В условиях отрицательной температуры
А.И. Ахметзянов, УГНТУ, г.Уфа.
Дюкер представляет собой сваренную нитку трубопроводов,
подготовленную к прокладыванию через естественные и искусственные
препятствия. Их применение оправдано технико-экономическими
обоснованиями, и опытом эксплуатации.
Наибольшая часть переходов через естественные и искусственные
препятствия на данный момент, сооружаются с использованием дюкеров. В
условиях российского климата, возникают ситуации, когда проведение
гидроиспытаний проходит в условиях отрицательных температур. При
использовании проектного испытательного давления, в стенке трубопровода
возникают нагрузки превышающие проектные, что может привести к
возникновению дефектов и последующему разрушению трубопроводов.
Учитывая высокую ответственность переходов через препятствия, данная
проблема требует рассмотрения.
В условиях отрицательных температур вода в трубопроводе охлаждается,
и как следствие ограничивается время испытания при отсутствии
теплоизоляции. В тоже время напряжения в стенке трубопровода
увеличиваются, так как увеличивается величина внутреннего давления воды.
В работе показаны зависимости температуры, давления и напряжений в
стенке дюкера при проведении гидравлических испытаний в условии
отрицательных температур. Установлено, что напряжения достигают своего
максимального значения в конце испытания и могут значительно превысить
проектные значения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Быков Л.И., Мустафин Ф.М., Рафиков С.К., Нечваль A.M., Лаврентьев А.Е.
Типовые расчеты при сооружении и ремонте газонефтепроводов: Учеб, пособие. - Санкт-
Петербург: Недра,2006. -824 с, ил.
2. СНиП 3.05.04-85. Испытание трубопроводов и сооружений. ВНИИ ВОДГЕО, 1989.
3. ВН 39-1.9-004-98. Инструкция по проведению гидравлических испытаний
трубопроводов повышенным давлением. ВНИИГАЗ, 1998
УДК 622.692.482
ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ СИСТЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА
УГЛЕВОДОРОДОВ
И.А. Афанасьев, Т.Ф. Габдрахманов, Ю.А. Фролов, УГНТУ, г. Уфа
Транспорт углеводородов посредством магистральных трубопроводов
оказывает минимальное, по сравнению с другими видами транспорта,
17
воздействие на окружающую среду [1]. Но, несмотря на данное утверждение,
возникновение аварий является неотъемлемой частью любого производства.
Для того чтобы свести к минимуму вероятность возникновения подобных
ситуаций, на предприятиях транспорта углеводородов вводятся системы
производственного экологического мониторинга и контроля (ПЭК).
В соответствии с ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» производственный контроль в данной области (производственный
экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в
процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране
окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению
природных ресурсов, а также в целях соблюдения установленных
законодательством требований в данной области,
В докладе выполнен анализ существующих систем ПЭК, создаваемых в
крупнейших российских компаниях, занимающихся транспортировкой
углеводородов: ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «Газпром».
Показано, что усилия ОАО «АК «Транснефть» в области охраны
окружающей среды направлены на то, чтобы транспортировка нефти не
причиняла вреда окружающей среде [2]. На каждый из объектов компании
разработаны планы ликвидации возможных разливов нефти (нефтепродуктов)
(ЛАРН), которые, впрочем, не лишены недостатков [3].
ПЭК компании ОАО «Газпром» также опирается на природоохранное
законодательство РФ и направлен на сохранение целостности окружающей
среды и рационального использования природных ресурсов, что зафиксировано
стандартами предприятия (СТО Газпром 2-1.19-275-2008).
В докладе показано, что системы производственного экологического
контроля рассматривают объекты производства и транспорта, как оказывающие
воздействия на окружающую среду. В то же время нельзя оставлять без
внимания и обратное: окружающая среда влияет на функционирование
объектов трубопроводного транспорта, в частности и на подводные переходы
(размыв, эрозия, климатические условия). Внедрение системы наблюдения за
состоянием окружающей среды, как объекта воздействия на магистральный
трубопровод позволит прогнозировать еѐ состояние, а, следовательно,
своевременно реагировать на неблагоприятные обстоятельства, проводить
ремонт или замену соответствующего участка, что, в свою очередь, снизит риск
возникновения аварии. Показаны возможности существующих ПЭК,
обозначены проблемы и перспективы развития.__