Однако это исчезновение не обязательно означало гибель всех составляющих их членов. Об исчезновении праобщины можно говорить и в том случае, когда она уменьшалась в размерах настолько, что оказывалась неспособной к самостоятельному развитию. Праобщина исчезала и тогда, когда она распадалась на несколько мелких групп, каждая из которых уже не была формирующимся социальным организмом. Такого рода группы в самом лучшем случае могли в течение определенного времени поддерживать свое существование, не претерпевая сколько‑нибудь значительной деградации.
Вполне понятно, что эти обломки праобщин могли соединяться, образуя новые формирующиеся социальные организмы. Они целиком или отдельные их члены могли присоединяться к уже существующим праобщинам. Не может быть полностью исключена возможность возрастания численности той или иной малой группы и превращения ее в праобщину. Однако это могло происходить лишь в самых благоприятных условиях.
Образовывавшиеся социальные организмы могли оказаться способными к прогрессу и дать в дальнейшем путем деления начало новым социальным организмам, могли оказаться и неспособными к нему. В последнем случае они исчезали, а их члены либо гибли, либо входили в состав других праобщин.
В борьбе за существование получали возможность дальнейшего развития лишь те праобщины, в которых успешно преодолевалось указанное выше противоречие. В этих праобщинах создавались благоприятные условия для расширенного воспроизводства их членов. Когда численность членов этих праобщин превышала максимальные размеры, каждая из них распадалась на две новые, дочерние праобщины. Возникшие праобщины в свою очередь могли дать начало новым формирующимся социальным организмам.
В целом у архантропов процесс возникновения новых праобщин преобладал над процессом разрушения праобщин, выпадения их из эволюции. О возрастании численности архантропов и соответственно количества их праобщин свидетельствует заселение ими областей, где раньше людей не было. Об этом говорит и увеличение со временем количества их стоянок на территориях, где они жили.
Таким образом, праобщинный отбор выступал не столько как сортирующий, сколько как творческий фактор. Он не только и не просто отбирал из числа существующих праобщин наиболее способные к развитию, обрекая на гибель неспособные к нему. Разрушая одни праобщины, он создавал другие, производил постоянную перегруппировку пралюдей.
На первом этапе становления человека и общества постоянное исчезновение и возникновение праобщин, их разделение и соединение, постоянная перетасовка их состава, перемешивание людей были необходимым явлением. Взгляда на первоначальные человеческие объединения как на коллективы с неустойчивыми и постоянно перемешивающимися составами, постоянно возникающие и исчезающие, придерживались многие советские исследователи (24. № 5 — 6. С. 17; 131. С. 148; 136. С. 83).
Перемешивание состава праобщин создавало благоприятные условия и для эволюции морфологической организации человека. А совершенствование последней было необходимым условием не только развития производственной деятельности самой по себе, но и повышения уровня сплоченности праобщины.
В течение определенного времени дальнейшее формирование общественных отношений, расширение сферы влияния общественной воли могли происходить без изменения морфофизиологической организации человека. Но общественная воля могла существовать, только проявляясь в индивидуальной воле. Социальный контроль невозможен без способности индивида контролировать свое собственное поведение, обуздывать свои инстинкты. Поэтому рано или поздно дальнейшее повышение уровня сплоченности коллектива становилось невозможным без дальнейшего формирования индивидуальной воли, что в свою очередь предполагало совершенствование структуры мозга. И в таком случае праобщинный отбор выступал одновременно и как праобщинно‑индивидуальный, по существу сливался с последним.
Производственная деятельность, развивавшаяся под воздействием производственных отношений, при посредстве подчиненных ей праобщинного и праобщинно‑индивидуального отборов формировала человеческое общество и самого человека одновременно как производительную силу и социальное существо. Вызвав к жизни праобщинно‑индивидуальный отбор, производственная деятельность превратила биологическую эволюцию человека в один из моментов становления человеческого общества.
Праобщина с момента своего появления была уже не биологическим объединением, а особого рода организмом, развивающимся по законам, отличным от биологических. Однако подлинным социальным организмом она не стала. Ее эволюция была невозможна без биологического развития человека. Соответственно в ней действовали не только социальные, но и биологические законы, хотя последние играли подчиненную роль. Праобщина была формирующимся обществом. И праобщина архантропов была первой формой этого становящегося социального организма.